Анализ системы хозяйственно-финансового управления турфирмы
Для более точного представления о деятельности турфирмы «Пальмира» необходимо провести анализ системы хозяйственно-финансового управления фирмы. Для этого используют бухгалтерскую отчетность за 2004 (табл. 52) и 2005 годы (табл. 53).
Исходные балансы предприятия приведем к агрегированному виду путем укрупнения экономически однородных статей баланса.
В 2004 году (табл. 52) имущество предприятия увеличилось на 43 316 тыс. руб., или на 17,02%, причем произошел рост внеоборотных активов на 56494 тыс. руб., то есть более чем .в 2 раза, и незначительное снижение оборотных активов на 13 178 тыс. руб.
В целом структура имущества характеризуется превышением в его составе доли оборотных средств, которая на конец 2004 года составила 63,52%. Особое внимание следует обратить на снижение доли дебиторской задолженности в активах предприятия с 50,88% до 36,88%, хотя она и имеет самый значительный удельный вес в составе всего имущества предприятия.
В пассиве в 2004 году произошло небольшое увеличение доли собственных средств предприятия с 39,28% до 43,35%, а абсолютная величина собственного капитала выросла на 29 121 тыс. руб. Это произошло за счет появления суммы нераспределенной прибыли.
В заемных средствах предприятия отсутствуют долгосрочные кредиты и займы банков, но на начало периода присутствовал краткосрочный банковский кредит на сумму 39 746 тыс. руб., который был погашен к концу 2005 года. Основным источником финансирования является кредиторская задолженность, которая увеличилась на 46,98%, ее доля на конец периода составила 56,65%.
Как видно из табл. 53, в 2005 году имущество предприятия выросло на 151 097 тыс. руб., или на 50,72%. Это, прежде всего, связано с ростом оборотных активов на 73,96%, в том числе за счет роста запасов в 2 раза и денежных средств -почти в 11 раз.
В пассиве баланса значительный рост наблюдался по статье «Кредиторская задолженность» - на 108 542 тыс. руб., удельный вес которой на конец 2004 года составил 61,76%. Собственные средства выросли за счет роста нераспределенной прибыли и добавочного капитала - на 42 555 тыс. руб.
Используя данные по балансу (табл. 52 и табл. 53), можно рассчитать чистые активы предприятия, которые, как уже отмечалось выше, позволяют дать предварительную оценку способности предприятия расплатиться по своим обязательствам.
1).
Чистые активы = Активы – Задолженность участников в уставный капитал – НДС по приобретенным ценностям – Текущие пассивы
Чистые активы составили:
- на начало 2004 года - 50 000 тыс. руб.;
- на конец 2004 года (начало 2005 года) - 126 175 тыс. руб.;
- на конец 2005 года - 144 435 тыс. руб.
Анализируя баланс предприятия за 2004 и 2005 годы, можно отметить следующее:
- положительным моментом является то, что в балансе предприятия отсутствуют так называемые «больные» статьи, к которым относятся «Непокрытый убыток прошлого года», «Непокрытый убыток отчетного года» и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)»;
- предприятие на протяжении этих двух лет расширяло свою деятельность, о чем свидетельствует увеличение валюты баланса;
- основным источником финансирования оборотных средств является кредиторская задолженность;
- рост чистых активов предприятия свидетельствует о повышении степени платежеспособности предприятия.
Анализ ликвидности баланса предприятия
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, которые сгруппированы по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированными по степени срочности их погашения (табл. 54 и табл. 55).
Исходя из данных, приведенных в табл. 52 и 53, видно, что ликвидность баланса и в 2004, и в 2005 году отличается от абсолютной, так как первое из неравенств не соответствует норме.
В отчетных периодах наблюдается платежный дефицит наиболее ликвидных активов - денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для покрытия наиболее срочных обязательств. В течение 2004 года платежный недостаток вырос с 83,77% на начало периода до 97,05% на его конец. В течение 2005 года произошло некоторое снижение платежного недостатка до 78,52% от суммы необходимых средств.
Следует также отметить, что ожидаемых на конец 2004 и 2005 года поступлений от дебиторов даже в сумме с денежными средствами недостаточно для погашения кредиторской задолженности. Платежный излишек по запасам перекрывает краткосрочные обязательства и по причине его низкой ликвидности не сможет быть направлен для погашения данных обязательств немедленно. Однако ситуация, при которой все кредиторы одновременно потребовали бы возвращения долгов, маловероятна, поэтому на основании имеющихся данных говорить о неплатежеспособности предприятия пока нельзя.
Для оценки перспективной платежеспособности рассчитываются следующие показатели ликвидности: абсолютный, промежуточный, общий.
Так как сегодня не существует единых нормативных значений по показателям ликвидности, а в литературе их значения сильно варьируются, то в качестве рекомендательных значений будем использовать следующие:
- коэффициент абсолютной ликвидности - не менее 0,25 - 0,30;
- коэффициент быстрой (срочной) ликвидности - не менее 0,5 - 0,8;
- коэффициент покрытия (общий коэффициент ликвидности) - 1,3.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением ликвидных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (3 раздел пассива баланса). Если предприятие в текущий момент может на 25 - 30% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.
Отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме краткосрочных долгов предприятия представляет собой коэффициент быстрой (срочной) ликвидности. Если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать, то значение этого коэффициента должно быть выше рекомендуемых границ.
Общий коэффициент ликвидности (коэффициент покрытия) рассчитывается отношением всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств (табл. 56 и 57).
Таблица 56
Коэффициенты ликвидности за 2004 год
Таблица 57
Коэффициенты ликвидности за 2005 год
1. Коэффициент абсолютной ликвидности, а равно и платежеспособность организации на конец отчетного периода составили 22% и за 2005 год выросли на 19%. Увеличение этого показателя нужно рассматривать в качестве положительной тенденции, так как в течение 2004 года произошло его снижение на 9%, и к концу 2004 года предприятие было в состоянии погасить всего 3% своих наиболее срочных обязательств. Таким образом, по состоянию на конец отчетного периода (конец 2005 года) организация имеет возможность немедленно погасить 22% своих краткосрочных обязательств. Этот показатель почти соответствует нормативному значению, но на вопрос, является ли он достаточным, можно ответить лишь тогда, когда будет проведено сопоставление скорости оборота краткосрочных долговых обязательств со скоростью движения платежных средств.
Остаток долговых обязательств, выраженный в днях погашения по краткосрочным кредитам и кредиторской задолженности, в среднем на 2005 год составлял 40,5 дней. За это время в виде выручки от реализации должно было поступить:
5 894,44 тыс. руб. х 40,5 = 238 724,82 тыс. руб.
Сумма долговых обязательств составляет 277 302 тыс. руб. Для погашения к моменту наступления срока платежа по всем краткосрочным долговым обязательствам предприятие будет располагать денежными средствами в сумме:
238 724,82 руб. + 59 567 руб. = 29 8291,82 руб.
При разных средних сроках погашения краткосрочных долговых обязательств этих средств должно быть достаточно для своевременного осуществления расчетов. Поэтому значение Кабс = 0,22 можно считать вполне достаточным.
В 2005 году произошло снижение промежуточного коэффициента ликвидности на 15%, что в первую очередь связано с ростом кредиторской задолженности. Этот рост может свидетельствовать не только о снижении объема реализации на предприятии, но и об изменении условий расчетов за продукцию, например, использование коммерческого кредита.
В 2005 году числящаяся на балансе дебиторская задолженность в среднем была погашена через 16,8 дней. Она может в полной сумме выступать как платежное средство для погашения краткосрочных долговых обязательств, так как их средний срок погашения равен 40,5 дням и этот срок выходит за время обращения авансированного капитала в дебиторскую задолженность. Поэтому для данной организации этот коэффициент является достаточным.
Значение коэффициента текущей ликвидности и в 2004, и в 2005 году является недостаточным, так как оно лишь немногим превышает единицу. Это означает, что текущие активы предприятия лишь немногим перекрывают его текущие обязательства. Учитывая, что в текущих активах большую долю имеют медленно реализуемые активы, а именно - запасы, то предприятие вряд ли сможет в случае необходимости рассчитаться со своими кредиторами.
Можно сделать вывод, что турфирма «Пальмира» финансово достаточно устойчива и имеет динамичное развитие, но для оптимизации деятельности компании необходимо создание нового турпродукта.
Создание турпродукта
Формирование тура включает в себя соединение ряда услуг в одну в результате деятельности туроператора, который составляет и планирует тур, заключает договоры (контракты) на предоставление услуг с непосредственными исполнителями или другими туроператорами (табл. 58).
Таблица 58
Предприятия, участвующие в создании турпродукта (поставщики услуг)
Предприятия (поставщики услуг) | ||
Виды | Состав | |
1. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению | - гостиницы, мотели, кемпинги; - пансионаты, частные квартиры, дома; - туристские базы, дома отдыха и др. | |
2. Предприятия питания | - рестораны, столовые; - кафе, бары и др. | |
3. Фирмы транспортного обслуживания | - автопредприятия; - авиационные предприятия; - железнодорожные ведомства; - предприятия морского и речного транспорта | |
4. Турфирмы по разработке и реализации турпродукта | - туроператоры; - экскурсионные бюро; - туристские агентства | |
5. Рекламно-информационные учреждения | - рекламные агентства; -СМИ; - PR-агентства | |
6. Производственные туристские предприятия | - фабрики туристских сувениров; - предприятия по производству туристского снаряжения и др. | |
7. Предприятия торговли | - магазины по реализации туристского снаряжения; - магазины по реализации туристских сувениров; - пункты проката | |
8. Предприятия сферы досуга в туризме | - киноконцертные залы; - ночные клубы, казино; - театры, музеи и др. | |
9. Органы управления туризмом | - комитеты и департаменты туризма; - общественные туристские организации и объединения | |
10. Страховые компании | Различные виды страхования туристов | |
11 . Учреждения самодеятельного туризма | - туристские клубы; - альпинистские клубы; - другие клубные объединения |
Главный субъект, на который ориентирован турбизнес, - это турист, так как именно он является потребителем основных, дополнительных и сопутствующих услуг.
В связи с тем, что процесс создания турпродукта ориентирован на удовлетворение потребностей клиента, выделяют два основных типа факторов во влиянии на решение туриста приобрести тот или иной тур продукт:
1) мотивирующие факторы (мотивируют желание туриста приобрести тот или иной турпродукт);
2) определяющие факторы (определяют масштабы способности туриста приобрести желаемый им турпродукт).
Ученые, исследующие вопрос маркетинга в туризме, подчеркивают, что туризм является не одним единым рынком, а, скорее, серией субрынков, каждый из которых имеет свои собственные характеристики. К таким субрынкам можно отнести:
- рынок семейного туризма;
рынок образовательного туризма;
- рынок туристов, стремящихся к наивысшему комфорту;
- рынок людей, выезжающих на выходные или короткие отпуска и др.;
- рынок участников однодневных походов или поездок, а
также экскурсий.
Поскольку туристский продукт является комплексным, состоящим из набора различных услуг (гостиницы, транспорт, питание и др.) со своими внутренними градациями, то при создании турпродукта возникает проблема обозначения класса (разрядности) реализуемых услуг.
Нормативных стандартов по установлению классов туров и программ не существует, но на практике сложилась определенная градация туров, которую можно систематизировать следующим образом:
• люкс (услуги данного типа предоставляются по разряду VIP-обслуживания; при организации тура обычно привлекают услуги самого высокого класса - гостиницы 5-звездочной категории и роскошные внекатегорийные отели клубных систем De Lux; перелет первым классом или самолетами бизнес-авиации; питание в ресторанах; индивидуальный трансфер на машинах класса Lux («лимузин-сервис»); индивидуальные услуги гида и т.д.);
• первый класс (предусматривается высокий уровень обслуживания с размещением в 4-х - 5-звездочной гостиницах; перелет бизнес-классом; в питании -широкий выбор блюд; возможен индивидуальный трансфер и кураторство гида);
• туристский класс (самый массовый вариант обслуживания, который предусматривает размещение в 2-х - 3-звездочных гостиницах (зависит от страны пребывания); перелет экономичным классом регулярных авиарейсов или чарте-ров; питание по типу «шведский стол»; групповой трансфер (туристов встречает и развозит по отелям автобус));
• экономический класс (самый дешевый вариант обслуживания; программы этого класса предусматривают минимум услуг и уровня обслуживания; размещение в 1 - 2-звездочных гостиницах или апартаментах, предусматривающих сервис по типу самообслуживания; возможно предоставление питания только в виде завтрака; перелет чартерными авиарейсами; групповой трансфер; возможно использование городского транспорта).
С учетом приведенной выше классификации создается турпродукт, ориентированный на определенные потребности и возможности туриста. Согласно ГОСТу Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. В статье 4.1 данного ГОСТа указывается, что проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества туристов и охрану окружающей среды в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.
В программе тура обязательными пунктами являются:
• маршрут путешествия;
• перечень туристских предприятий - исполнителей услуг;
• период предоставления услуг каждым предприятием - исполнителем услуги;
• состав экскурсий и достопримечательных объектов;
• перечень туристских походов, прогулок;
• комплекс досуговых мероприятий;
• продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;
• количество туристов, участвующих в путешествии;
• виды транспорта для внутренних перевозок;
• потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;
• необходимое количество транспортных средств;
• порядок подготовки рекламных, информационных материалов, форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.
Результатом проектирования тура является правильно составленное содержание:
а) технологической карты туристского путешествия (Приложение 1 - ГОСТ Р 50681-94);
б) графика загрузки предприятия - поставщика услуг (Приложение 2 -ГОСТ Р 50681-94);
в) информационного листка к туристской путевке (Приложение 3 -ГОСТ Р 50681-94);
г) программы обслуживания туристов (Приложение 4 - ГОСТ Р 50681-94).
Общие требования к туристской услуге, изложенные в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования» подразделяются на обязательные и рекомендуемые.
Обязательные требования - это безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туристов, охрана окружающей среды.
Рекомендуемые требования предполагают соответствие своему назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживающего персонала, комфортность, эстетичность, эргономичность.
Рассмотрим подробнее рекомендуемые требования к туристской услуге.
Соответствие назначению
Туруслуги должны соответствовать ожиданиям и физическим возможностям потребителей, которым адресуется услуга.
Точность и своевременность исполнения
Предоставляемые потребителю туристские услуги по объему, срокам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным в путевке, билете, квитанции и т.п.
Комплексность
Предоставление туристских услуг должно обеспечивать возможность получения не только основных, но и дополнительных услуг - бытовых, торговых, экскурсионных, услуг связи и других, которые призваны создать нормальные условия для жизнеобеспечения потребителей.
Этичность обслуживающего персонала
Обслуживающий персонал должен соблюдать этические нормы поведения. Потребителю должна быть гарантирована обстановка вежливого обращения, доброжелательности и коммуникабельности персонала.
Комфортность
Туристские услуги должны предоставляться в комфортных условиях для потребителя - при удобной планировке помещений, их рациональном оборудовании, отделке и оснащении и т.п.
Эстетичность
Художественное решение зданий, территории туристского предприятия, пространственная организация маршрута, оформление интерьеров помещений обслуживания должны соответствовать требованиям композиционной гармоничности и архитектурной целостности.
Внешний вид и культура речи обслуживающего персонала должны соответствовать требованиям эстетичности.
Эргономичность
Продолжительность обслуживания, протяженность и сложность туристских и экскурсионных маршрутов, предоставляемые туристам снаряжение и инвентарь, используемые транспортные средства, мебель и другие предметы оснащения должны соответствовать физиологическим и психологическим возможностям туристов.
По утверждению профессора Колера, представляющего австрийскую школу туризма, в основе успешного создания и продвижения любого турпродукта должны быть заложены следующие принципы:
1) освобождение клиента от неприятных забот (в процессе обслуживания клиент должен быть освобожден от долгого ожидания размещения, транспорта и др.);
2) оптимальное обслуживание (клиент должен почувствовать соответствие всех услуг определенному уровню);
3) активность, инициатива при обслуживании, предупредительность (приветственный коктейль или сувенир в гостинице, обеспечение билетами и др.);
4) уважение к клиенту (уважительное отношение к его желаниям, Склонностям, увлечениям);
5) индивидуальный подход (подход к обслуживанию клиента, который не предусматривает обязательный набор услуг, а строится с учетом вкусов и потребностей клиентов);
6) свобода от тенденций (клиент должен чувствовать, что обслуживание не цель, а желание удовлетворить его потребности);
7) наглядность объема обслуживания (клиент должен заранее знать перечень услуг, подобранных для него);
8) корректность обслуживания и продаж (клиент должен быть уверен, что, купив тур, он сделал правильный выбор);
9) наличие бесплатной информации об имеющихся турах и услугах: (консультации, буклеты и пр.).
Таким образом, турпродукт как комплекс услуг - является сложным и многогранным, имеющим материальные и нематериальные компоненты, которые создаются усилиями многих предприятий. Каждое из них обладает своими методами работы, но при этом все они ориентированы на удовлетворение потребностей клиента.
Ключевой фактор в создании качества турпродукта - наиболее полное удовлетворение потребностей клиента.
Туроператор занимает позицию между поставщиками услуг и потребителем, его деятельность направлена на разработку и комплектацию турпродукта. При этом собственно процесс создания турпродукта призван удовлетворять потребности клиента - непосредственного участника в формировании турпродукта.
Поскольку туроператорская деятельность является коммерческой и направлена на получение прибыли, то возникает стремление создать конкурентоспособный турпродукт.