Анализ деловой активности туристского предприятия

Анализ деловой активности основан на выявлении эффективности использования ресурсов туристского предприятия. Известно, что любое туристское предприятие имеет три вида ресурсов: материальные, трудо­вые и финансовые. С позиций финансового менеджмента наибольший интерес представляет эффективность использования именно финансовых и материальных ресурсов.

Охарактеризовать деловую активность позволяет группа коэффици­ентов деловой активности или показателей оборачиваемости. Их суще­ствование связано с тем, что скорость оборота средств (скорость превра­щения в денежную форму) тесно связана с платежеспособностью турист­ского предприятия, что в свою очередь положительно характеризует фи­нансовое состояние туристского предприятия, а значит, и его деловую активность. Увеличение скорости оборота средств свидетельствует также о повышении производственно-технического потенциала туристского предприятия.

В отличие от коэффициентов ликвидности для коэффициентов де­ловой активности отсутствует стандартизированная база сравнения. Вы­воды по коэффициентам деловой активности основываются на изучении их динамики или на сравнении их значений для разных туристских пред­приятий, но с одинаковым видом деятельности. При этом, применяя спо­соб сравнения, необходимо соблюдать условие единого метода оценки. Например, если на одном туристском предприятии основные средства оценены с учетом прямолинейной амортизации, а на другом с использо­ванием ускоренной амортизации (Метод начисления ускоренной амортизации не применяется к подвижно­му составу, поэтому туристская фирма не может применять данный метод для начисления амортизации на автобус, который находится у нее на балансе и ис­пользуется в производственных (экскурсионных) целях), то во втором случае оборачиваемость средств будет заведомо выше по причине методических различий в бух­галтерском учете.

Охарактеризовать деловую активность туристского предприятия по­зволяют следующие коэффициенты.

1. Показатель полного оборота фондов (коэффициент трансформации), или коэффициент оборачиваемости активов

Выручка от реализации

Оборачиваемость активов = —————————————

Итог актива*

* Под итогом актива понимают совокупность оборотных и внеоборотных средств предприятия.

Коэффициент оборачиваемости активов свидетельствует об эффек­тивности использования всех имеющихся ресурсов, независимо от ис­точников их привлечения (внешнего или внутреннего). Данный коэффи­циент показывает, сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной туристской продукции принесла каждая денежная единица активов.

Следует отметить, что показатель оборачиваемости активов будет тем выше, чем изношеннее основные средства туристского предприятия (например, старое компьютерное оборудование в отелях, изношенный подвижной состав туристской фирмы и т.д.).

2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Выручка от реализации

Оборачиваемость дебиторской задолженности = —————————————

Дебиторская задолженность

В расчете данного коэффициента применяют особый вид дебитор­ской задолженности - чистую дебиторскую задолженность, которая рас­считывается финансовым менеджером дополнительно. Чистая дебитор­ская задолженность - это сумма дебиторской задолженности, отражен­ная по бухгалтерскому балансу, за вычетом величины сомнительных дол­гов. Сомнительные долги - это та часть дебиторской задолженности, в возвращении которой финансовый менеджер не уверен по ряду объек­тивных причин, таких как банкротство дебитора, временное ухудшение его финансового состояния и т.д. По значению коэффициента оборачи­ваемости дебиторской задолженности делают вывод, сколько раз в сред­нем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода.

3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Себестоимость продукции

Оборачиваемость кредиторской задолженности = —————————————

Кредиторская задолженность

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности пока­зывает, сколько предприятию требуется оборотов для оплаты выставлен­ных ему счетов.

Данный показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачи­ваемости дебиторской задолженности. Такое сравнение позволяет сранить условия коммерческого кредитования, которыми туристское пред­приятие пользуется, с теми условиями кредитования, которые туристское предприятие оказывает само.

4. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (МПЗ)

Себестоимость реализованной продукции

Оборачиваемость запасов = —————————————————————

Материально-производственные запасы

Коэффициент оборачиваемости МПЗ показывает скорость реализа­ции материально-производственных запасов (сырья, материалов и гото­вой продукции). Чем он выше, тем меньше средств находится в этой са­мой малоликвидной статье оборотных средств и тем более ликвидной структурой они представлены, а туристское предприятие, следовательно, имеет более устойчивое финансовое состояние. В связи с этим высокий коэффициент оборачиваемости МПЗ считается признаком эффективно­сти. Однако чрезмерно завышенное значение данного показателя по сравнению с существующими показателями в данной подотрасли может свидетельствовать о слишком большом количестве мелких заказов (и быстрой замене запасов) и слишком высоких издержках по управлению запасами.

Низкий показатель коэффициента оборачиваемости МПЗ, как пра­вило, указывает на то, что материально-производственные запасы пред­приятия представлены неходовым товаром.

Следует отметить, что показатели оборачиваемости (дебиторской, кредиторской задолженностей и МПЗ) можно также рассчитать в днях. Для этого необходимо количество дней в году разделить на соответст­вующий показатель оборачиваемости. По данной форме коэффициента финансовый менеджер делает вывод, сколько в среднем дней потребова­лось для оплаты дебиторской (кредиторской) задолженности или для продажи (без оплаты) материально-производственных запасов.

5. Коэффициент оборачиваемости основных средств.

В анализе финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) туристского предпри­ятия он носит название фондоотдачи.

Объем продаж

Оборачиваемость основных средств = —————————————

Стоимость основных средств

Помимо увеличения объема реализованной продукции, повышение фондоотдачи может быть достигнуто:

• относительно невысоким удельным весом основных средств (в отличие от туристских фирм этого крайне сложно достигнуть предприятиям ресторанного бизнеса, и тем более предприятиям гости­ничного сектора туристского рынка);

• высоким техническим уровнем основных средств (чем выше фондоотдача, тем ниже издержки отчетного периода; низкий уровень фондоотдачи может свидетельствовать о недостаточном объеме реализации туристской продукции или о слишком громоздких вложениях в основныех;редства).

6. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Объем продаж

Оборачиваемость собственного капитала = —————————————

Собственный капитал

Завышенное значение коэффициента оборачиваемости собственного капитала (значительное превышение уровня реализации над вложенным капиталом) свидетельствует об увеличении кредитных ресурсов и воз­можности достижения того предела, за которым кредиторы начинают участвовать в деле больше, чем собственники предприятия.

Низкий коэффициент оборачиваемости собственного капитала сви­детельствует о «простаивании» части собственных средств, поэтому су­ществует необходимость их вложения в иной источник доходов, возмож­но, более подходящий в сложившихся условиях.

Кроме выше приведенных коэффициентов анализ деловой активно­сти может дополняться расчетом таких показателей данной группы, как оборачиваемость оборотного капитала, оборачиваемость чистого оборот­ного капитала (или оборачиваемость собственных оборотных средств) и др.

Примеры расчета некоторых финансовых показателей

Пример 1

Расчет ликвидности и платежеспособности туристского предприятия

Финансовому менеджеру туристской фирмы «Мечта туриста» необходимо провести анализ ликвидности и платежеспособности туристского производства. Для этого он использует данные бухгалтерской отчетности в виде составляющих бухгалтерского баланса (табл. 47).

Таблица 47

Данные бухгалтерской отчетности туристской фирмы «Мечта туриста»

Показатели бухгалтерской отчетности   Величина, руб.  
Материально-производственные запасы (МПЗ)    
Уставный капитал (УК)   295 000  
Незавершенное строительство    
Здания и сооружения    
Расчетный счет   133 000  
Прочие текущие обязательства   179 900  
Резервы, образованные в соответствии с законодательством    
Оборудование    
Нераспределенная прибыль    
Земля и объекты природопользования    
Краткосрочные финансовые вложения    
Касса    
Дебиторская задолженность    
Нематериальные активы (НМА)    
Долгосрочный долг банку   244 800  

Для проведения анализа финансовому менеджеру необходимо:

• упорядочить данные в соответствии со структурой бухгалтерского ба­ланса, то есть распределить их по активу и пассиву (табл. 48);

• рассчитать коэффициенты группы ликвидности (общая ликвидность, срочная ликвидность, абсолютная ликвидность, коэффициент налично­сти, ЧОК) и платежеспособности (коэффициент собственности, доля ЗК, коэффициент финансовой зависимости).

Таблица 48

Данные, упорядоченные по активу и пассиву

АКТИВ   ПАССИВ    
Показатели бухгалтерской отчетности   Величина, руб.   Показатели бухгалтерской отчетности   Величина, руб.    
Оборотные активы   455 600   Собственный капитал   375 900    
Материально-производствен­ные запасы (МПЗ)   185 800   Уставный капитал (УК)   295 000  
Расчетный счет   133 000   Резервы, образо­ванные в соответ­ствии с законода­тельством    
Краткосрочные финансовые вложения     Нераспределенная прибыль    
Касса              
Дебиторская задолженность            
Внеоборотные активы   345 000   Заемный капитал   424 700  
Незавершенное строитель­ство     Долгосрочный за­емный капитал    
Здания и сооружения     Долгосрочный долг банку   244 800  
Оборудование     Краткосрочный заемный капитал   J 79 900  
Земля и объекты природо­пользования     Прочие текущие обязательства   179 900  
. Нематериальные активы (НМЛ)            
Итого АКТИВ   800 600   Итого ПАССИВ   800 600  
               

Наши рекомендации