Понятие мен-та, его основные категории, используемые в теории и практике.
Классические концепции управления.
Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в теч. длит. времени. Черты: 1) тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; 2) расчленение операций на сост. элементы; 3) введение оплат труда, стимулир рост выработки
Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть.
Форд внедрил модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля и план-ния.
Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач, обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич. построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль документооборота.
Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций управл.: предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда, полномочия и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва, подчинение частных интересов общим. вознаграждение. централизация, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.
Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог. факторов влияния на производ-ть персонала.
Современные концепции управления.
1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»; -учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулиров; -утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экон. рез-т; -учет эконом. требований в принятии предпр. решений.
2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку.
3)Total Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция гарантированного качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для полноты удовлетворения запросов потребителя
4)Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция ориентирует на комплексное повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников орг-ции.
5)бенчмаринг – направлена на мониторинг последних достижений основных конкурентов во всех функц. сферах, тенденций развития техники и технологии и использования этой инф-ции при определении стратегии развития орг-ции.
6)реинженеринг – это перепроектирование бизнес-процессов с чистого листа с целью их качеств. улучшения, ликвидации наслоения организац. хар-ра, учета совр. возм. в технике и технологии
Вклад рос. ученых в развитие теории управления.
Основные элементы орг-ций.
Осн. субъекты рын. отношений – орг-ции, гос-ва, банки, дом. хоз-ва, между кот. существ. матер, инф, фин. потоки. Орг-ции явл. открытыми соц-эконм. системами.Она взаимодействует с внешн. средой, на входе орг-ция имеет матер, человеч, энергетич., фин, информ. ресурсы, а на выходе имеется продукция или услуги, инф-ция, финансы. В самой орг-ции происходит процесс преобразования входов. Особ-ти соц-эконом. систем состоят в след.: 1)изменчивость отдельных параметров системы, стохастич.(вероят) хар-р ее поведения; 2)уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у этой системы предельных возможностей определяемых наличием ресурсов; 3)способность противостоять разрушающим систему тенденциям; 4)сп-ть адаптироваться изменяющ. условиям; 5)сп-ть изменять свою структуру и формировать вар-ты поведения; 6)сп-ть и стремление к целесообразованию, т.е. формирование цели внутри системы.
Система – это сов-ть взаимосвяз. элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодейств. для достижения цели орг-ции.
В орг-ции как системе различают след. элементы: -функцион. области деят-ти орг-ции– основные виды деят-ти, объединенные определ. целью и однородностью решаемых взаимосвяз. задач, решение кот. необходимо для достижения цели. Функц. области выступают объектами м-та в орг-циях и определяют структуру управления. Типич. функц. областями явл. сбыт (маркетинг), произ-во, финансы, персонал, НИОКР (инновации). -эл-ты произв. процесса. Произв. процесс – это сов-ть трудовых и естеств. процессов, в рез-те взаимодействия кот. сырье и материалы превращаются в гот. продукцию. Осн. эл-ты произ. процесса: предметы труда (- вещ-во природы, вещь или комплекс вещей, на кот. человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовл. личных и произв. потребностей), средства труда (-орудия (произв. оборудов., инструменты) и материальные усл. труда (произв. помещения, склады, осветит. установки), труд (-целенаправл. деят-ть раб-ков орг-ции, связан. с превращением исходного сырья и материалов в гот. продукцию или услуги). -эл-ты управления. Управление – это умение правильно определять, формулировать, анализировать проблемы, возник. в процессе деят-ти фирмы, разрабатывать программы, ставить конкретные задачи, принимать правильное решение. Выделяют след. осн. элементы упр. подсистемы: 1)ф-ции управл. – целеполагания, планирования, организовывания, комуникативная. 2)структура управления – это сов-ть эл-тов системы управл. в их органичной устойчивой взаимосвязи.
Функции и роли мен-ров.
1.Межличностные роли: 1)Образец для подражания- символ.глава, в обяз-ти кот. входит выполнение обычных обяз-ей правового или соц. хар-ра (хар-р деят-ти -церемониалы, действия, обязываемые положением); 2)Лидер- ответ-ый за мотивацию и активи-зацию подчиненных, ответст. за набор, подготовку работников и связ. с этим обяз-ти (факт. все управл. действия с участием подчиненнх); 3)Интегратор – обеспечивает работу саморазвив. сети внешних контактов и источников инф-ии, кот. предоставляют инф-ию и оказывают услуги (переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешним орг-иями и лицами).
2. Информационныеые роли: 4)Собиратель инф-ии - разыскивает и получает разнообразную инф-ию (в осн. текущую) спец. хар-ра, которую, понимая орг-ию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает какнервный центр внешн. и внутр. инф-ии, поступ. в орг-ию (обработка всей почты, осущ.контактов, связ. преимущ. с получение инф-ии (период. издания, ознаком. поездки); 5)Распределение инф-ии – передает инф-цию, полученную из внешних источников или от других подчин., членам орг-ии, часть этой инф-ии носит чисто факт. хар-р, другая требует интерпретации отд. фактов для формирования взглядов орг-ии (рассылка почты по орг-ям с целью получения инф-ии, вербальные контакты для передачи инф-ии подчиненным; 6)Представитель – передает инф-ию для внешних контактов орг-ии относ. планов, политики, действий, рез-тов работы орг-ии, действует как эксперт по вопросам данной отрасли (участие в заседаниях, обращение через почту).
3. Роли, связанные с принятием решений: 7)Предприниматель – изыскивает возм-ти внутри самой орг-ии и за ее пределами, разрабатывает и запускает проекты по соверш-ию, приносящие изменения, контролирует разработку опред. проектов (участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включ. планирование или разработку проектов усоверш. деят-ти); 8)М-р кризисных ситуаций – отвечает за корректировочные действия, когда орг-ия оказывается перед необх-тью важных и неожиданных нарушений (обсуждение стратег. и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы); 9)Распределитель ресурсов -ответст. за распред-ие всевозм. ресурсов орг-ии, что факт. сводится к принятию или одобрению всех знач. решений орг-ии (составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связ. с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных); 10)Ведущий переговоры – отвеств. за представительство орг-ии на всех значит. и важных переговорах.
Система ф-ций м-та.
Ф-ции м-та определяют устойчивый состав специфич. видов управл. деят-ти, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложений. Дифференциация ф-ций м-та (по сути специал-ция в опред. сфере управл. деят-ти ) позволяет выделить отдельные задачи и виды управл. деят-ти и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления. Различают:
-общие отражают содержание основных стадий процесса управления деят-тью орг-ции на всех иерарических уровнях: целеполагание, планирование, организовывание; учет, контроль, анализ; регулирование).
-социально-психологич. связаны с хар-ром произ. отношений в коллективе (делегирование и мотивация). Делег. означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, кот. принимают на себя ответст-ть за их выполнение. Компетенция -это огранич. право раб-ка или подразд. использовать средства и ресурсы орг-ции для выпонения поставленных перед ним задач. Мотивация как ф-ция м-та означает процесс стимулирования всех участников деят-ти орг-ции для достижения целей развития орг-ции.
-технологич. составляют содержание технологий труда м-ра (решения и коммуникации). Ф-я принятия реш. определ. рез-т деят-ти управленца. Ф-я ком-ции свяана с получением и обеном инф-ции.
Ф-ции взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему м-та, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленч. воздействия на деят-ть орг-ции, специализировать органы управления и труд отдельных м-ров.
20. Взаимосвязь общих ф-ций м-та. основные решения по ф-циям.
Общие ф-ции отражают общий порядок управления деят-тью орг. Они в одинак. степени необходимы как в рамках стратегич, так и в рамках оперативн. м-та. Процесс управления начинается с формирования системы целей и задач деят-ти орг-ции на опред. преиод времени. Затем осуществ. планирование мероприятий для достижения целей, если они не достигаются, то надо корректировать целеполагание. Далее осуществл. поиск таких организац. решений., кот. бы обеспечили безусловное и наиболее эффект. выполнение установленных плановых заданий. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организац. структур требует учета, пост. контроля за ходом осуществл. процессов и анализа расхождений м/у фактич. и заплан. С помощью регулирования осуществл. выработка решений направленных на устранение возникающих разногласий. Каждая из пары взаимосвязанных ф-ций представлет собой замкнутый контур управл. решений.
Состав основных решений по ф-циям м-та:
-целеполагание – принятие миссии, формирование целевых параметров, принятие стратегич. концепции предприятия, утверждение целевых пар-ров проекта;
-планирование – форм-ние тематич. плана НИОКР, утвержд. календарного графика работ по проекту, утв. сметы затрат по проекту, форм. произв. программы орг-ции, утв. штатного расписания по подразделениям, запрос кредитных стредств на инновации, принятие фин. плана орг-ции, утв. плана реализации продукции;
-организация- создание предпр., выбор ОПФ, принятие организ. структуры предпр., утвер. положений о службах предпр. и должн. инструкциях, создание новых или упразднение существ. подразделений, открытие филиала или дочерней фирмы предпр.;
-контроль- оценка состояния работ по проекту, оценка фин. состояния предпр., анализ работы служб и подраздел. предпр., распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту, установление порядка оценки деят-ти исполнителей, оценка исполнения стратегич. концепции предпр.
21. Задачи стратегич. управления и его этапы.
Стратег. м-т осуществляет выработку линии поведения орг-ции с учетом возможных изменений в ее внешней среде, кот. характеризуется неопред-тью, призван противостоять риску потери капитала при реализации стратегич. целей. Стратегич. цель – масштабные намерения орг-ции, ведущие к достижению существ. рез-тов орг-ции в сфере предприним., соц. среды, произ-ва и т.д.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, направленный на реализацию миссии организации и достижение ее целей. Различают базовые и функцион. стратегии. Базовая стратегия - модель стратегического поведения фирмы в целом или ее отдельной стратегич. хоз. зону (СХЗ) в той или иной рын. ситуации. Функцион. стр.- комплекс мероприятий и программ развития отдельных функцион. сфер и подразделений орг-ции.
Стратегическое управление на предприятии может быть представлено в виде определенного сценария .
1.Обоснование философии и предпринимательской политики фирмы
2.Формулирование главных намерений (стратегический облик, миссия фирмы)
3.1.Анализ среды окружения (шансы и риски). 3.2.Анализ потенциала фирмы (сильные и слабые стороны)
4.Определение стратегических целей
5.Формирование стратегий на альтернативной основе
6.Разработка оперативных мероприятий (проекты, программы, планы)
7.Реализация стратегий, контроль и контроллинг
1-2 нормат. м-т, 3-5 стратег., 6-7 тактич.
Стратегич линия орг-ции должна строится на принципах сбалансированного поведения фирмы в отношении субъекта окруж. среды: клиентов, поставщиков, кредиторов, гос-ва и общества.
Под философией следует понимать кредо существования, верховные принципы деят-ти. Фил-я определяет позиции предпр. в отношении его организац. системы: способы управления (стиль рук-ва), применение инноваций, информац. принципы (открытость или секретность), провозглашенные мотивац. принципы (индивид. или коллект.), принятые организац. структуры, порядок разрешения конфликтов (подавление или обсуждение), принципы контроля (внешние и внутр.). Формулировка фил-ии и предприн. политики дает возможность преставить стратегич. облик орг-ции, под кот. понимают качественно выраженную сов-ть основных целей и руководящих установок орг-ции, его реальные контуры, а также описание предприн. задач.
Следуя стратегич. сценарию, необходимо начать с диагноза ситуации в среде окружения и внутри орг-ции. Прежде всего следует уделять внимание анализу окружения, в кот. находится орг-ция. Стоит тщательно изучить шансы и факторы риска на рынке, т.е. собирать и оценивать инф-цию, поступающую извне. Анализ потенциала орг-ции выявляет ее сильные и слабые стороны в сравнении с конкурентами, оценивает достаточность наличных ресурсов для намечаемых стратегич. действий.
Стратегическое планированиепредставляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, призванных облегчить решение стратегических задач фирмы.
В рамках стратег. планир. осущест.: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, орг-ция стратегич. предвидения
1) Миссия - основная общая цель организации, четко выраженная причина существования этой орг-ции. Сратегич. цели разрабатываются стратегич. цели.
2) Цели орг-ции д. б. конкретными и измеряемыми, сориентированы во времени (Долгосрочные цели имеют горизонт планирования 5 лет, среднесрочные цели- 1-5, краткосрочные цели – в пределах 1 года.) Цели д. б. достижимыми.
3) Оценка и анализ внешн. среды. Внешняя среда оценивается по трем параметрам:1)оценить изменения, кот. воздействует на разные аспекты текущей стратегии, 2)определить какие факторы представляют для текущей стратег. фирмы угрозу, 3)определить какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирм. целей путем корректировки плана.
4)Управленч. обследование предст. собой методическую оценку функцион. зон орг-ции, предназначенную для выявления стратегич. сильных и слабых сторон. В обследование рекомендуется включить 5 зон: маркетинг, финансы, операции (произ-во), человеч. ресурсы, имидж компании.
5)Изучение страт. альтернатив. Различают 4 стратегич. альтернативы: 1)стратегия огранич. роста- план-ние деят-ти от достигнутого; 2)стр. роста предполагает существ. рост за короткий период, используется в динамичноразвивающихся отраслях с быстроизменяющимися технологиями; 3)стр. сокращения – здравый путь рационализации и переориентации орг-ции. (различают ликвидацию, отсечение лишнего, сокращение и переориентацию); 4)сочетание первых трех.
6)Выбор стратегии. К основным требования выбора и разработки стратегий относят: необходимо наличие вариантов стратегии, включающих различные подходы к достижению цели (альтернативы стратегии цен, распространение продукции. реализации технич. идей и т.д.); стратегия не должна быть слишком сложной, перегруженной; должна состоять из серии простых задач, образующих технологическую цепочку реализации главной цели.
7)На этапе выполнения стратегий: 1) Целевой портфель стратегий дополняется оперативными планами (проектами, программами) с указанием целей, мероприятий, ресурсов, сроков, ответственных исполнителей; 2) Вводится система информирования и подготовки персонала для сферы выполнения стратегий; 3)Формируются специальные звенья стратегического управления – профит-центры. При необходимости выделяются СЗХ – стратег. зоны хозяйства, связывающие орг-цию с соответв. нишей рынка. 4)На этапах реализации стратегий вводится стратег. контроль.
8)Контроль за реализацией
9)Оценка стратегии
Хар-ка дивиз. структуры.
Различают 3 осн. вида: продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная. +: четкое разграничение ответ-ти; высокая самост-ть структурных ед.; разгрузка высшего эшелона м-та, что позволяет сконцентрироватьс на стратегич. задачах м-та; высокая мотивация к эффект. деят-ти, простота коммуникац. сетей. -: повышенные затраты за счет дублирования ф-ций, слабый синергетич. эффект, высокая потреб-ть в руководящих кадрах, сложная координация деят-ти подразделения, корпорации в целом, разобщенность персонала, сложность осуществления единой политики. Применяется в многопрофильных предприятиях, препр. с расположением в различных регионах, предпр., осуществл. сложные инновационные проекты.
Хар-ка функц. структуры.
Применяется в однопродуктовых предпр., средних узкоспециализ. предпр., научно-иссл. и проектно-конструкторских орг-циях, крупных специализ. предприятиях. +: высокая специализация по отдельным ф-циям, снижение риска ошибочных решений, высокий профессионализм в принятии реш., возм-ть концентрации однородных работ в масштабах фирмы, простота формирования и реализации единой инновац. политики, высокий профес. авторитет специалистов. -: в связи с узкой специализацией рук. размывается ответств-ть, слабая динамичность стр-ры, слабое решение стратегич. задач, решение оперативн. задач доминирует, отход от принципа еиноначалия.
Хар-ка матричной структуры.
Применяется в предпр. холдингового типа, союзах и объединениях предпр. с централизов. инфраструктурой, в многопрофильных предприятиях со значительным объемом НИОКР. +: четкое разграничение отв-ти по проектам, высокая гибкость управл. по решению конкр. задачи, проекта; хозяйств. и административн. самост-ть, высокий уровень грамотности применяемых решений, кратковременная структура подчинения одновременно нескольким подсистемам, имеющим свою цель. -: временный хар-р ст-ры, высокие требования к лин. и функцион. рук-лям, к коммуникациям, наличие риска при реш. задач., слабое резервированиие ф-ций, отход от принципа единоначалия, а след. возм-ть конфликтов м/у функц. и лин. рук., ст-ра приемлима для орг-ции с сильной культурой.
30. Хар-ка проектной структуры.
Применяется при создании нового предпр., освоении новых инновационных продуктов, учреждении дочерней фирмы или филиала, проведении масштабных НИОКР, во временной орг-ции, создаваемой для решения отдельной задачи.
+: высокая гибкость и адаптивность системы, снижение риска ошибочных реш, профес. спец-ция рук. функцион. подразделений, возм-ть учета специфич. усл. регионов, разграничение сфер ответ-ти, кадровая автономия функцион. подразделений, целевое рук-во проектом на основе единоначалия.-: сложные мехнизмы координации, воз-мть конфликтов из-за дойного подчинения, размытость отв-ти по отдельному проекту, сложность контроля работ по проекту в целом, сложность осуществления единой инновационной политики, необх-ть дифференциров. контроля по ф-циям и проектам.
Требования, предъявляемые к управл. решениям и типология последних.
Требования: целевая направленность (реш. д.б. направлены на достижение определ. целей развития), обоснованность (решение должны иметь объективное обоснование рациональности), своевременность, компетентность, адресность (решения д.б. ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени), иерархич. субординация (реш. м-ра должны соответствовать делегиров. ему полномочиям), обеспеченность (реш. должны преусматривать необх. ресурсы и устанавливать источники их получения), директивность (реш. должны быть обязательными для исполнения и носить плановый хар-р)
Виды: 1)по ф-циям управления (плановые, организац, мотивационные идр.); 2)по хар-ру решения задач (стратегич, оперативн); 3)по степени определенности ситуации (по типовым задачам, в усл. риска, в усл. неопред-ти); 4)по степени структуризации задач (хорошо (хорошо изученные, типовые) и слабо структуриров.); 5) по функцион. областям (финансовые, кадровые, производств.); 6) по масштабам воздействия (общие, частные, эксперимент); 7)по глубине возд (одноуровневые, многоуровн); 8)по способу осуществл. (письм, устные) 9)по направл. воздеств.(внешн., внутр).
Содержание процесса принятия управл. решениям.
1.Констатация возникновения проблемы, ее описание сводится к след.:
-определение необх-ти действий по устранению проблемы до выяснения причин, приведших к ней; -конкретизация проблемы; -локализация места возникновения; -определ. момента возникн. проблемы; -установление тенденции развития проблемы. (постановка задачи)
2. Определения причин возникн. проблемы. (обоснование целесообразности реш.)
3. Разработка вариантов решения, их оценка.
4. Принятие решения, его осуществление
Методы принятия: единоличное, решение, принятое рук-телем с учетом мнений подчин., коллективное. Способы осуществл:устное указание, приказ.
5. Контроль за осуществл. решения и получением ожидаемых рез-тов.
При успешном реш. проблемы сведения о ней заносятся в комп. банк данных для накопления опыта. Неустраненные проблемы чаще всего обуславливаются: -неверным определением причины возникн. проблемы, недостат. конкретное представл. о проблеме, неверное определ значимости критериев, неадекватным выбором способов осуществления реш, неисполнительностью, недост. кол-во предложенных вар-тов реш.
Инст-ты м-та.
Под инс-тами м-та понимают сов-ть моделей и методов, используемых для решения задач м-та и их информ., организац и методического обеспечения.
Система управления по целям – система управл. орг-цией, ориентированная на конечные рез-ты и основанная на использовании творч. потенциала труд. коллектива, новых методов управл. Выделяют три ключ. рез-та: к.р. коммерч. дет-ти (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы), к.р. функцион. деят-ти (кол-во и качество произодимой продукции, использование производств. мощностей, сырья, материалов, энергии), к.р. поддержки, содействующей достижению коммерч. и функц. рез-тов (мотивация персонала, атмосфера в орг-ции). Основными процедурными элементами явл.: 1)процесс определ. целей, включ. анализ ситуации и формировнаии концепции ключ. рез-тов; 2)пр. ситуац. управл., содерж. подбор исполнителей, определения хар-ра мер, действий и оценки реакции окруж. среды в соответствии со сложившейся ситуацией; 3)пр. контроля за рез-тами, включ. динамичную оценку рез-тов деят-ти и оперативн. выработку необх. мероприятий.
Система и методики ПАТТЕРН для решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля
Система и методики ПЕРТ для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов
Экспертиза- процесс исследов,. проводимого экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктуризованным проблемам. Процесс экспертиы состоит из: постановка исхоной задачи эксп. оценивания, выбор типа задачи, решаемой эксп, выбор метода формир-ния груп. оценки, взаимодействие экспертов, выбор метода обработки экспертной инф-ции, оценка. Различ. след. типы задач экспер. оценивания исследуемых объектов: задача парных сравнений, ранжирования, классификации, численной оценки. В процессе формирования групповой оценки использ. след. методы: -метод круглого стола со свободным обменом м/у экспертами, метод мозговой атаки с частичнй регламентацией обения экспертов, м. Дельфи с использованием обратной связи, м. формирования групповой оценки в условиях изолированности экспертов друг от друга. Для обработки и получения результир. оценки использ. статистичес, алгебраич, методы шкалирования.
43. Задачи и каналы коммуникаций в м-те.
Коммуникации – устойчивая связь м/у участниками управленч. процесса, представляющего собой взаимозависимость этапов работы с инф-цией.
Цели коммуникаций: 1)организовать информ. обмен м/у субъектом и объектом управл.; 2)наладить процесс эмоц. и интеллект.-го обмена содержанием управл. инф-ции; 3)установить взаимосвязь м/у людьми в орг-ции; 4)сформулировать общие взгляды на внутр. среду орг-ции; 5)организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач орг-ции.
Значение ком-ции: ком-я – основное условие существования и развития орг-ции, ком-я осуществл. взаимоействие с внешн. средой, определяя уровень и качество принятия управл. реш, ком-ции характеризуют состояния внутр. среды орг-ции путем обеспечения функцион-ния и взаимод-я людей, структуры, целей, технологии и задач орг-ции, ком-ция содает неформ. структуру в процессе функцион. орг-ции и способствует сближению с ней формальной структуры.
Формы ком-ций: письм., устная, видео, электронная, эмоцион. Виды: межличн, форм., неформ, вертик., горизон, верб, неверб. Средства ком-ции: док-ты, речь, знаковые системы, электр. ср-ва связи, видео и телекоммуникации, эл-ты структуры физиолог.системы чел-ка.
Коммуникац. процесс – это обмен инф-цией м/у элементами организац. системы по каналам прямой и обратной связи. Выделяют 4 базовых элемента: источник – создатель идеи, сообщения, инф-ции, передающий ее, задача - выбор канала, средств связи и формы коммуникации; сообщение – инф-ция, кот. передает источник получателю, выбор формы коммуникации, кодировка инф-ции; канал (прямой и обратной связи) – средство, с помощью кот. сообщение передается от источника к получателю и обратно, техническое обеспечение передачи качеств. инф-ции; получатель – коммуникант, ради кот. функционирует коммуниникация, декодирование инф-ции, выбор канала, средств связи и формы ответнгой инф-ции. Рез-т коммуникац. процесса: изменения в знаниях получателя, изм. относительно устойчивых представлений получат, изм. поведения получ. Этапы ком. процесса: зарождение идеи или отбор инф-ции, выбор канала передачи инф-ции, передача сообщения, интерпретация сообщ. получателем, реализация сообщ.
Каналы коммуникаций: устная передача, совещания, телефонные переговоры, письм. передача, служебные записки, отчеты, электр. почта, комп. сети.
Информ. системы в орг-циях.
Специфика управл. труда: в процессе управл. не создаются матер.-веществ. ценности, предметом труда в управл. явл. инф-ция, средствами труда в управл. явл. современная оргтехника, продуктом труда м-ра явл. принятое решение. Совр. управл. системы функционируют на базе инф. систем (-сов-ть взаимосвязанных эл-тов (целей, принципов, методов, средств), способств. реализации всего комплекса опреаций по обеспечению процесса управл. необ. инф-цией.
Инф. системы делятся на: локальные, корпоративные, глобальные. Локальные– сов-ть инф. подсистем, обеспечивающих функцио-ние предпр. посредством внутр. коммуникаций (произв. инф. подсистема, финансовая, экономич, коммерч, стратегич, социальная, инновац., административно-распорядит.). Наиб. эффект обеспечивают автоматизированные инф. системы управл. на предпр.: АС научн. исследов., САПР, АС технич. подготовки произ-ва, АС управл. произ-вом, АС управл. технологич. процессом, автоматизиров. рабочее место. Корпор. представл. собой внутр. ком-ции одного предпр., функционирующих на разл. территор. объектах данного предпр. Глоб. предст. собой внешн. ком-ции, обслужив. неогранич. кол-во пользователей. (система инф. связи с обществен., с потребителями, с муницип., регион., федерал, м/н структурами.)
46. Сущность делегирования и его эф-ть.
Делег. состоит в передачи субъектом управл. части своих задач и полномочий объектам управл., кот. принимают на себя ответст-ть за их выполнение.
Полномочия – это огранич. право раб-ка или подразд. использовать ресурсы орг-ции при решении задач.
Цели дел-ния: разгрузить вышестоящих рук-лей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для реш. стратегич. и перспект. задач управл.; повысить дееспособность нижестоящих звеньев; увеличить вовлеченность и заинтересованность раб-ков.
Осн. правила делег-ния: выделение сфер принятия решения сотр-ками, запрет на вмешательство в сферу деят-ти подчин.-го, четкое определ. уровня исполнения и требуемых действий, определ. времени отчета о рез-тах, информирование коллектива, на кот. распространяется делегиров. власть, обеспечение подчин. необх. инф-цией, оценка сроков, а не методов достижения рез-тов, последоват. делег-ние, а не только скучных или срывающихся задач, предоставление подчин. возм-ти для выбора делегируемых задач.
Виды делег: по предмету: дел. задачи, полномочия; по форме: линейное, аппаратное, по хар-ру: систематич., времен., по объему: полное, огранич., нулевое, псевдоделег., по уровню: инновац, рутинн.
Эф-ть делег-ния зависит от: четкости в изложении рук-телем цели, кот ставится подчиненному, соответствия м/у делегиров. полномочиями и ответ-тью, подкрепленности расширения зоны отв-ти подчиненного системой стимулирования. Причины низкой эф-ти дел-ния заключ в нежелании рук-лей дел-ть полномочия (заблуждение: я это сделаю лучше, отсутствие способ-ти рук-ть, отсут. доверия к подчин, боязнь риска, отсут. выборочного контроля для предупрежд. рук-ва о возможн. опасности) и нежелании подчин. брать ответ-ть (считает удобным спросить у босса, что делать, чем самому решить проблему, боится критики за соверш. ошибки, отсутствует инф-ция и ресурсы, работы больше, чем можно сделать, отсут. уверенность в себе, отсут. стимулы)
Виды полномочий в орг-циях.
Полномочия – это огранич. право раб-ка или подразд. использовать ресурсы орг-ции при решении задач.
Ответ-ть – обязательство лица или подразд. выполнения задач в рамках представл. полномочий. Под властью понимают реальную способность действовать или возм-ть влиять на ситуацию. Пол-ия определ., что лицо, заним. определ. долж-ть, имеет право делать. Власть определ., что оно действительно может делать.
Пол-ия всегда ограничены. Пределы пол-ий внутри орг-ции определ-ся политикой, процедурами, правилами и должн. инструкциями, изложенными в письм. виде или передаваемые подчин. устно. Ограничения полномочий председателя Совета директоров: 1) акционеры, сотрудники (профсоюзы), совет дир-ров, учредители; 2) гос-во, законодат-во, политика, традиции и нравы, поставщики, партнеры, посредники, заказчики, клиенты, потребители.
Лин. полн. – п-я, кот. предоставл.-ся исполнителю его непосредств. нач-ком в соотв. с цепью команд. Делегир-ние лин. пол-ий формирует иерархич. структуру управления, кот. должна строится с учетом нормы управляемости. Под ней понимают кол-во подчиненных, кот. рук-тель в состоянии эффективно управлять посредством делег-ния своих лин. полномочий. Н.у. зависит от разнообразия управленч. ф-ций: разные- до 7, сходные до 20, одинаковые до 40; от самост-ти и квалификации подчиненных, от относит. способностей рук-теля. Рез-том дел-ния лин. пол-ий явл. принцип единоначалия (раб-к получает пол-ия только от одного рук-ля и несет ответ-ть только перед ним) и субординация (четко установл. порядок обращения к вышестоящему рук-лю).
Деят-ть аппарата направлена на предоставл. рук-ву инф-ции, необх. для принятия эффект. решений. Выдел. след. разновидности аппаратов: консультативн. аппарат- группа функц. спец-тов в узких, спец. областях знания, осуществл. консультирование рук-теля в рамках своей компетенции. Обслужив. – функцион. подразделение орг-ции, выполн. определ. услуги в рамках свой компетенции (отдел кадров, служба маркетинга). Личный аппарат – разновидность обслужив. аппарата, деят. кот. направлена на исполнение распоряжений рук-теля.
Виды полномочий, делегированных аппаратам по отношению к линейной структуре: рекоменд. полномочия (консультир. лин. рук-ва), обязательное согласование (обеспечив. расширение реком. пол-ий и обязывает лин. рук-во согласовывать определ. круг решений со штабным аппаратом), парал. пол-ия (включ. право отклонять определ. решения лин. рук-ва), функцион. п-ия (означ. предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определ. действия в пределах своей компетенции).
Способы оценки рук-телей.
1. Непосредственным рук-телем:
+: оценка на основе требов., отраж. политику орг-ции, цели и задачи возглавл. коллектива. -:субъективизм, возможное придание чрезмерного значения личным отношениям.
- на основе общего впечатления о результатах работы;
- на основе оценки рез-тов работы коллектива, возглавляемого оцениваемымм рук-лем;
- по системе показателей, включ. рез-ты работы коллектива и качеств, проявл. рук-телем.
2. Подчиненными – (с помощью опроса или анкетирования). +: хорошее знание рук-ля, его сильных и слабых сторон. -: оценка с позиций интересов группы, не совпад. с интересами орг-ции.
3. Экспертами из числа вышестоящих рук-лей, равных по дол-ти и подчиненных. +: наиболее объективная оценка из всех возможных. -: трудоем-ть орг-ции всех необх. мероприятий, сбора и обработки получ. оценок.
4.Самооценка. +: возм-ть наиболее полной конкретной оценки, выявления недостатков и определ. путей совершен.-: пристрастность, мощное влияние на оценку оказывает хар-р и психол. сост. рук-ля.
Понятие мен-та, его основные категории, используемые в теории и практике.
М-т - это область знаний и проф. дея-ть, направл. на формирование целей орг-ции и их достижения путем рационального использования имющихся ресурсов. Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии, т.е. согласованного и эфф. функционир-ия всех внутр. и внешн. элементов орг-ии. На содержание м-та оказывает влияние 2 группы факторов: сущ-ие тенденции в развитии орг-ии; специф. национ. факторы развития экономики.
Совр. тенденции в развитии орг-ции: 1)Развитие традиц. орг-ии имело поступат. хар-р, характеризовалось непрерывностью, большое значение иммел прошлый опыт . М-т характер. практ.мышления. Соврем. орг-ция характ-ся прерывностью в своем развитии, неопред-ью, относительностью значения опыта. В менеджере ценится ситуационное мышление (оценивать ситуацию и искать решения для данной сит.) Задача менеджера –создать повторение жизненных циклов орг-ии. 2)Традиц. орг-я характер. прозрачностью всех процессов, опред-ью технологии, низким уровнем риска. Реш. проблем носили дискретный хар-р. Совр.орг-ия характер-ся закрытостью процессов, их неопрд-ью, имеется тенденция к росту риска, решения проблем носит системный хар-р. 3)Осн. в развитии трад. орг-ии являлось ее внутр. динамика. Орг-ия слабо зависела от влияний среды, м-т в орг-ии ориентировался на отдельные задания, отд. группы исполнителей. В соврем.