Тема 10. Анализ хозяйственной деятельности предприятия

I. Задания для самостоятельной работы

1. Найти и выписать определения анализа хозяйственной деятельности.1

2. Рассмотреть классификация видов анализа хозяйственной деятельности.1

3. Изучить методы анализа хозяйственной деятельности.

4. Ознакомится с общей оценкой бухгалтерского баланса.1

5. Ознакомится с диагностикой и анализом финансового состояния.1

6. Что представляет оценка состава и структуры источников средств предприятия.

7. Изучить показатели ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности работы предприятия.

8. Что включает анализ организации производства, уровня управления хозяйственной деятельностью?

II. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к семинарскому занятию

Анализ является одной из основных функций управления и состоит из разъединения целостной совокупности на отдельные части, изучая которые получают представление о развитии всей совокупности под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) позволяет исследовать взаимодействие элементов производительных сил (орудий труда, предметов труда и рабочей силы) по стадиям производства и реализации продуктов труда, понять и объективно оценить эффективность работы персонала предприятия при имеющемся производственном потенциале. В процессе анализа выявляются резервы, причинно-следственные связи и факторы, которые можно использовать для роста эффективности деятельности фирмы. Аналитики разрабатывают методики по реализации выявленных резервов и факторов, практическому использованию результатов анализа в текущей и перспективной управленческой деятельности фирмы.

Обобщенно задачи анализа можно сформулировать как процессы наблюдения, изучения, оценки состояния, нахождения и мобилизации резервов и факторов развития производства, реализации и потребления продукции (работ, услуг). Составляющими обобщенной задачи анализа хозяйственной деятельности фирмы являются задачи по определению резервов и факторов экономии ресурсов и повышения качества на всех стадиях производственного процесса, роста производительности труда на экстенсивной и интенсивной основе, достижения лучших финансовых результатов.

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности фирмы исходит из основных функций управления.

Анализ как функция управления осуществляется ежедневно, но может регулярно проводиться в краткосрочные (неделя, декада, месяц) и долгосрочные периоды (квартал, год, несколько лет). Кроме того, анализ может осуществляться специализированными аналитическими службами, собственниками предприятия, органами управления, поставщиками, покупателями, аудиторскими фирмами, кре­дитными и финансовыми органами, т. е. различными субъектами хо­зяйствования.

По содержанию и полноте охвата изучаемых вопросов различа­ют комплексный, системный и локальный анализ.

Методы анализа хозяйственной деятельности — это совокупность приемов, применяемых для обработки информации о работе предприятия.Эти приемы составляют основу методик анализа, в которых описывается подробное содержание показателей и этапов проведения анализа. Различают общие, типовые и частные методы и методики проведения анализа. Общая методикапредставляет собой такую совокупность этапов и приемов аналитической работы, которая присуща любым процессам, происходящим на предприятии. Типовая методика — это общая методика, применимая для разных отраслей и областей знаний. Частная методикаконкретизирует общую методику для конкретного предприятия определенной отрасли в отношении конкретных вопросов, поставленных для выполне­ния соответствующих задач.

В общем виде выделяют следующие этапы подготовки к системному анализу: 1) исследование объекта (системы) с целью определения задач; 2) подбор показателей, способных дать объективную оценку объекта; 3) разработка схемы изучаемой системы; 4) построение экономико-математической модели (блок-схемы); 5) работа с моделью (блок-схемой). После определения методологии анализа переходят к формированию методики. Методика — это совокупность способов, приемов и правил выполнения работы по анализу хозяйственной деятельности. Требования к методикам анализа в последние годы расширились. Теперь наряду с оценкой наличия, размеров наличия, состояния и возможностей использования резервов производства и реализации продукции необходимо диагностировать состояние производства и реализации, выявлять возможности появления «болезней» и наличие их, давать рекомендации по преодолению этих «болезней» и развитию производства и реализации продукции.

Диагностика может осуществляться в виде экспресс-анализа в короткий промежуток времени и фундаментального анализа, который требует более длительного времени. Основным источником информации является бухгалтерский баланс и приложения к нему, характеризующие изменение финансового состояния предприятия за истекший год. Различают шесть основных методов финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, относительных показателей, сравнительный, факторный.

Непосредственно из баланса можно получить ряд важнейших ха­рактеристик финансового состояния организации. К ним относятся:

1) общая стоимость имущества организации;

2) стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества;

3) стоимость мобильных (оборотных) средств;

4) стоимость материальных оборотных средств;

5) величина собственных средств организации;

6) величина заемных средств;

7) величина собственных средств в обороте;

8) чистый оборотный капитал, равный разнице между оборот­ными активами и текущими обязательствами, и т. д.

III. План семинарского занятия

1. Информационная основа анализа хозяйственной деятельности предприятия.

2. Методика системного хозяйственного анализа.

3. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия.

4. Общая оценка бухгалтерского баланса.

5. Платежеспособность предприятия.

IV. Рекомендуемая литература

онный Основная

13. Экономика предприятия: учебное пособие / В.В.Жиделева, Ю.Н.Каптейн,- 2е изд.перер. и доп. – М.:ИНФРА – М., 2009 – 133 с. Гриф МО.

Дополнительная

13. Иващенко Н.П., Экономика фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2008 г.

Наши рекомендации