Стратегическое поведение фирмы в условиях конкуренции
Классификация стратегий
Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию.
Среди классификационных признаков наиболее важны следующие:
• уровень принятия решений;
• базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;
• стадия жизненного цикла отрасли;
• относительная сила отраслевой позиции организации;
• степень «агрессивности» в поведении организации в конкурентной борьбе.
Основным инструментом развития туристской фирмы и основой методологии ее управления является стратегия.
Стратегия предприятия (управленческий инструмент, установка) -интеграция действий, направленных на достижение целей предприятия. По форме она может представлять собой документ, а по сути и содержанию - свод правил при принятии управленческих решений.
Если миссия организации определяет ее глобальную цель, то стратегия является инструментом достижения этой цели. Именно стратегия предписывает и определяет направление, характер движения организации, путь ее к достижению цели. На основе стратегии распределяются ресурсы между сферами деятельности предприятия.
Программа стратегии
Для осуществления стратегии необходима соответствующая программа.
Программу стратегии можно рассматривать как набор проектов, каждый из которых представляет собой задание с указанием целей по времени, затратам и результатам.
Стратегическая программа начинается в точке, в которой цель сферы деятельности уже сформулирована и ресурсы распределены, а заканчивается в точке достижения цели или решения о прекращении работы и перераспределении ресурсов.
В последнее время реализуются и цели, исключающие звено «программа». Это обусловлено ростом нестабильности, сокращением горизонта видения и соответственно количества этапов принятия решений.
В условиях растущей нестабильности стратегия как наиболее гибкий инструмент реализации начинает замещать собой программу, которая является более жестким и конкретизированным орудием в пространственно-временном измерении.
В условиях высокой нестабильности и неопределенности программа часто теряет свои реализующие возможности. Распределение ресурсов в таких случаях осуществляется на основе стратегии, которая служит базой для формирования системы планов и отбора проектов. По мере движения от «видения» к конкретному плану повышаются конкретность, детальность, количественная определенность и скорость изменений, а также пересмотра целевых решений.
Виды стратегий
В зависимости от уровня принятия решений на предприятии пользуются различные виды стратегий:
1) корпоративная стратегия - общая для всего туристского предприятия;
2) стратегия сферы туристского бизнеса;
3) функциональная стратегия по вопросам маркетинга, финансов производства, управления персоналом и др., т.е. стратегия функциональных подсистем управления предприятием;
4) стратегия линейных отделений, подразделений и других организационных единиц, занятых конкретным бизнесом.
Все стратегии, реализуемые на предприятии, должны быть согласованы между собой, а также сцеплены с глобальной целью (миссией предприятия, перспективами во внешней среде, конкурентным статусом предприятия.
В настоящее время существует множество классификаций стратегий по разным критериям. Так, например, по критерию сочетания признаков «стратегическая цель/стратегическое преимущество» и по основным методам конкурентной борьбы различают следующие виды стратегий:
- низкоценовой производитель - стратегия минимизации издержек;
- дифференциация - продуктовая стратегия, основная на изменении качества или обслуживания товара;
- фокусированная ниша - стратегия фокусирования на географических рынках, функциях продукта; |
- стратегия инноваций, т.е. открытие, введение новшеств, новых технологий и т.п.
Стратегия низкоценового производителя предполагает экономию на масштабах производства и характерна для поведения крупных компаний в устойчивых сферах деятельности.
Стратегия дифференциации строится на изменении элементов товара и его сопровождения для увеличения разновидностей.
Стратегию фокусированной ниши (сосредоточение на тех сегментах, где отсутствуют конкуренты) часто выбирают малые фирмы, однако возможность последующего захвата смежных сегментов рынка обусловливает привлекательность этой модели действий для средних и крупных фирм.
Стратегия инноваций необходима, например, при стадии зрелости жизненного цикла развития турфирмы или турпродукта. Когда турпродукт находится на пике своего развития, возникает проблема его сохранения и продления. Тогда может быть применена инноватика, внедрение новых, более эффективных технологий.
По степени активности поведения фирмы во внешней среде ее стратегия может быть наступательной или оборонительной.
Наступательная стратегия направлена на расширение имеющейся доли рынка, захват новых рынков и сегментов. Это стратегия ведения агрессивной конкурентной борьбы.
Оборонительная стратегия нацелена на сохранение рыночной доли, рынков или сегментов, а также конкурентной позиции предприятия.
Большинство стратегий не может быть определено только по одному признаку, поэтому обычно для классификации используется несколько критериев.