Основные теории культуры, используемые в сравнительном менеджменте

С. Робинсон выделяет три основных подхода к сравнительному менеджменту. Первый из них – универсальный – акцентирует свое внимание на общих, сходных чертах, а не различиях в управленческой практике различных стран и настаивает на транслируемости по странам и регионам. В противовес ему, экономико-кластерный подход объясняет сходства и различия в национальных системах менеджмента различных стран достигнутым уровнем экономического развития. Культурно-кластерный подход фокусируется на специфике установок и особенностях поведения, которые и определяют сходства и различия в постановке и решении управленческих задач.

Все три названных подхода обогащают наше понимание процессов управления в сравнительном менеджменте.

Еще одно исследование было предпринято американцем Дж Рокичем, который сравнивал представителей различных социальных и этнических групп в США, а также студентов из различных стран, используя классификацию ценностей по двум категориям «базовые» и «инструментальные».

Базовые при этом отражают конечные ценности человека, а инструментальные по сути, являются средством их достижения. Соотношение базовых и инструментальных ценностей наглядно можно проиллюстрировать известной всем из романа Ильфа и Петрова дилеммой «Автомобиль – это средство передвижения или роскошь?». По мысли Рокича, именно принадлежность к той или иной национальной культуре обусловливает распределение ценностей на базовые и инструментальные и предопределяет те или иные поведенческие установки. Он предложил исчерпывающий перечень из 18 переменных в каждой из представленных групп.

Таблица 1 Ценности личности по Рокичу

Базовые ценности Инструментальные ценности
1. Комфортная жизнь Амбициозность
2. Интересная жизнь Широта мышления
3. Ощущение достижения Развитие способностей
4. Мир во всем мире Легкий нрав
5. Стремление к красоте Любовь к чистоте
6. Равенство Мужество
7. Безопасность семьи Стремление поощрять
8.Свобода Готовность прийти на помощь
9. Счастье Честность
10.Внутренняя гармония Воображение
11.Любовь Независимость
12.Уверенность в завтрашнем дне Интеллект
13. Удовольствие Логика мышления
14. Спасение души Способность любить
15. Общественное признание Покорность
16. Здоровье Вежливость
17. Настоящая дружба Ответственность
18. Мудрость Самоконтроль


С точки зрения сравнительного менеджмента значимость этих исследований состояла в том, что они практически обнаружили наличие существенных расхождений в системах ценностей представителей различных национальных культур и обусловленность их поведения данными ценностными ориентациями.

Сравнение ценностных приоритетов представителей различных национальных культур приведено в табл. 2

Таблица 2 Приоритеты в системе ценностей американской, японской и арабской культур

Американская Японская Арабская
1. Свобода Принадлежность Безопасность семьи
2. Независимость Групповая гармония Гармония в семье
3. Уверенность в себе Коллективизм Следование родительским наставлениям
4. Равенство Возраст (старшинство) Возраст
5. Индивидуализм Групповой консенсус Авторитет
6. Конкуренция Сотрудничество Компромисс
7. Эффективность Качество Преданность
8. Время Терпение Исключительное
9. Прямота Опосредованность отношений Опосредованность отношений
10. Открытость Посредничество Гостеприимство
11. Агрессивность Межличностные отношения Дружба
12. Неформальность отношений Иерархия Формализм/восхищение
13. Ориентация на будущее Преемственность Прошлое и настоящее
14. Готовность к риску Консервативность Религиозная вера
15. Креативность Информация Традиция
16. Личные достижения Групповые достижения Социальное признание
17. Успех Успех Репутация
18. Деньги Взаимоотношения Дружба
19. Материальный достаток Гармония с природой Принадлежность
20. Приватность Связи Семейные связи

Американские ученые Дж. Оллпорт, П. Вернон, К. Линдзи одними из первых предложили метод оценки ценностей. В проводимых ими исследованиях они использовали классификацию человеческой деятельности и базовых идей на теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические и религиозные. Данное исследование оказалось весьма значимым для сравнительного менеджмент, поскольку доказывало взаимозависимость и взаимообусловленность ценностей и поведения.

Таблица 3 Классификация ценностей и видов деятельности по Дж. Оллпорту, П. Вернону, К. Линдзи

Тип человека Приоритетные ценности и вид поведения
Теоретический Ценит открытие истины. Критичен, рационален, стремится упорядочить и систематизировать свои знания
Экономический Ценит то, что полезно. Занят практическими делами, особенно бизнесом, оценивает все утилитарно, прагматичен.
Эстетический Ценит красоту и гармонию, качество и симметрию. Находит удовлетворение в артистическом экспериментировании.
Социальный Ценит альтруизм и филантропию. Добр, участлив, неэгоэстичен, любит людей.
Политический Ценит власть и влияние. Стремится к лидерству, наслаждается конкуренцией и борьбой.
Религиозный Ценит единение с «космосом», мистически относится ко всему.

Наши рекомендации