Проект модели разработки и продвижения турпродукта
Исследования в области теории и практики создания турпродукта выявили потребность в разработке модели обновления, корректировки и совершенствования уже разработанного турпродукта. С этой целью был выявлен оптимальный компонент турпрдукта для инновационных преобразований - культурно-досуговая программа. Это можно рассматривать как методический ход туроператора в процессе создания нового турпродукта.
Рис. 29. Модель создания турпродукта
1. Партнерские связи
Предлагается следующая модель частичных инновационных преобразований:
• ведущая функция культурно-досуговой программы;
• соединение ресурсов региона и потребительского интереса в рамках турпродукта.
Основные функции методического обеспечения туроператорской деятельности:
• тесное взаимодействие оператора с центрами досуга и развлечений, организаторами фестивалей и карнавалов и т.п., а также активное включение данных мероприятий в программы обслуживания;
• составление сценариев отдыха (или мероприятий), учитывая тематику тура и личностные интересы туриста;
• реализация полного комплекса обслуживания на базе разработанного сценария, предусматривающего все возможные потребности туриста на маршруте;
• сопровождение тургруппы гидом, главная функция которого - контроль и внесение необходимых изменений в программу тура из-за погоды или по другим обстоятельствам.
Цель: организация оптимальной культурно-досуговой программы с использованием досугово-развлекательного, культурно-исторического и сервисного комплексов с учетом личностных интересов туристов (табл. 62).
Использование данной модели создания турпродукта методом дифференциации потребительского интереса имеет следующие коммерческие выгоды.
Технологическая выгода
Использование данной технологии дает возможность создания турпродукта на базе уже имеющегося. Процесс направлен не на создание принципиально нового продукта, а на совершенствование уже имеющегося. Данная технология позволяет сохранить маршрут и углубить турпродукт, удовлетворяя запросы туристов. Так массовый турпродукт становится дифференцированным с учетом индивидуальных интересов потребителя.
Экономическая выгода
В использовании данной модели заложена и экономическая прибыль, которая извлекается из реализации определенных компонентов турпродукта: проживание, трансфер, авиаперелет, туристско-экскурсионное обслуживание и др.
В зависимости от сезона и спроса размер прибыли колеблется, но в среднем эти показатели равны:
• проживание - 10-20% с человека (от стоимости суток);
• трансфер (колеблется от количества группы) - 7-15% с человека;
• авиаперелет - 15-20% с посадочного места (кресла).
В культурно-досуговую программу закладывают прибыльность в среднем 50% (это экскурсионные маршруты, развлекательные, а также процентная прибыль с сувенирных покупок). Таким образом, культурно-досуговые программы являются доходными для фирмы.
С помощью данной модели был разработан тур «Круизные путешествия в Эгейском регионе Турции».
Основные составляющие и параметры модели создания турпродукга
Таблица 62
Тип туриста | Интерес | Функция туризма | Методика | Доминанты в ресурсах региона |
Гедонист | Наслаждение, пассивный отдых | Рекреативная - снятие физического, психологического, интеллектуального напряжения | Оздоровительно-восстанавливающие процедуры, курсы, тренин-ги, талассотерапия и др. | Природно-климатические: море, солнце, пляж. Экологически чистые: санатории, центры SPA, клубные отели «Все включено» |
Активный турист | Флирт, потребность в общении | Коммуникативная -знакомства, общение | Карнавалы, шоу, фестивали, парки развлечений, круизы, брачные туры и др. | Инфраструктурные: объекты развлечений, досуговые учреждения |
Натуралист | Природа | Самореализация творческого потенциала | Спортивно-оздоровительные: походы (пешие, горные, велосипедные и др.), джип-сафари, яхт-туры | Природно-климатические: ландшафт, флора, фауна |
Спортсмен | Занятие спортом | Самореализация творческого потенциала | Спортивные: дайвинг, серфинг, горные лыжи. Экстремальные: рафтинг, альпинизм | Природно-климатические. Инфраструктурные: спортивные комплексы, трассы, инвентарь и др. |
Любитель приключений | Эмоциональные впечатления | Самореализация творческого потенциала и коммуникативная | Зрелищные: тематические парки, круизы, шоу, театрализованные представления и др. Карнавалы, шествия | Природно.-климатические. Инфраструктурные. Культурно-исторические |
Любознательный \ | Познание, изучение | Непрерывное просвещение, самообразование, самореализация творческого потенциала ' | Экскурсионно-познавательные: экскурсионные туры, образовательные туры, хобби-туры, этнические туры, арт-вояжи, культурные обмены, археологические туры и др. | Культурно-исторические. Образовательные: образовательные учреждения, учреждения культуры и др. |
Пример