Исключительные права ЮЛ на средства их индивидуализации.

В 90е годы использовался альтернативный термин, а именно – «интеллектуальная собственность ЮЛ». Этот термин стоит понимать условно. Его объекты:

a. Наименование ЮЛ - «корпус фирмы». Состоит их 2х элементов:

o Наименование орг-прав формы ЮЛ;

o И собственно название.

В случаях предусмотренных законом «корпус фирмы» дб дополнен. Н: если хоз.общество является коммерческим банком, то в наименование обязательно должно присутствовать «коммер.банк» либо же выполняет страховую деятельность. В унитарном предприятии дб ссылка на собственника. Если это хоз.товарищество то дб имя/наименование хотя бы одного участника.

Ограничения и запреты предусмотрены ФЗ. Н: нельзя назвать лицо «Судебный пристав». Наименование «Россия» или её субъектов – только с разрешения органов исполнительной власти.

Право использования наименования с момента гос.регистрации юр.лица. С момента гос.регистрации у ЮЛ появляется право на фирму (ЮЛ вправе на бланках указывать своё наименование, использовать в рекламе, зарегестрировать как товарный знак, обязано иметь это наименование на круглой печати). Право на фирму неотчуждаемо.

Исключения: во ч2 ГК разрешена продажа предприятия как имущественного комплекса. Поэтому наименование можно включить в состав продаваемого предприятия.

Договор коммерческий концессии (франчайзинг) – ЮЛ вправе разрешить использовать своё наименование другому ЮЛ за франчайзинговые платежи.

Право на наименование прекращается с ликвидацией ЮЛ правообладателя.

Индивидуализация самого ЮЛ – главная функция наименования.

b. Товарные знаки, знаки обслуживания;

o В отличии от наименование вправе (а не обязано) иметь товарный знак и знаки обслуживания.

o Не только ЮЛ, но и ИП может зарегистрировать за собой ТЗ и ЗО.

o Между ТЗ и ЗО есть только 1 отличие – ТЗ проставляются на товарах; а ЗО помечаются работы/услуги. Если обладать хочет получить правовую охрану ТЗ и ЗО, то тогда придётся их регистрировать. Иначе, госво прав.охрану не предоставляет.

o Регистрация проходит в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и тов.знакам.

o ТЗ и ЗО появились благодаря развитию конкуренции (примерно с 18 века). Товаропроизводителям стало выгодно, чтобы потребители отличали товары разных производителей.

o Для регистрации необходимо отправлять заявку: подробное словесное описание ТЗ и ЗО, материалы о его внешнем виде, перечень товаров, работ, услуг, которые будут этими знаками обозначаться.

o Есть определённые запреты и ограничения на ТЗ и ЗО. Они должны быть:

§ Легко обозримыми;

§ Не похожи на уже зарегистрированные;

§ Не выражены в форме слов, выражений, которые вошли в повседневную жизнь и не ассоциируются с товарами, работами и услугами конкретного производителями.

§ Если используется, чей-то внешний вид, то должно быть письменное разрешение от этого человека.

§ Если используется чья-то подпись, то также требуется согласие.

o Срок действия – 10 лет с правом пролонгации с выплатой пошлины.

o В ГК закреплена классификация ТЗ И ЗО:

§ Символические

· Символ разработан дизайнером

· Символ реально существующий в природе

§ Словесные (слово, словосочетание)

§ Цветовые

§ Звуковые (для рекламы)

§ Комбинированные (слово+символ и тп)

§ Индивидуальные (один хоз.субъект регистрирует)

§ Коллективные (несколько). Необходимо их совместное заявление.

§ Общеизвестные

o Как и фирменное название, ТЗ и ЗО неотчуждаемы.

o Исключения:

§ Можно продать ТЗ в состав продаваемого предприятия;

§ Заключить договор франчайзинга – 5 лет с правом пролонгации.

Право на ТЗ и ЗО прекращается с истечением срока свидетельства или ликвидацией хоз.субъекта-правообладателя.

c. Наименование места происхождения товара.

o Товаропроизводители нередко указывают в название своих продуктов географические объекты. Это разрешено делать, но хоз.субъект должен зарегистрировать это право за собой. Он должен указать, что в производстве своей продукции он использует уникальные компоненты с особыми свойствами или привлекает представителей известной школы мастеров. + товар должен производится на территории указываемой местности. Срок: 5 лет с правом пролонгации.

o Право на наименование места происхождения товара не носит исключительный характер. Это значит, что получить исключительные права на наименование географического объекта нельзя.

o Договор франчайзинга заключать нельзя.

o Основания прекращения права:

§ Срок действия права окончен и не пролонгирован;

§ Те же потребители вправе обратиться в суд или в УФАС с жалобой, что, по их мнению, товар никакими особыми свойствами не обладает. УФАС проводить проверку по заявлению и может обратиться в Арбитражный суд (нарушение прав потребителя).

Общие положения об обязательствах и договорах

1) Понятие, участники и особенности обязательства

Обязательства – вид гражданского правоотношения содержанием которого являются обязанность 1ой стороны в обязательстве совершить в пользу другой стороны определённые действии (или наоборот – воздержаться от совершения определённых действий; н: лицензиар он берёт на себя обязательство ни с кем более такие договоры не заключать).

Стороны:

· Управомоченный субъект – кредитор – наделён правом требования к должнику;

· Обязанное лицо - должник. Этот термин понимается широко. Должники – поставщики, подрядчики и тп.

По денежным обязательствам – дебитор и дебиторская задолженность. Обязательство дебитора – долг.

Каждый участник обязательство является и должником и кредитором одновременно.

Особенности обязательств: (сравнение с вещными правоотношениями)

1) Разные объекты

a. И-О – в вещных правах

b. Сами действия должника

2) В вещном правоотношение можно обойтись без контр-агента, в обязательственном – нет

3) Разные способы защиты – вещно-правовые иски не применяются для защиты прав и законных интересов участников обязательства. Здесь есть свои обязательственные требования. Конкуренция исков не допускается.

4) Вещные правоотношения – статичны; а обязательственные – динамичны.

Вывод: совокупность Г-П норм, регламентирующих обязательственные правоотношения образует в системе ГП крупнейшую подотрасль – Обязательственное право. Она настолько крупная что имеет внутреннюю систему – общая (общие положения об обязательствах и договорах) и особенная (отдельные виды обязательств) часть.

Наши рекомендации