Контроллинг в деятельности туристской фирмы
В рыночных условиях при управлении туристской фирмой, наряду с такими функциями, как учет, анализ, планирование и контроль, большое значение имеет функция контроллинга.
Термин «контроллинг» часто смешивают с понятием финансового контроля. В действительности финансовым контролем занимается доверенный ревизор (ревизионная комиссия) или внутренний аудитор. Как правило, он подчиняется непосредственно собственнику (президенту компании), совету директоров или председателю правления фирмы.
В задачи ревизора входят, прежде всего, работы по инспекции и обнаружению нарушений финансового и хозяйственного характера, допущенных исполнительной администрацией компании, а уже затем выдача рекомендаций по предотвращению в дальнейшем подобных нарушений.
Обязанности или работу контроллера можно представить как обратную работе внутреннего аудитора - ревизора, так как важнейшая обязанность контроллера состоит в методологическом и методическом обеспечении предприятия научно-практическими подходами к учету, анализу и планированию финансовой и хозяйственной деятельности.
Службы контроллинга относятся к функциональным руководящим подразделениям. Их работа состоит в разработке и экономическом обосновании вариантов перспективного плана (стратегический контроллинг) и оперативного плана (оперативный контроллинг) финансовой и хозяйственной деятельности. В основе этих планов лежат правильно разработанные методики учета, в том числе бухгалтерского, анализа финансовой и хозяйственной деятельности фирмы, планирования, включая «узкие места» в текущей и перспективной деятельности организации.
Для малых и средних предприятий, которые не имеют специальных контроллинговых служб, функции контроллинга выполняются главными / менеджерами, которые сами или с помощью своих функциональных подразделений производят все работы по учету, анализу и планированию. При этом сами и принимают решения по рассматриваемым вопросам.
В туристской фирме, в зависимости от ее размера, этот процесс может осуществляться либо специальным человеком (или отделом), либо главным бухгалтером (как правило, в условиях малой фирмы). Разделение обязанностей связано со всеохватывающим характером бухгалтерского учета, сведением всех операций именно в это подразделение.
Значительно упростить ведение контроллинга помогает составленный заранее бизнес-план. Но и при отсутствии такового отказываться от проведения контроллинга не следует.
Контроллинг позволяет руководителю, опираясь на представленные ему цифры о деятельности его фирмы, сделать вывод об эффективности работы и спланировать ее работу на ближайшую и долгосрочную перспективу.
В сфере туризма успешное проведение контроллинга позволяет оценить не только деятельность всей компании, но и, например, эффективность ее работы по сезонам (в туризме влияние фактора сезонности достаточно велико) или маршрутам и т.п.
Назначение и цель контроллинга
Благодаря работе по контроллингу главный менеджер фирмы будет способен определить будущие финансовые потребности компании и пути сохранения намеченных уровней прибыльности. Если созданный прогноз
! укажет на недостаток финансовых средств, руководителю необходимо решать вопрос о том, когда и сколько потребуется денег для продолжения работы. Все это необходимо для того, чтобы определить ту финансово-кредитную политику, которая будет способствовать решению поставленных задач. Разработка подобного бюджета дает компании возможность сравнить фактические результаты своей деятельности с запланированными. Такое сравнение должно проводиться помесячно, и в обязанность главного бухгалтера или контроллера должно входить выявление и устранение серьезных отклонений от прогнозируемого уровня.
Разработка бюджета любой организации требует изучения всех внешних и внутренних экономических условий работы организации, частью которых, особенно в нашей стране, может быть возможность изменения инфляционного уровня.
Следует также отметить, что в сферу контроллинга входит составление финансовых отчетов.
Система и виды контроллинга
В систему контроллинга входят следующие мероприятия:
• определение целей предприятия (в случае наличия бизнес-плана или конкретных цифр при составлении финансового плана);
• оценка фактического состояния предприятия (т.е. учет исходной ситуации для планирования);
• констатация пробелов между фактическим состоянием и целью;
• поисково-инициативная стадия (т.е. определение конкретных мероприятий, направленных на устранение данных пробелов);
• непрерывный сбор и обработка информации с целью обоснования принимаемых решений;
• осуществление непосредственной контрольной функции благодаря постоянному наблюдению и сравнению заданных в плане показателей с фактическими, а также анализ найденных отклонений и установление их причин.
В зависимости от срока планирования выделяют два вида контроллинга: оперативный (тактический) и стратегический (долговременный).
При оперативном контроллинге осуществляется краткосрочное планирование (на 1-3 года). Его основные задачи - выявление факторов, влияющих на успех деятельности фирмы, планирование ликвидности и контроль за экономичностью расходов.
В области туристской деятельности могут фигурировать показатели по конкретному маршруту или даже гостинице, а затем на их основе будет сделан вывод об эффективности объекта исследования.
Стратегический контроллинг основан на использовании средне- и долгосрочного планирования. При этом используются показатели, оценивающие деятельность предприятия в целом, эффективность привлечения нового или переобучения старого персонала, эффективность использования заемного или собственного капитала и т.д.
Этапы осуществления контроллинга
Система контроллинга включает в себя следующие этапы работ.
1-й ЭТАП. Сбор имеющейся документации
На любом предприятии существует целый ряд документов, используемых для прведения контроллинга. Как правило, это счета, документы по расчету с персоналом, сбытовые отчеты, в том числе финансовые отчеты.
Основные документы, составляющие пакет финансовых отчетов, должны включать баланс (the Balance Sheet), отчет о доходах (the Income Statement), отчет о прибыли (the Statement of Retained Earnings) и отчет об изменении финансового положения (the Statement of Changes in Financial Position).
Баланс - это отчет, характеризующий финансовое положение предприятия на определенную дату. Он показывает, что представляет собой коммерческое предприятие, чем оно владеет, каковы его долги и в каком состоянии его финансовые операции на конкретный день.
Статьи, содержащие денежный эквивалент имущества, принадлежащего предприятию, характеризует его активы (Assets), например, наличность в кассе, суммы на счетах в банках и др.
Активы в балансе группируются по различным видам, например, краткосрочные и долгосрочные.
Активы образуются за счет источников средств (ссуда, уставный капитал, кредиторская задолженность), которые называются пассивами (Liabilities).
Равенство активов и пассивов является основой бухгалтерского учета, составляя сальдо баланса.
Отчет о доходах показывает, что происходит с предприятием в период между датами оформления последних балансов. Как правило, этот отчет покрывает годовой период, но в туристском бизнесе он составляется ежемесячно.
Отчет о чистой прибыли представляет собой связь между отчетом о доходах и балансом. Он показывает изменения в дивидендах за период одного финансового года. Фактически отчет о чистой прибыли выражает следующее:
дивиденды за предшествующий период + прибыль (-убытки) за текущий период - дивиденды за текущий период
Отчет об изменениях в финансовом положении показывает влияние на баланс факторов, не нашедших отражение в отчете о доходах. Они могут заключаться в возврате полученных ранее ссуд, выдаче ссуд, выплате дивидендов и др.
В РФ в настоящее время основными видами отчетности предприятий являются:
- баланс (форма № 1 бухгалтерской отчетности);
отчет о финансовых результатах (форма № 2 Приложения к балансу).
2-й ЭТАП. Сортировка и проверка документов
После сбора все документы, которые могут быть использованы в планировании, проверяют на правильность оформления, соответствие с другими документами, актуальность и значимость, после чего их комплектуют.
3-й ЭТАП. Обеспечение непрерывности поступаемой информации
Здесь особенно необходимы четкая проверка соответствия затрат месту и времени их возникновения, контроль за движением финансовых средств предприятия, анализ уровня сбыта и влияния на него целого ряда факторов (сезонности, форс-мажора и т.д.).
4-й ЭТАП. Формулирование целей
Только после оценки фактических показателей в динамике можно определить реальные цели предприятия. При этом важно сразу выделить конкретные показатели, наиболее полно отражающие цели, а именно, в течение какого времени они должны быть достигнуты, кем будут использоваться, какие при этом возникнут затраты, что даст предприятию достижение этих целей.
5-й ЭТАП. Планирование
На последнем этапе производят соединение всех полученных ранее показателей в единую систему, осуществляют проверку взаимосоответствия поставленных задач и восполнение возникших пробелов.
Вопросы к разделу
1. Назовите виды экономического анализа. С какой целью проводится экономический анализ?
2. В чем состоит отличительная черта оперативного анализа?
3. Назовите методы исследования, используемые при экономическом анализе.
4. Как Вы понимаете термин «контроллинг» предприятия?
5. Для чего проводится финансово-экономический анализ предприятия?
6. Что такое коэффициентный анализ?
7. Как Вы понимаете ликвидность производства и коэффициент ликвидности?
8. Что такое рентабельность производства? Назовите показатели рентабельности.
9. Как Вы понимаете платежеспособность предприятия?
10. Деловая активность предприятия. Охарактеризуйте это понятие.
11. В чем заключается анализ системы хозяйственно-финансового управления турфирмы.
12. Как Вы понимаете операционный учет деятельности туристского предприятия?
13. Для чего необходимо иметь четкую классификацию доходов и расходов предприятия?
14. Что такое система ценообразования в туристско-гостиничном бизнесе? Назовите методы ценообразования.
15. Как Вы понимаете точку безубыточности и запас финансовой прочности?
ГЛОССАРИЙ
Автократический стиль управления - стиль управления, при котором в качестве средств воздействия используются потребности и интересы низшего уровня; внимание сконцентрировано на личности менеджера, в руках которого сосредоточены широкие полномочия при формальном отношении к человеку.
Административные методы управления = методы прямого воздействия на управляемый объект и однозначного решения соответствующей хозяйственной ситуации, имеющие обязательную силу для исполнения.
Административный менеджмент - тип управления, при котором приоритет отдается организационно-административным средствам и методам управления.
Администрация - совокупность должностных лиц, наделенных правами и обязанностями по руководству объектом управления в целях осуществления возложенных на них функций.
Анализ - способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Антикризисное управление - тип управления, при котором определенным образом поставлены предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, разработка мер по предотвращению или снижению отрицательных последствий кризиса, а также использованию его отдельных факторов для последующего развития.
Аппарат управления - совокупность работников организации, выполняющих функции управления.
Бюджет времени - система показателей, характеризующих распределение затрат времени по видам его использования отдельным работником или группой.
Вертикальное разделение труда - дифференциация трудовой деятельности при наличии нескольких уровней управления.
Взаимодействие работников - межличностные взаимоотношения, возникающие в сфере социально-трудовых отношений.
Виды эффективности: экономическая, социальная, народнохозяйственная, плановая, фактическая, нормативная, проектная и т.п.
Власть - право и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, насилия, права.
Влияние - действие или воздействие субъекта на объект управления.
Внешняя среда: 1) окружающий мир и место в нем организаций (предмета); 2) совокупность элементов, окружающих организацию и оказывающих на ее деятельность заметное влияние.
Внутренняя среда - строение организации: ее структура, характеристики элементов и связей между ними.
Воздействие (прямое и косвенное) - сознательное влияние на человека или группу людей.
Групповое принятие решений - управленческое решение, принятое коллегией, т.е. официальной группой лиц, которые образуют административный, совещательный или распорядительный орган, предназначенный для совместного решения вопросов, относящихся к его компетенции, или коллективом организации, ее структурным подразделением.
Двухфакторная модель Герцберга ~ вариант содержательной концепции мотивации, построенный на мотивирующих и гигиенических группах факторов.
Действие - реакция на проявление потребности, работа.
Делегирование полномочий - передача прав на принятие решений другому лицу или звену системы управления.
Деловое совещание - элемент управленческой деятельности, который обеспечивает поиск решения сложных проблем, получение необходимой информации и повышение компетентности.
Демократический стиль управления - стиль управления, основанный на человеческом факторе и децентрализации при минимальном использовании средств принуждения и максимальном использовании мотивации.
Дерево целей — расположение целей в системе, когда цели более низкого ранга раскрывают цели более высокого ранга.
Деструктивный конфликт - конфликт, при котором разногласия приводят к негативным, часто «разрушительным действиям», перерастающим затем в клевету, склоку и т.п., что не способствует эффективности работы коллектива.
Деятельность - способ существования человека, проявление его социальной активности, совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.
Диагностика - всесторонний анализ деятельности, который призван выявить и понять проблемы компании, слабые и сильные стороны, а также место предприятия на рынке и среди конкурентов, количественную и качественную оценку состояния компании как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению, включая организационную, производственную, финансовую и управленческую структуры во всех взаимосвязях.
Диверсификация - разностороннее развитие предприятия, организации, бизнеса.
Диверсификация управления: 1) разностороннее развитие управления и появление специфических форм последнего в соответствии с потребностями социально-экономической системы и окружающей ее среды; 2) совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций, а также возникновение различных типов построения и осуществления управления, включая совмещение их в общей системе управления.
Дивизиональная структура управления - организация управления, в соответствии с которой деление организации на элементы и блрки происходит по видам товаров или услуг, группам получателей или географическим регионам.
Динамизм - ход развития и изменения факторов внешней среды, влияющих на деятельность организации.
Дифференциация - разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени.
Документ - материальный носитель, содержащий зафиксированную информацию и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Документационное обеспечение процесса управления - документация организации отражает всю полноту его деятельности, охватывая все основные функции и задачи ее функционирования и управления. Исследования свидетельствуют, что в общем объеме документооборота около 45% составляют входящие документы, 35% - исходящие и около 20% -внутренние.
Должность - первичный элемент в организационной структуре управления, определяемый задачами, правами и обязанностями и обусловленный формами разделения труда в системе управления.
Достоверность информации - информация, истина которой обоснована каким-либо образом. В управлении недопустимо использование недостоверной и неточной информации. Если информация является недостаточной и приблизительной, то возможно принятие решения с катастрофическими последствиями. В то же время абсолютно достоверной и точной информации не существует, а приближающаяся к ней информация быстро устаревает. Недостоверность информации обусловливается не только источниками ее получения, неправильной или неэффективной методикой обработки, но и целевыми установками преобразования, интерпретацией применения.
Достоинства матричной структуры управления - позволяют быстро реагировать и адаптироваться к изменениям как во внешней, так и во внутренней среде; ликвидировать промежуточные структурные звенья при оперативном управлении программами; усилить личную ответственность руководителей; организовать четкое взаимодействие в системе управления и применять для этого только современные методы.
Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.
Затраты времени - количество времени, которое необходимо для выполнения тех или иных работ.
Звено - элемент системы, в качестве которого может выступать организация, структурное подразделение или отдельный работник.
Звено управления - элемент системы, в качестве которого может выступать организация, структурное подразделение или отдельный работник.
Звенья структуры управления организацией - элемент системы, в качестве которого может быть структурное подразделение или отдельный специалист.
Здравый смысл - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.
Иерархичность - характеристика системы, в которой все связи последовательно сходятся к одному звену - вершине системы.
Иерархия целей - декомпозиция системы целей в пространстве; последовательность уровней целей, вытекающая из дерева целей.
Изменение - перемена, видоизменение в социально-экономической системе. Наблюдается: 1) в темпах развития, структуре, механизме функционирования и т.п.; 2) при переходе социально-экономической системы из одного качественного состояния в другое.
Индивидуальное решение - управленческое решение, принятое тем или иным должностным лицом. Качество и эффективность такого решения во многом зависят от миропонимания лица, принимающего решение. Факторами, влияющими на миропонимание, являются: исходные предпосылки (предметные и ценностные); предположения относительно элементов проблемы; познавательные стили; система познания.
Инновационный менеджмент - совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью организационных структур и их персоналом.
Инновационный потенциал - 1) совокупность ресурсов, определяющих появление новых продуктов и технологий и обеспечивающих развитие социально-экономической системы; 2) совокупность ресурсов, способных привести к созданию нового качества функционирования и развития социально-экономических систем, которые удовлетворяют более высокие общественные потребности.
Инновационный проект - вложение средств в экономику, которое обеспечивает смену поколений техники и технологий.
Интеграция - процесс объединения частей или элементов различных систем в целое для выполнения общих задач.
Интеллектуальный потенциал - уровень образования и культуры, потенциал интеллектуальной динамики; способность к обучению, саморазвитию; объем и структура фундаментальных знаний в профессиональной области и осознание практического опыта.
Интерес - стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осознанием этой потребности и условий ее реализации.
Интуиция - специфическая способность, обусловленная природой творчества, а также момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения людей в процессе поиска решения задачи.
Информатика - научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием и использованием в различных сферах деятельности. Этим термином также обозначают информационную технологию, т.е. совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения информации, преобразования и использования ее.
Информационное обеспечение управления - основной предмет труда руководителей, менеджеров и специалистов, который содержит сведения о состоянии управляемой системы и среды ее функционирования.
Информация - совокупность сведений о состоянии управляемой системы и внешней среды ее функционирования.
Искусство менеджмента - высокая степень умения и мастерства рационального управления в условиях экономической неопределенности.
Использование времени - затраты времени на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг.
Исследование - функция управления, характеризующая познавательную деятельность и процесс выработки новых знаний.
Кадровая политика - стратегия, объединяющая различные формы, методы и модели кадровой работы в целях обеспечения миссии организации.
Качества лидера - образование, культура, профессиональная квалификация, жизненный опыт, отношение к людям, жизненная позиция, самоорганизация и др.
Качества личности - комплекс характеристик, определяющих поведение индивида в соответствии со своими социально-психологическими особенностями.
Качество - норма или образец, с которым соизмеряется деятельность человека.
Качество персонала - обобщенная характеристика степени профессиональной подготовленности, общей культуры и социальной ответственности, которые обеспечивают эффективное выполнение задач и достижение поставленных целей.
Качество управления - оценка процесса управления и управленческой деятельности, которая определяется степенью достижения цели.
Квалификация - степень профессиональной готовности к выполнению каких-либо видов деятельности.
Классификация - упорядоченное распределение элементов некоторого множества по каким-либо существенным признакам и отнесение их к тому или иному классу, подклассу, группе.
Классификация видов контроля:
• по времени осуществления (предварительный, текущий, заключительный);
• по степени охвата наблюдаемых объектов (общий, выборочный);
• по срокам (систематический, периодический, разовый);
• по форме осуществления (административный, финансовый, общественный и т.д.).
Классификация информации - упорядоченное распределение информации по тем или иным признакам. Например, по содержанию информации делят на экономическую, социальную, технико-технологическую, правовую, политическую и т.п.
Классификация решений - упорядочное распределение решений по наиболее существенным признакам, применяемое для совершенствования их разработки.
Классификация стилей управления - упорядоченное разнообразие одномерных и многомерных стилей управления. Выделяют: автократический стиль, который предпочтителен при управлении простыми видами деятельности, не требующими творчества; демократический стиль, используемый для управления деятельностью, требующей творчества; подразделяется на консультативный и партисипативный демократический стиль; либеральный стиль, сочетающий попустительский и бюрократический типы управления. К многомерным стилям управления относят: управленческую решетку Р. Блейка и Дж. Мутона, ситуационную модель Ф. Фидлера, теорию жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара, модель принятия решения Врума - Йеттона.
Классификация целей - распределение целей социально-экономической системы в зависимости от избранных для этого признаков.
Клиент - постоянный покупатель или заказчик, лицо, пользующееся теми или иными услугами.
Количество информации - характеристика информации, поступающей к субъекту в виде сообщений, снижающих неопределенность в отношении ожидаемых событий. В качестве единицы количества информации используется двоичная единица измерения (от англ. Bit - бит, двоичный разряд).
Коммуникабельность - способность человека к общению, быстро, легко и непринужденно устанавливать контакт с другими людьми и удерживать их внимание. Это важное качество для каждого менеджера, работа которого постоянно связана с людьми. Проявляется оно в умении вызывать встречные стремления к общению, устранять возможные психологические барьеры, располагать к себе людей.
Коммуникации - 1) процесс взаимодействия людей посредством информации с участием тех человеческих качеств, которые определяют деятельное восприятие информации; 2) процесс обмена информацией в социально-экономической системе.
Коммуникационная сеть - средства и технологии передачи информации в социально-экономической системе.
Коммуникационная структура управления - организация связей и отношений между элементами и уровнями системы управления, обеспечивающая получение необходимой информации самым экономичным путем.
Компетентность - 1) обладание комплексом знаний, навыков и информации для решения какой-либо проблемы; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.
Конкурент - 1) физическое или юридическое лицо (группа лиц), имеющее собственные специфические интересы в определенной сфере деятельности и осуществляющее деятельность в соответствии с этими интересами; 2) физическое или юридическое лицо, соперничающее в какой-либо сфере деятельности в соответствии с имеющимися специфическими собственными интересами.
Конкуренция - борьба между производителями за потребителя своей продукции, работы, услуги.
Конструктивный конфликт - конфликт, при котором разногласия затрагивают принципиальные стороны и проблемы жизнедеятельности членов коллектива, разрешение которых выводит коллектив на новый, более высокий и эффективный уровень функционирования и развития.
Контроль - функция управления, предполагающая наблюдение за управляемыми процессами, проверку качества, установление отклонений, сбор необходимой информации для оценки ситуации.
Конфликтная ситуация - ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких лиц, каждое из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы.
Концепция - система взглядов на те или иные явления.
Концепция управленческого решения - результат генерации вариантов действий для успешного достижения цели.
Корпоративное управление — тип управления, построенный на приоритетных интересах акционеров, стратегии развития корпорации в целом и корпоративной культуре.
Корпорация - объединение или сообщество, созданное для реализации специфических интересов, которые отражены в нормах и принципах совместной деятельности.
Критерий - 1) признак, на основании которого производится оценка, сравнение альтернатив, классификация объектов и явлений; 2) признак, на основе которого производится оценка состояния, действия, явления и т. п.
Либеральный стиль управления - стиль управления, предполагающий использование попустительских и бюрократических методов в принятии управленческих решений.
Лидерство - способность индивида убеждать и вести за собой людей с учетом их наклонностей и желаний.
Линейная структура управления - организация управления с прямым воздействием на производство и сосредоточением в одних руках всех функций руководства.
Линейно-функциональная структура управления - организация управления, при которой линейный руководитель принимает решения, опираясь на разработки функциональных служб и подразделений.
Линейный тип процесса управления - тип управления, при котором осуществление этапов происходит в строгой последовательности и имеется достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации, проблемы и решения, уверенность в их осуществлении.
Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его как участника общественных отношений.
Матричная структура управления - организация управления, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными.
Межличностные роли — деятельность менеджера, совмещающая функции руководства и лидерства. Менеджер формирует отношения внутри организации, представляет ее в сторонних организациях (внешняя среда), подбирает и обучает сотрудников, координирует и мотивирует их деятельность по достижению целей.
Менеджер - нанимаемый за плату руководитель или управляющий для организации конкретной деятельности подчиненных ему работников и одновременного выполнения определенных управленческих функций.
Менеджмент - экономическое управление, опирающееся на социально-экономические интересы; научная концепция, одно из направлений науки.
Менталитет - образ мышления, господствующий в обществе.
Метод разработки управленческого решения - способ практического и теоретического действия человека, направленный на достижение цели. Существуют разнообразные методы, в том числе: аналогии, инверсии, мозговой атаки, морфологического анализа, фантазии.
Метод управления - способ воздействия на человека и группу, который определяется выбором и использованием действующих рычагов и их ролью в деятельности человека.
Методология управления - 1) логическая схема действия, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей; умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, раскрывающие содержание проблем, подсказывающие пути их решения; 2) умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые раскрывают содержание проблем и подсказывают пути их решения.
Методы управления конфликтами - на практике менеджеры применяют организационно-структурные, административные и межличностные методы. Организационно-структурные методы управления конфликтами связаны с проведением изменений в структуре организации; административные - предполагают активное вмешательство в процесс администрации или ее представителей; межличностные методы основаны на уклонении от конфликта, от противоборств, на компромиссе, приспособлении, сотрудничестве и ряде других способов.
Механизм антикризисного управления — совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей, которые способствуют развитию инициативы, улучшению ориентации и оптимизму в критических ситуациях, интеграции по ценностям профессионализма, коллективизма.
Механизм управления - совокупность рычагов воздействия, позволяющих согласовывать деятельность людей. Рычагами воздействия выступают качества человека, которые определяют возможность и эффективность деятельности: интересы, мотивы, стимулы, ценности, установки и др.
Механизм управления инновациями - комплекс средств воздействия, позволяющих осуществить необходимые изменения и достичь поставленной цели развития.
Миссия организации - совокупность концептуальных положений, раскрывающих в обобщенной форме предназначение организации.
Модель мотивации - мысленный или описанный менеджером образец процесса мотивирования деятельности человека. Поскольку деятельность является предметом мотивирования, важно уметь выделять те факторы, которые могут рассматриваться в данном случае как приоритетные.
Модель Портера-Лоулера - процессуальная концепция мотивации, которая включает элементы теорий ожиданий и справедливости, а также объясняет, что достигнутые результаты зависят от усилий и способностей работника, от осознания им своей роли.
Мониторинг кризисных ситуаций - процесс отслеживания вероятности и реальности наступления кризиса, своевременного обнаружения и распознавания его причин.
Морфологический анализ - экспертный метод изучения всех возможных комбинаций развития отдельных элементов исследуемой системы.
Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъектов.
Мотивационный менеджмент - тип управления, при котором приоритеты отданы мотивированию эффективной творческой созидательной и профессиональной деятельности человека.
Мотивация - побуждение человека или группы к активной и эффективной деятельности, использование мотивов поведения в управлении деятельностью.
Мотивирование - функция управления, проявляющаяся в побуждении работника к трудовой деятельности.
Неформальный лидер - работник, авторитет и влияние которого в коллективе обусловлены отношением к нему его членов, а не положением в структуре управления организацией.
Нововведение - процесс создания, распространения и использования новшества, удовлетворяющего те или иные общественные потребности.
Нормирование времени - процесс разработки нормативов и установление норм времени. .
Обмен информацией - взаимная передача информации между субъектами для уточнения и обогащения знаний с учетом их отношений, установок, целей, намерений.
Образование - формирование профессионала в категориях культуры.
Объект управления - 1) социально-экономическая система, функционирование и развитие которой определяется процессами управления; 2) социально-экономическая система, воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности в соответствии с целью существования, функционирования и развития.
Объем информации - величина, связанная с числом возможных вариантов выбора в системе. Если, допустим, имеется выборка при 8-ми возможных вариантах, то существующая неопределенность будет равна 3-м битам. После 4-х выборок неопределенность уменьшится до 2 бит. Две следующие выборки уменьшат неопределенность до 2-х возможных, вариантов, а неопределенность - до 1 бита. В последнем случае, когда существуют два допустимых варианта, проведение одной выборки исключает и сводит энтропию к нулю.
Обязанности - совокупность функций и полномочий, обязательных для их выполнения.
Оптимальное управление - выбор управляющих параметров, которые обеспечивают наилучшее с точки зрения заданного критерия протекание процесса (поведение системы).
Организатор - руководитель, организующий работу коллектива, производства.
Организационная структура управления - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Организационно-правовые документы - комплекс документов, которые содержат правила, нормы и положения, устанавливающие стасус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности.
Организационные методы управления - приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления посредством силы и