Анализ системы хозяйственно-финансового управления турфирмы

Для более точного представления о деятельности турфирмы «Пальмира» необходимо провести анализ системы хозяйственно-финансового управления фирмы. Для этого используют бухгалтерскую отчетность за 2004 (табл. 52) и 2005 годы (табл. 53).

Исходные балансы предприятия приведем к агрегированному виду путем укрупнения экономически однородных статей баланса.

В 2004 году (табл. 52) имущество предприятия увеличилось на 43 316 тыс. руб., или на 17,02%, причем произошел рост внеоборотных активов на 56494 тыс. руб., то есть более чем .в 2 раза, и незначительное снижение оборотных активов на 13 178 тыс. руб.

В целом структура имущества характеризуется превышением в его составе доли оборотных средств, которая на конец 2004 года составила 63,52%. Особое внимание следует обратить на снижение доли дебиторской задолженности в ак­тивах предприятия с 50,88% до 36,88%, хотя она и имеет самый значительный удельный вес в составе всего имущества предприятия.

В пассиве в 2004 году произошло небольшое увеличение доли собственных средств предприятия с 39,28% до 43,35%, а абсолютная величина собственного капитала выросла на 29 121 тыс. руб. Это произошло за счет появления суммы нераспределенной прибыли.

В заемных средствах предприятия отсутствуют долгосрочные кредиты и займы банков, но на начало периода присутствовал краткосрочный банковский кредит на сумму 39 746 тыс. руб., который был погашен к концу 2005 года. Основ­ным источником финансирования является кредиторская задолженность, которая увеличилась на 46,98%, ее доля на конец периода составила 56,65%.

Как видно из табл. 53, в 2005 году имущество предприятия выросло на 151 097 тыс. руб., или на 50,72%. Это, прежде всего, связано с ростом оборотных активов на 73,96%, в том числе за счет роста запасов в 2 раза и денежных средств -почти в 11 раз.

В пассиве баланса значительный рост наблюдался по статье «Кредиторская задолженность» - на 108 542 тыс. руб., удельный вес которой на конец 2004 года составил 61,76%. Собственные средства выросли за счет роста нераспределенной прибыли и добавочного капитала - на 42 555 тыс. руб.

Используя данные по балансу (табл. 52 и табл. 53), можно рассчитать чис­тые активы предприятия, которые, как уже отмечалось выше, позволяют дать предварительную оценку способности предприятия расплатиться по своим обяза­тельствам.

1).

Чистые активы = Активы – Задолженность участников в уставный капитал – НДС по приобретенным ценностям – Текущие пассивы

Чистые активы составили:

- на начало 2004 года - 50 000 тыс. руб.;

- на конец 2004 года (начало 2005 года) - 126 175 тыс. руб.;

- на конец 2005 года - 144 435 тыс. руб.

Анализируя баланс предприятия за 2004 и 2005 годы, можно отметить сле­дующее:

- положительным моментом является то, что в балансе предприятия отсутст­вуют так называемые «больные» статьи, к которым относятся «Непокрытый убы­ток прошлого года», «Непокрытый убыток отчетного года» и «Дебиторская за­долженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)»;

- предприятие на протяжении этих двух лет расширяло свою деятельность, о чем свидетельствует увеличение валюты баланса;

- основным источником финансирования оборотных средств является кре­диторская задолженность;

- рост чистых активов предприятия свидетельствует о повышении степени платежеспособности предприятия.

Анализ ликвидности баланса предприятия

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, которые сгруппированы по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, сгруппированными по степени срочности их пога­шения (табл. 54 и табл. 55).

Исходя из данных, приведенных в табл. 52 и 53, видно, что ликвидность ба­ланса и в 2004, и в 2005 году отличается от абсолютной, так как первое из нера­венств не соответствует норме.

В отчетных периодах наблюдается платежный дефицит наиболее ликвид­ных активов - денежных средств и краткосрочных финансовых вложений для покрытия наиболее срочных обязательств. В течение 2004 года платежный недос­таток вырос с 83,77% на начало периода до 97,05% на его конец. В течение 2005 года произошло некоторое снижение платежного недостатка до 78,52% от суммы необходимых средств.

Следует также отметить, что ожидаемых на конец 2004 и 2005 года поступ­лений от дебиторов даже в сумме с денежными средствами недостаточно для погашения кредиторской задолженности. Платежный излишек по запасам пере­крывает краткосрочные обязательства и по причине его низкой ликвидности не сможет быть направлен для погашения данных обязательств немедленно. Однако ситуация, при которой все кредиторы одновременно потребовали бы возвраще­ния долгов, маловероятна, поэтому на основании имеющихся данных говорить о неплатежеспособности предприятия пока нельзя.

Для оценки перспективной платежеспособности рассчитываются следую­щие показатели ликвидности: абсолютный, промежуточный, общий.

Так как сегодня не существует единых нормативных значений по показате­лям ликвидности, а в литературе их значения сильно варьируются, то в качестве рекомендательных значений будем использовать следующие:

- коэффициент абсолютной ликвидности - не менее 0,25 - 0,30;

- коэффициент быстрой (срочной) ликвидности - не менее 0,5 - 0,8;

- коэффициент покрытия (общий коэффициент ликвидности) - 1,3.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношением лик­видных средств первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (3 раздел пассива баланса). Если предприятие в текущий момент может на 25 - 30% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.

Отношение ликвидных средств первых двух групп к общей сумме кратко­срочных долгов предприятия представляет собой коэффициент быстрой (сроч­ной) ликвидности. Если большую долю ликвидных средств составляет дебитор­ская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать, то значение этого коэффициента должно быть выше рекомендуемых границ.

Общий коэффициент ликвидности (коэффициент покрытия) рассчитыва­ется отношением всей суммы текущих активов, включая запасы и незавершенное производство, к общей сумме краткосрочных обязательств (табл. 56 и 57).

Таблица 56

Коэффициенты ликвидности за 2004 год

Таблица 57

Коэффициенты ликвидности за 2005 год

1. Коэффициент абсолютной ликвидности, а равно и платежеспособность организации на конец отчетного периода составили 22% и за 2005 год выросли на 19%. Увеличение этого показателя нужно рассматривать в качестве положитель­ной тенденции, так как в течение 2004 года произошло его снижение на 9%, и к концу 2004 года предприятие было в состоянии погасить всего 3% своих наибо­лее срочных обязательств. Таким образом, по состоянию на конец отчетного пе­риода (конец 2005 года) организация имеет возможность немедленно погасить 22% своих краткосрочных обязательств. Этот показатель почти соответствует нормативному значению, но на вопрос, является ли он достаточным, можно отве­тить лишь тогда, когда будет проведено сопоставление скорости оборота кратко­срочных долговых обязательств со скоростью движения платежных средств.

Остаток долговых обязательств, выраженный в днях погашения по кратко­срочным кредитам и кредиторской задолженности, в среднем на 2005 год состав­лял 40,5 дней. За это время в виде выручки от реализации должно было поступить:

5 894,44 тыс. руб. х 40,5 = 238 724,82 тыс. руб.

Сумма долговых обязательств составляет 277 302 тыс. руб. Для погашения к моменту наступления срока платежа по всем краткосрочным долговым обяза­тельствам предприятие будет располагать денежными средствами в сумме:

238 724,82 руб. + 59 567 руб. = 29 8291,82 руб.

При разных средних сроках погашения краткосрочных долговых обяза­тельств этих средств должно быть достаточно для своевременного осуществления расчетов. Поэтому значение Кабс = 0,22 можно считать вполне достаточным.

В 2005 году произошло снижение промежуточного коэффициента ликвид­ности на 15%, что в первую очередь связано с ростом кредиторской задолженно­сти. Этот рост может свидетельствовать не только о снижении объема реализации на предприятии, но и об изменении условий расчетов за продукцию, например, использование коммерческого кредита.

В 2005 году числящаяся на балансе дебиторская задолженность в среднем была погашена через 16,8 дней. Она может в полной сумме выступать как пла­тежное средство для погашения краткосрочных долговых обязательств, так как их средний срок погашения равен 40,5 дням и этот срок выходит за время обра­щения авансированного капитала в дебиторскую задолженность. Поэтому для данной организации этот коэффициент является достаточным.

Значение коэффициента текущей ликвидности и в 2004, и в 2005 году явля­ется недостаточным, так как оно лишь немногим превышает единицу. Это озна­чает, что текущие активы предприятия лишь немногим перекрывают его текущие обязательства. Учитывая, что в текущих активах большую долю имеют медленно реализуемые активы, а именно - запасы, то предприятие вряд ли сможет в случае необходимости рассчитаться со своими кредиторами.

Можно сделать вывод, что турфирма «Пальмира» финансово достаточно устойчива и имеет динамичное развитие, но для оптимизации деятельности ком­пании необходимо создание нового турпродукта.

Создание турпродукта

Формирование тура включает в себя соединение ряда услуг в одну в результате деятельности туроператора, который составляет и планирует тур, заключает договоры (контракты) на предоставление услуг с непо­средственными исполнителями или другими туроператорами (табл. 58).

Таблица 58

Предприятия, участвующие в создании турпродукта (поставщики услуг)

Предприятия (поставщики услуг)  
Виды   Состав  
1. Предприятия, предоставля­ющие услуги по размещению   - гостиницы, мотели, кемпинги; - пансионаты, частные квартиры, дома; - туристские базы, дома отдыха и др.  
2. Предприятия питания   - рестораны, столовые; - кафе, бары и др.  
3. Фирмы транспортного об­служивания   - автопредприятия; - авиационные предприятия; - железнодорожные ведомства; - предприятия морского и речного транс­порта  
4. Турфирмы по разработке и реализации турпродукта   - туроператоры; - экскурсионные бюро; - туристские агентства  
5. Рекламно-информационные учреждения   - рекламные агентства; -СМИ; - PR-агентства  
6. Производственные турист­ские предприятия   - фабрики туристских сувениров; - предприятия по производству туристского снаряжения и др.  
7. Предприятия торговли   - магазины по реализации туристского сна­ряжения; - магазины по реализации туристских суве­ниров; - пункты проката  
8. Предприятия сферы досуга в туризме   - киноконцертные залы; - ночные клубы, казино; - театры, музеи и др.  
9. Органы управления туриз­мом   - комитеты и департаменты туризма; - общественные туристские организации и объединения    
10. Страховые компании   Различные виды страхования туристов    
11 . Учреждения самодеятель­ного туризма   - туристские клубы; - альпинистские клубы; - другие клубные объединения    

Главный субъект, на который ориентирован турбизнес, - это турист, так как именно он является потребителем основных, дополнительных и сопутствующих услуг.

В связи с тем, что процесс создания турпродукта ориентирован на удовлетворение потребностей клиента, выделяют два основных типа фак­торов во влиянии на решение туриста приобрести тот или иной тур про­дукт:

1) мотивирующие факторы (мотивируют желание туриста приобрести тот или иной турпродукт);

2) определяющие факторы (определяют масштабы способности туриста приобрести желаемый им турпродукт).

Ученые, исследующие вопрос маркетинга в туризме, подчеркивают, что туризм является не одним единым рынком, а, скорее, серией субрын­ков, каждый из которых имеет свои собственные характеристики. К та­ким субрынкам можно отнести:

- рынок семейного туризма;

рынок образовательного туризма;

- рынок туристов, стремящихся к наивысшему комфорту;

- рынок людей, выезжающих на выходные или короткие от­пуска и др.;

- рынок участников однодневных походов или поездок, а

также экскурсий.

Поскольку туристский продукт является комплексным, состоящим из набора различных услуг (гостиницы, транспорт, питание и др.) со своими внутренними градациями, то при создании турпродукта возника­ет проблема обозначения класса (разрядности) реализуемых услуг.

Нормативных стандартов по установлению классов туров и про­грамм не существует, но на практике сложилась определенная градация туров, которую можно систематизировать следующим образом:

• люкс (услуги данного типа предоставляются по разряду VIP-обслуживания; при организации тура обычно привлекают услуги самого высокого класса - гостиницы 5-звездочной категории и роскошные внекатегорийные отели клубных систем De Lux; перелет первым классом или самоле­тами бизнес-авиации; питание в ресторанах; индивидуальный трансфер на машинах класса Lux («лимузин-сервис»); индивидуальные услуги гида и т.д.);

• первый класс (предусматривается высокий уровень обслуживания с размещением в 4-х - 5-звездочной гостиницах; перелет бизнес-классом; в питании -широкий выбор блюд; возможен индивидуальный трансфер и кураторство гида);

• туристский класс (самый массовый вариант обслуживания, который предусматривает размещение в 2-х - 3-звездочных гостиницах (зависит от страны пребы­вания); перелет экономичным классом регулярных авиарейсов или чарте-ров; питание по типу «шведский стол»; групповой трансфер (туристов встречает и развозит по отелям автобус));

• экономический класс (самый дешевый вариант обслуживания; программы этого класса предусматривают минимум услуг и уровня обслуживания; размещение в 1 - 2-звездочных гостиницах или апартаментах, предусматривающих сер­вис по типу самообслуживания; возможно предоставление питания толь­ко в виде завтрака; перелет чартерными авиарейсами; групповой транс­фер; возможно использование городского транспорта).

С учетом приведенной выше классификации создается турпродукт, ориентированный на определенные потребности и возможности туриста. Согласно ГОСТу Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура предусматрива­ет согласование возможностей предприятия, осуществляющего это про­ектирование, с запросами туристов. В статье 4.1 данного ГОСТа указыва­ется, что проектная документация должна содержать требования безо­пасности, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья и имущества туристов и охрану окружающей среды в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1.

В программе тура обязательными пунктами являются:

• маршрут путешествия;

• перечень туристских предприятий - исполнителей услуг;

• период предоставления услуг каждым предприятием - исполни­телем услуги;

• состав экскурсий и достопримечательных объектов;

• перечень туристских походов, прогулок;

• комплекс досуговых мероприятий;

• продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

• количество туристов, участвующих в путешествии;

• виды транспорта для внутренних перевозок;

• потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их под­готовке;

• необходимое количество транспортных средств;

• порядок подготовки рекламных, информационных материалов, форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.

Результатом проектирования тура является правильно составленное содержание:

а) технологической карты туристского путешествия (Приложение 1 - ГОСТ Р 50681-94);

б) графика загрузки предприятия - поставщика услуг (Приложение 2 -ГОСТ Р 50681-94);

в) информационного листка к туристской путевке (Приложение 3 -ГОСТ Р 50681-94);

г) программы обслуживания туристов (Приложение 4 - ГОСТ Р 50681-94).

Общие требования к туристской услуге, изложенные в ГОСТ Р 50690-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования» подразделяются на обязательные и рекомендуемые.

Обязательные требования - это безопасность жизни и здоровья, сохранность имущества туристов, охрана окружающей среды.

Рекомендуемые требования предполагают соответствие своему назначению, точность и своевременность исполнения, комплексность, этичность обслуживающего персонала, комфортность, эстетичность, эргономичность.

Рассмотрим подробнее рекомендуемые требования к туристской услуге.

Соответствие назначению

Туруслуги должны соответствовать ожиданиям и физическим возможностям потребителей, которым адресуется услуга.

Точность и своевременность исполнения

Предоставляемые потребителю туристские услуги по объему, сро­кам и условиям обслуживания должны соответствовать требованиям, предусмотренным в путевке, билете, квитанции и т.п.

Комплексность

Предоставление туристских услуг должно обеспечивать возмож­ность получения не только основных, но и дополнительных услуг - бы­товых, торговых, экскурсионных, услуг связи и других, которые призва­ны создать нормальные условия для жизнеобеспечения потребителей.

Этичность обслуживающего персонала

Обслуживающий персонал должен соблюдать этические нормы по­ведения. Потребителю должна быть гарантирована обстановка вежливого обращения, доброжелательности и коммуникабельности персонала.

Комфортность

Туристские услуги должны предоставляться в комфортных услови­ях для потребителя - при удобной планировке помещений, их рацио­нальном оборудовании, отделке и оснащении и т.п.

Эстетичность

Художественное решение зданий, территории туристского предпри­ятия, пространственная организация маршрута, оформление интерьеров помещений обслуживания должны соответствовать требованиям компо­зиционной гармоничности и архитектурной целостности.

Внешний вид и культура речи обслуживающего персонала должны соответствовать требованиям эстетичности.

Эргономичность

Продолжительность обслуживания, протяженность и сложность ту­ристских и экскурсионных маршрутов, предоставляемые туристам сна­ряжение и инвентарь, используемые транспортные средства, мебель и другие предметы оснащения должны соответствовать физиологическим и психологическим возможностям туристов.

По утверждению профессора Колера, представляющего австрий­скую школу туризма, в основе успешного создания и продвижения любо­го турпродукта должны быть заложены следующие принципы:

1) освобождение клиента от неприятных забот (в процессе обслуживания клиент должен быть освобожден от дол­гого ожидания размещения, транспорта и др.);

2) оптимальное обслуживание (клиент должен почувствовать соответствие всех услуг определен­ному уровню);

3) активность, инициатива при обслуживании, предупредительность (приветственный коктейль или сувенир в гостинице, обеспечение биле­тами и др.);

4) уважение к клиенту (уважительное отношение к его желаниям, Склонностям, увлечениям);

5) индивидуальный подход (подход к обслуживанию клиента, который не предусматривает обя­зательный набор услуг, а строится с учетом вкусов и потребностей кли­ентов);

6) свобода от тенденций (клиент должен чувствовать, что обслуживание не цель, а желание удовлетворить его потребности);

7) наглядность объема обслуживания (клиент должен заранее знать перечень услуг, подобранных для него);

8) корректность обслуживания и продаж (клиент должен быть уверен, что, купив тур, он сделал правильный выбор);

9) наличие бесплатной информации об имеющихся турах и услугах: (консультации, буклеты и пр.).

Таким образом, турпродукт как комплекс услуг - является сложным и многогранным, имеющим материальные и нематериальные компоненты, которые создаются усилиями многих предприятий. Каждое из них обла­дает своими методами работы, но при этом все они ориентированы на удовлетворение потребностей клиента.

Ключевой фактор в создании качества турпродукта - наиболее пол­ное удовлетворение потребностей клиента.

Туроператор занимает позицию между поставщиками услуг и по­требителем, его деятельность направлена на разработку и комплектацию турпродукта. При этом собственно процесс создания турпродукта при­зван удовлетворять потребности клиента - непосредственного участника в формировании турпродукта.

Поскольку туроператорская деятельность является коммерческой и направлена на получение прибыли, то возникает стремление создать кон­курентоспособный турпродукт.

Наши рекомендации