Глава о поучении и мере в оном
Сказал Аллах Всевышний: Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещеванием (16:126/125).
699 - Абу Ва’ил Шакик бин Салама рассказывал: Ибн Мас’уд (Р) поучал нас каждый четверг. И один человек сказал ему: О Абу 'Абд ар-Рахман, я хотел бы, чтобы ты поучал нас каждый дань. И тот ответил: Мне не позволяет делать это то, что я не хочу надоедать вам. Проповедуя, я забочусь о вас, как заботился о нас Посланник Аллаха (С), опасаясь навредить нам.
"Йатахаввалуна" - заботится о нас.
700 - Абу ал-Йакзан ‘Аммар бин Йасир (Р) говорил: Я слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: Если человек долго молится и краток в проповеди, то это - знак того, что он сведущ в вопросах веры. Продлевайте же молитву и будьте кратки в проповеди. Это поведал Муслим.
"Ма инна" с фатхой над "мим", потом "хамза" с касрой, затем удвоенная "нун" - это значит: знак, указывающий на его осведомленность.
701 - Му’авийа бин ал-Хакам ас-Мулами (Р) поведал: Однажды, когда я молился вместе с Посланником Аллаха (С), один из молящихся людей чихнул, и я сказал ему: Да смилуется над тобой Аллах! Люди же стали бросать на меня неодобрительные взгляды. Тогда я сказал: Да осиротятся ваши матери! Что это вы смотрите на меня? А они стали ударять себя руками по бедрам. И когда я увидел, что они желают, чтобы я замолчал, я умолк. Когда же Посланник Аллаха (С) молился (и пусть отец мой и мать моя будут выкупом за него, я ни до него, ни после него не встречал никого, кто бы учил лучше него), он, клянусь Аллахом, не накричал на меня, на ударил и не отругал меня. Он сказал: Поистине, не годится, чтобы во время молитвы люди говорили что-нибудь, ибо она предназначена для восхваления и возвеличивания Аллаха, и для чтения Корана. Или же Посланник Аллаха (С) сказал нечто подобное. А я сказал: О Посланник Аллаха, поистине, я лишь недавно оставил невежество, Аллах дал нам ислам, но среди нас есть такие, что по-прежнему ходят к прорицателям. Он сказал: Так не ходите же к ним. Я же сказал: Среди нас есть и такие, что верят в дурные предзнаменования. И ом молвил: Это - нечто, что встречается в их душах, но не мешает им. Это поведал Муслим.
"Ас-сукл" с даммой над "са’" с тремя точками: беда и несчастье. "Ма кахарани" - т.е. не накричал на меня.
Глава о достоинстве и спокойствии
Сказал Аллах Всевышний: А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят : "Мир!" (25:64/63).
Глава о побуждении к достоинству и уравновешенности в молитве, знании и подобных им проявлениях веры
Сказал Аллах Всевышний: А кто почитает отмеченных для Аллаха ведь они от богобоязненности сердец (22:33/32).
704 - Абу Хурайра (Р) поведал: Я слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил: Если свершается молитва, то не идите к ней поспешно, но идите к ней шагом, и пусть будет в вас уравновешенность. Молитесь же, начиная с того места, которое вы застали, и восполняйте то, что пропустили, позже.
В одном из своих рассказов Муслим добавляет: Поистине, если кто-либо из вас стремится к молитве, то он уже будто молится.
Глава об уважении к гостю
Сказал Аллах Всевышний: Дошел ли до тебя рассказ о гостях Ибрахима почтенных? Вот вошли они к нему и сказали: "Мир! " Сказал он: "Мира Люди неведомые! " И вышел он к своей семье, и принес жирного теленка, и предложил им, сказав: "Не поедите ли?" (51:24-27), Сказал Всевышний: И пришел к нему его народ, поспешно устремляясь? и раньше они творили зло. Сказал он: "О народ мой! Вот мои дочери, они - чище для вас! Побойтесь же Аллаха и не позорьте меня в моих гостях. Разве нет среди вас человека прямого?(11:80/78).
706-Абу Хурайра (Р) передавал, что Пророк (С) сказал: Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и последний день, оказывает почет гостю своему. Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и последний день, крепит свое родство. Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и последний день, говорит доброе либо пусть молчит.
707 - Абу Шурайх Хувайлид бин 'Амр ал-Хуза’и (Р) слышал, как Посланник Аллаха (С) сказал: Пусть тот, кто уверовал в Аллаха и последний день, оказывает почет гостю своему в соответствии с его правом. Спросили: А в чем его право, о Посланник Аллаха? И он
сказал: День его и ночь его, и гостить в течение трех дней, а что помимо этого - то это милостыня для него.
В одном из рассказов Муслима: Мусульманину не дозволяется пребывать у брата своего так долго, чтобы вводить того в грех. Спросили: О Посланник Аллаха, а как можно ввести его в грех? И он сказал: Быть у него столько, что у чего не останется ничего, чем бы он мог угостить его (гостя).