Перечислите и дайте характеристику основных видов систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей.
Систематическая ошибка - ошибка исследования, не связанная с выборкой. Она может быть вызвана концептуальными или логическими ошибками, неправильной интерпретацией ответов, а также статистическими, арифметическими, табуляционными, кодовыми или отчетными ошибками. Систематические ошибки подразделяется на: случайные(дают оценки, отличные от истинного значения; они могут приводить к отклонениям и в большую, и в меньшую сторону и имеют при этом случайный характер) и неслучайные(приводят к односторонним отклонениям, для них характерна тенденция к смещению выборочного значения относительно параметра совокупности). Недостатки систематических ошибок: - не так часты, но и не настолько подконтрольны, как ошибки в выборке;- в систематических ошибках, как направление, так и величина ошибки могут оказаться совершенно непредсказуемыми, в отличие от выборок, где ошибки в выборке при использовании вероятностных методов могут быть оценены; - приводят к смещению выборочного значения относительно параметра совокупности;- влияют на достоверность выборочных оценок. Особенно критичными ошибки становятся при работе с широкомасштабными, хорошо продуманными вероятностными выборками, т.к. при увеличении эффективности проектирования выборки и уменьшении выборочной дисперсии, эффект систематических ошибок усиливается. Чем эффективнее составлена выборка, тем большую роль играют систематические ошибки и тем меньшим смыслом обладают вычисления по определению доверительного интервала, в основе которых лежат обычные формулы. Систематические ошибки делятся на два основных типа: ошибки, связанные с неполучением данных (ошибки ненаблюдения), и ошибки наблюдения. Ошибки ненаблюдения возникают вследствие невозможности получения данных от части элементов обследуемой совокупности и быть вызваны тем, что часть обследуемой совокупности не была представлена в выборке, или же элементы, отобранные для включения в выборку, не представили данных. Ошибки наблюдений возникают вследствие некорректной информации, полученной от элементов выборки, они могут возникнуть и на стадии обработки данных или формулирования итогового вывода. Понятие и сущность ошибок ненаблюдения.Существуют два типа ошибок ненаблюдения: ошибки неохвата(систематическая ошибка, являющаяся следствием того, что определенные части или целые блоки генеральной совокупности не были включены в основу выборки) и ошибки неполучения данных. Неохват может стать источником серьезных неточностей, при этом ошибка неохвата относится только к ошибочно выпавшим из рассмотрения частям совокупности. Таким образом, проблема неохвата имеет отношение к основе выборки.Ошибка перебора может возникать из-за возникновения повторов в сводке элементов выборки.Ошибки неохвата:1) относятся к разряду систематических ошибок и потому не входят в стандартные стат. зависимос. ;2) как правило, не могут быть устранены посредством увеличения объема выборки;3) могут иметь существенный размер;4) могут быть уменьшены при осознании их наличия с помощью улучшения основы выборки и принятия ряда специальных мер, позволяющих до определенной степени компенсировать остаточное несовершенство основы. Ошибка неполучения данных – систематическая ошибка, порождаемая отсутствием информации о некоторых элементах, которые должны были войти в состав выборки. Для того, чтобы оптимизировать и стандартизировать практику исследований предлагается определение доли ответивших(отношение количества
проведенных с респондентами интервью к количеству приемлемых респондентов в выборке). Различают две главные причины ошибки неполучения данных — это отсутствие и отказ от интервью. Отсутствие – систематическая ошибка, возник. вследствие неполучения ответов от заранее определенных респондентов, отсутствующих дома в момент звонка регистратора.Отказы от интервью– систематическая ошибка, возникающая вследствие того, что часть респондентов отказывается принимать участие в обследовании. Доля отказов зависит часто от особенностей респондентов, организаций, осуществляющих финансовое обеспечение обследования, обстоятельств контакта, темы обследования и искусства интервьюе-ра.Стратегии, рекоменд. для корректировки ошибки:1. Увеличение доли первичных ответов (улучшение условий проведения интервью и углубленное обучение интервьюеров).2. Повторные попытки.3. Экстраполяция получ.информации(оценка возможного эффекта, обусловленного неполучением данных, и соответствующая коррекция результатов исследования).Частичное неполучение данных состоит в том, что респондент, согласившийся принять участие в опросе, не хочет или не может ответить на некоторые вопросы из-за специфики их формы или содерж. или вследствие нежелания обременять себя поиском инф. Понятие и сущность ошибок наблюдения
Ошибка сбора– систематическая ошибка, возникающая при сборе данных.Человек отказ отвечать на одни и дает неправильные ответы на другие вопросы интервьюера - ошибками пропуска и ошибками свидетельства. Поведенческие факторы. Биографические данные, мнения, позиции, намерения респондента могут являться источниками ошибок. Существуют 3 модели поведения интервьюеров, которые приводят к появлению ошибок: ошибки при формулировке вопросов и неумение задавать уточняющие вопросы, ошибки при записи ответов, подтасовка данных.Достоверность :
1) Метод опроса — проверяется соответствие использованного метода заданному (например, действительно ли проводился персональный, а не телефонный опрос).
2) Поставленные вопросы — проверка того, не были ли выпущены из рассмотрения важные вопросы (демографического или классификационного характера).
3) Демонстрация продукции — проверка того, действительно ли была произведена потребная для проведения опроса демонстрация продукта или информационного листа.
4) Знакомство респондента с интервьюером — проверка того, не занимался ли интервьюер опросом своих знакомых или друзей.
5) Реакция на проведение опроса — проверка «качества» работы интервьюера.
Офисные ошибки. Систематические ошибки могут возникать не только при сборе информации. Они могут появляться при редактировании, кодировании, составлении таблиц и анализе данных.
Суммарные ошибки. Частные ошибки, складываясь, приводят к ошибке суммарной, которая и должна интересовать исследователей.
При работе с ошибками сбора данных можно воспользоваться схемой Кана— Кэннела
интервьюер респондент
Характеристики: Характеристики:теже что и у интер-ра
Возраст Психологические факторы:теже
Образование Поведенческие факторы:
Ответы на вопросы
(адекватные – неадекватные)
(точные – неточные)
Социально-экономический статус
Национальность,Религиозная принадлежность,Пол и т.д.
Психологические факторы:Восприятие,Позиция,Намерения,мотивы
Поведенческие факторы:Ошибки при вопросах,Ошибки при распределении типа респондентаОшибки мотивации,Ошибки при записи ответов
Личные особенности (характеристики). личные особенности могут серьезно повлиять на ответы. Психологические факторы. результаты работы интервьюеров имеют обусловленность их взглядами, позициями и стремлениями.
17. Объясните на конкретном примере, как связаны параметры: сложность задания и уровень возбуждения?
Согласно закону Йеркса-Додсона, существует оптимальный уровень возбуждения, эмоционально-мотивационного обеспечения деятельности. При слишком высоком уровне возбуждения во время деятельности происходит смещение цели на результат (энергия уходит на представление результата).
Фактор сложности задания вносит в поведение человека свои коррективы.
Пример. Если человеку даётся сложное задание, например, работнику нужно составить производственный или бухгалтерский отчет, то на него ложится большая ответственность за свою деятельность. Во время выполнения этой сложной задачи ему нужно быть спокойным и сконцентрированным. Поэтому сложные задания требуют невысокого уровня возбуждения, так как в ситуации повышенной ответственности перевозбуждение ухудшает результат работы.
И напротив, при простых заданиях и лёгких видах деятельности, например наведение порядка в бумагах, следует поддерживать высокий уровень возбуждения и мотивации, чтобы избежать состояния вялости и утомлённости.