А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Вначале рассмотрим ситуацию равновесия фирмы в краткосрочном периоде.

Как уже говорилось, цена на рынке совершенной конкуренции является величиной экзогенной. Она формируется при пересечении отраслевой кривой спроса и отраслевой кривой предложения. Как формируется рыночная кривая спроса, мы уже говорили в предыдущих лекциях. Функция отраслевого предложения (краткосрочный период) в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли.

Поэтому фирма может лишь варьировать свои издержки и относительно их выбирать тот объем производства, который выгоден фирме.

Рассмотрим четыре ситуации:

- фирма получает прибыль;

- фирма получает нулевую прибыль;

- фирма несет убытки, но остается в отрасли;

- фирма покидает отрасль.

В долгосрочном периоде кривая предложения фирмы горизонтальная линия, т.е. предложение абсолютно эластично.

В долгосрочном периоде в отрасли останутся лишь те фирмы, у которых издержки соответствуют равенству:

P=AC=MC=LAC=LMC (3.2)

Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства, когда все ресурсы переменны, и может быть организовано производство любых размеров.

Обычно фирма может выбирать больше трех вариантов объемов производства.

Каждая точка кривой долгосрочных издержек характеризуется наименьшими достижимыми издержками на единицу продукции при данном объеме производства, когда фирма имеет время изменить все ресурсы.

Из всех возможных размеров заводов, наиболее эффективным является тот, чья кривая SAC касается кривой LAC в точке ее минимума. Предприятие, способное производить продукцию при самых низких издержках по сравнению с другими, называется предприятием оптимального размера (оно может касаться кривой LAC не в точке минимума SAC).

Форма кривой долгосрочных издержек показывает, что до определенного объема производства наблюдается возрастающая отдача от масштаба, а после – убывающая.

Рост средних издержек при увеличении масштабов выпуска определяет технологическую границу фирмы.

Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, а также пределы горизонтального и вертикального роста фирмы.

Все фирмы делятся на однопродуктовые и многопродуктовые, поэтому горизонтальная граница роста понимается как предел выпуска одного продукта или предел диверсификации производства.

Как уже отмечалось, горизонтальный размер фирмы определяется положительной отдачей от масштаба.

Если мы имеем дело с многопродуктовой фирмой, то надо принимать во внимание субаддитивность издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм.

∑ TC (q1) > TC (∑q1) (3.3)

где, ∑ TC (q1) – совокупные издержки при выпуске нескольких товаров в рамках отдельных производств;

TC(∑q1) – совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров.

Субаддитивность издержек определяет также вертикальные границы фирмы, т.е. фирма может выбирать между покупкой на рынке продуктов последовательных стадий переработки (полуфабрикатов) или производством их внутри фирмы.

Фирма будет вертикально интегрирована со звеньями производящими полуфабрикаты, если издержки их совместного производства меньше, чем при их покупке.

TC (q1, 0) + TC (0, q2) > TC (q1, q2) (3.4)

где, q1 и q2 продукты последовательных стадий переработки.

Поэтому уменьшение субаддитивности издержек ограничивает вертикальный рост фирмы.

Б. Чистая монополия.

В условиях совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на цену (она задается экзогенно) и может выбирать только объем производства. Монополия может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, в условиях чистой монополии цена превышает предельный доход.

P > MR (3.5)

Чтобы определить пропорции, в которых предельный доход будет превышать равновесную цену и предельные издержки, запишем:

1) условие максимизации прибыли для монополии также записывается уравнением MR=MC. Но MR не равно P, т. к. кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Поэтому определим, на какую величину отличается MR от P.

А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru (3.6)

А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru Приравняв MR=MC, получим:

А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru (3.7)

Из приведенного выражения следует, что монополист будет действовать только на эластичном участке кривой спроса.

Следовательно, надбавка к предельным издержкам в цене должна быть тем меньше, чем выше эластичность спроса.

А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru (3.8)

Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам и, следовательно, монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого положения, А. Лернер предложил в 1934 г. индекс, определяющий монопольную власть:

А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru (3.9)

Очевидно, чем больше IL, тем больше монопольная власть.

3.2. Контрактная теория фирмы

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто вы­ражаются договорами – контрактами.

Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов).

В институциональной теории фирмы – фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: транзакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками).

Транзакционные из­держки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Транзакционными из­держками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде­ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе­го выполнения контракта.

Издержки контроля– это издержки, связанные с выполнением внут­ренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в ре­зультате недолжного выполнения контрактов.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтер­нативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрак­тов.

Рост транзакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою оче­редь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунис­тического поведения во многих случаях снимается развитием внутрен­них контрактов.

В свою очередь, при росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (пример – конвейер с обособленными операциями), так что совокуп­ный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих под­разделений и множества работников. В результате теряется непосред­ственная связь между трудом и его результатом, характерная для мел­кого производства.

И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности труда одного из работников никак не ска­зывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудить­ся не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля над степенью интенсивности труда (деятель­ности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фир­ма, тем выше оказываются эти издержки контроля.

Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек – транзакционными издер­жками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы:U – форму и М – форму.

U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими транзакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе (рис. 3.1).

Производство
Финансы
Дирекция
Техническое бюро
Сбыт

Рисунок 3.1 – U–форма (унитарная) внутрифирменной организации[2]

Эта структура выгодна своей простотой и малым числом промежуточных звеньев. Для нее характерна значительная экономия от масштаба и низкие организационные издержки.

М-форма– (от английского multiproduct) – характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела.

Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией и для ее выполнения дирекция опирается на небольшую группу экспертов. Возникновение такой формы организации ведет к созданию многопродуктовых фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, поскольку целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками (рис. 3.2).

Генеральная дирекция
Оперативный отдел А (группа однородных продуктов)
Производство
Сбыт
Финансы
Техническое бюро
Персонал стратегической поддержки
Оперативный отдел Б

Рисунок 3.2 – М–форма внутрифирменной организации[3]

3.3. Теория принципала – агента

Принципал – владелец.

Агент – доверенное лицо (управляющий).

В 1933 г. вышла книга А. Берли и Г. Минза «Современная корпорация и частная собственность».

1929 г. только 11% процентов фирм в США контролировались владельцами капитала. Причины: укрупнение производства, финансирование осуществляется множеством собственников.

Отделение собственности от текущего контроля на крупных корпорациях порождает конфликт интересов между собственниками и управляющими.

Цель собственника – максимизация прибыли.

Цели управляющих – спокойное существование; престиж, роскошь и траты на личные интересы; профессиональный интерес.

Отделение собственности от контроля и возникновение проблемы означает, что в действительности происходит разделение собственности на несколько компонентов: между владением, реализуемым посредством купли-продажи акций и получением дивидендов, и распоряжением, ко­торое проявляется в текущем функционировании компании. Причем за собственником компании остается функция владения, а за управляющи­ми (особенно верхнего уровня) – функция распоряжения.

Конфликт между интересами собственников и менеджерами углуб­ляется благодаря асимметрии информации. Поскольку управляющие находятся ближе к производству, они располагают большей информа­цией относительно положения дел фирмы.

Проблема оппортунистического (с точки зрения собственников) поведения управляющих решается путем контроля над деятельностью менеджеров. Существует несколько проверенных практикой способов контроля и стимулирования такого поведения менеджеров, которое бы удовлетворяло интересам собственников. Однако ни один из способов не является панацеей.

К способам контроля над деятельностью управляющих относятся:

- деятельность совета директоров (наблюдательного совета), однако этому препятствуют, во-первых, возможность конфликта интересов внутри совета директоров, во-вторых, неполнота информа­ции о решениях менеджеров и их последствиях;

- решения общего собрания акционеров. Общее собрание акционеров может регулярно заслушивать отчеты управляющих и выносить решения об их замене. Однако, этот способ мало эффективен при боль­шом числе акционеров и нерегулярном созыве собраний;

- угроза банкротства фирмы, что может повлечь принудительную смену руководства;

- угроза слияния или поглощения. Сокращение прибыли из-за недобросовестного или недостаточно эффективного управления фирмой ведет к понижению стоимости ее акций, что облегчает их скупку другой фирмой;

- конкуренция на рабочем месте. Создание конкуренции на рабочем месте управляющего предпола­гает заключение с управляющими контракта, согласно которому размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от соотноше­ния результатов его работы с результатами работы менеджеров других подразделений;

- денежные поощрения управляющих. Денежные поощрения управляющих возможны в виде денежных выплат за достижение менеджером поставленных соб­ственником целей или в виде пакетов акций с целью превращения соб­ственника-распорядителя в собственника-владельца;

- репутация менеджера. Увольнение недобросовестного менеджера, если такое происходит, сказывается на его репутации, что снижает его оценку на рынке управ­ляющих и возможности получения хорошей должности в другой компа­нии.

Таким образом, мы видим, что фирма представляет собой сложное экономическое образование с большим разнообразием целей, вызванных усложнением субъектов собственности, которые могут порождать конф­ликты внутри фирмы. Каждая из моделей фирмы и каждый подход к определению сущности фирмы помогают понять значимые стороны фун­кционирования современной фирмы, те ее стороны, которые не в состо­янии объяснить традиционная микроэкономическая теория.

3.4. Альтернативные цели фирм

1. Максимизация продаж или общей выручки. Предложена В.Баумолем - Модель Баумоля (рис. 3.3).

Выпуск при максимизации прибыли будет меньше, чем выпуск при максимизации выручки.

MR = MC > 0;

MR = 0; (3.10)

А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru - убывающая функция, т.к.

MR(Q1)>MR(Q2) => Q1<Q2

TR, TC TC

TR

π

Q1 Q2 Q

Рисунок 3.3 – Модель В. Баумоля[4]

Для менеджеров снижение выручки до объемов максимизации прибыли не выгодно по следующим причинам:

- падение привлекательности фирмы;

- потери дистрибьюторов и сокращение каналов сбыта;

- снижение рыночной власти.

2. Модель Уильямсона.

Подход Уильямсона принимает ограничение прибыли по типу модели Баумоля. Модель Уильямсона основана на предпочтении расходов, в ней детально изучается дискреционное (дискреционный – действующий по своему усмотрению) поведение, проявляемое управляющими.

В рамках этой модели рассматриваются следующие основные цели управляющих:

- жалование плюс другие денежные вознаграждения;

- число сотрудников, подчиненных данному управляющему и их квалификация;

- контроль над инвестиционными расходами фирмы;

- привилегии – автомобили компании, роскошные офисы, превосходящие по затратам те, что необходимы для работы фирмы. (Форма организационной или управленческой слабины).

Все эти цели возрастают с увеличением размера фирмы. Модель сосредотачивает свое внимание на непосредственных целях управляющих (рис. 3.4).

Формально функция полезности Уильямсона содержит:

S - избыточные расходы на штат (πмакс - πА) - разность между максимальной и реальной прибылью πА;

М - управленческую слабину (πА - πR) - разница между реальной прибылью и объявленной (отчетной) прибылью, которая по существу поглощается управляющими в натуральной форме;

I – дискреционные инвестиционные расходы – величина, превышающая те расходы, что необходимы для поддержания минимально допустимого для акционеров уровня прибыли πмин,

дивиденды
«Нормальные» инвестиции
I=произвольные производственные расходы
pмакс
pреальная
pобъявленная
pмин
S=Избыточные расходы на персонал
М= управленческая слабина
Т= Налоги

Рисунок 3.4 – Модель Уильямсона[5]

I= (πR - πmin-T).

Преследование этих целей ограничено необходимостью сохранения приемлемого уровня отчетной прибыли. Это можно обобщить, пользуясь приведенными обозначениями и Т – как общей суммы налогов:

U = ƒ (S, M, I) → max;

πR ≥ πmin + T (3.11)

где, S=(πмакс - πА),

M = (πА - πR),

I = (πR - πmin-T).

В добавление к объему выпуска Q управляющие могут выбирать S, которые определяют цену и реальную прибыль; М, которая определяет отчетную или объявленную прибыль, I – определяется однозначно, т.к. минимальная прибыль и уровень налогов заданы.

Модель решается подстановкой значений S, M, I в функцию полезности с последующим дифференцированием и приравниванием к нулю производных по Q, S, и M. Это показывает, что у такой фирмы будут более высокие расходы на штаты и большая управленческая слабина, чем у фирмы, максимизирующей прибыль. Уильямсон сопоставил эти модели, сведя результаты в таблицу (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Сводные результаты Уильямсона по моделям

Переменная Повышение спроса Повышение ставки налога на прибыль Повышение паушальной (целой) суммы налога
1. Модель Уильямсона Объем выпуска   +   +   -
Расход на персонал + + -
Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли   -     -   +
2. Модель максимизации прибыли: Объем выпуска   +    
Расход на персонал +
Отношение отчетной прибыли к реальной прибыли      

3.5. Модель самоуправляющегося предприятия

Для работников, владеющих фирмой, целью будет максимизация дохода на одного занятого.Если работники занимают доминирующее положение внутри фирмы (например, владея контрольным пакетом акций), политика фирмы также будет нацелена на максимизацию дохода, получаемого каждым работником фирмы. Рассмотрим подробнее, какими окажутся выпуск и цена фирмы в этом случае.

Пусть производственная функция выпуска фирмы зависит от двух факторов - труда L и капитала К. Рассмотрим решение фирмы в краткосрочном периоде, предполагая, что предельная производительность труда снижается с ростом его использования. Будем также считать, что фирма действует на рынке совершенной конкуренции и не влияет на цену товара.

Доход одного работника составляет:

А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru (3.12)

где, Р - цена товара;

q - объем выпуска;

К - объем использования капитала;

r - ставка арендной платы за использование единицы капитала;

L - число работников фирмы (объем использования труда).

На рис. 3.5 представлена зависимость общей выручки фирмы от числа занятых. Фирма выбирает такой объем использования труда, который максимизирует чистую выручку (выручку за вычетом расходов на капитал), составляющую источник дохода трудового коллектива, на одного работника. Графически чистая выручка на одного занятого отражается тангенсом линии, соединяющей точку на кривой общей выручки, с точкой общих расходов на капитал.

TR = P∙Q(L)

α

FC

Рисунок 3.5 – Модель самоуправляющейся фирмы: выбор занятости[6]

Фирма максимизирует чистую выручку на одного занятого, когда эта величина равна предельному продукту труда в денежном выражении.

А. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru (3.13)

TR P

TR2 - P2Q(L)

P2

TR1 - P1 Q(L) S(P)

P1

L2* L1* L Q2(L2) Q1(L1) Q

Рисунок 3.6 – Предложение самоуправляющейся фирмы[7]

Второе условие максимума обеспечивается действием закона снижения предельной производительности.

Рассмотрим, как фирма реагирует на изменение рыночной цены. На рис. 3.6 показано, что повышение цены товара вызовет снижение занятости внутри самоуправляющейся фирмы, а, следовательно, снижением объема предложения. Отсюда кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон.

Поведение самоуправляющейся фирмы резко отличается от поведения фирм, максимизирующих прибыль. Преобладание таких фирм в экономике могло бы дестабилизировать рыночное равновесие. Равновесие на рынке, где и объем предложения, и объем спроса снижаются с ростом цены, при определенных условиях может оказаться неустойчивым: при отклонении цены от равновесной на систему будут действовать силы, препятствующие возвращению рынка к равновесному состоянию.

3.6. Организация и обработка информации

Одной из важнейших функций, которую выполняют хозяйственные организации – это обработка и производство информации.

Для пояснения этого тезиса кратко остановимся на некоторых объяснениях природы наиболее распространенной хозяйственной организации – фирмы:

1) Существование фирмы снижением уровня неопределенности на рынке (Фрэнк Найт);

2) Трансакционные издержки являются основой для существования фирмы (немалую долю которых составляют информационные издержки) - (Рональд Коуз)

3) Фирма возникает для снижения издержек оценки в процессе экономической деятельности (Йорам Барцель).

В рыночной экономике обычно под основным информационным институтом понимается механизм цен, так как вся экономическая информация получает свое отражение в ценах.

Современные экономические исследования подтверждают тот факт, что информация, отраженная в ценах является недостаточной, иногда возникает в качестве побочного продукта информации другого типа, например о качестве, что наблюдается на рынках с несовершенной конкуренцией.

Важнейшая функция экономической организации – анализ и переработка сложного комплекса информации о своей среде. Этот анализ включает отбор и интерпретацию объек­тивных данных, которые расширят пространство возможных решений.

Все виды информации, с которыми сталкивается организация, можно разделить на получаемую извне, а также внутреннюю информацию, которая характеризует отношения между участниками организации.

Хотя возникновение организации обычно рассматривается через призму провалов ценового механизма (рынка), экстерналий и экономии на трансакционных издержках, в действительности, внутри многих фирм применяются многие различные системы цен в целях обеспечения координации внутри организации. Для этого воссоздаются различные механизмы рынка внутри организации путем применения различных способов финансового контроля, измерения качества работы, а также трансфертных цен для сделок, осуществляемых между отдельными структурными подразделениями организации.

Трансфертные цены – это цены, используемые в операциях между подразделениями одной фирмы.

Трансфертные цены (пример, различные стадии производства бензина) не влияют на общую прибыль корпорации, однако они могут сказываться на показателях деятельности различных подразделений. Неверно выбранные трансфертные цены могут приводить к принятию ошибочных решений внутри корпорации.

Чаще всего при определении трансфертных цен фирмам приходится полагаться на калькуляцию издержек. При наличии стандартного рынка аналогичного товара стандартные цены устанавливаются с помощью рыночных.

Наши рекомендации