Характеристика туристской фирмы
Рассмотрим сначала более общее понятие - понятие предприятия. Предприятие представляет собой имущественный комплекс, включающий недвижимость, движимое имущество, требования и долги, право на обозначение и исключительные права на интеллектуальную собственность, выступая преимущественно как объект управления со стороны собственника (государства, местных органов власти, фирмы и т.д.) или владельца.
Признаки предприятия:
• определенная обособленность - имущественная и неимущественная (обособленность от собственности учредителей предприятия);
• юридический статус, закрепленный за предприятием (предполагает его государственную регистрацию в соответствии с действующим в стране законодательством);
• определенные права и обязанности, позволяющие рассматривать его как субъект права и правовых отношений;
• название предприятия и его организационно-правовая форма, позволяющая судить об объеме и форме ответственности такого предприятия по обязательствам.
В практике туристского бизнеса для обозначения туристского предприятия принято использовать термин «фирма».
Современные учебные пособия предлагают разные толкования фирмы, но практически все они сходятся в одном: фирма - это самостоятельная предпринимательская единица с правами юридического лица, которая в качестве собственника или титульного владельца (арендатора, трастового управляющего, рператора и т.д.) разрабатывает и реализует стратегию распоряжения имуществом, нематериальными активами и доходами, используя организационно-плановые методы.
Таким образом, «фирма» является общим названием, которое используется по отношению к любому хозяйствующему предприятию. Оно указывает на то, что предприятие обладает правами юридического лица, т.е. является самостоятельным и независимым.
Фирма может обладать фирменным знаком и фирменным названием.
Передача активов и доходов фирмы другим хозяйствующим субъектам (трансакции) основана на контрактах - договорах юридических лиц, действующих по законам рынка. (Маслова Е.В., Широкова Г.В. Управление туристской фирмой. - Изд. СПбГУ, 2003)
Таким образом, фирма - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица и обособленным имуществом.
Туристскую фирму точнее следовало бы называть фирмой-организатором туристских услуг, так как по заявкам клиентов она привлекает к обслуживанию туристов большое количество предприятий и организаций, производящих необходимые для туризма услуги. Это гостиничные предприятия, которые предлагают услуги по размещению, транспортные предприятия, предоставляющие услуги по перевозкам различными видами транспорта, туристско-экскурсионные бюро с разнообразным выбором экскурсий, оздоровительные учреждения, выполняющие услуги по оздоровлению, и т.д. Пройдя в туристской фирме определенный творческий процесс, все эти услуги преобразуются в самостоятельный туристский продукт.
Как уже указывалось, под туристским продуктом понимается совокупность предметов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием. Таким образом, туристский продукт является совокупностью туристского товара и туристских услуг.
Туристский продукт можно представить графически в виде комплекса туристских услуг (рис. 22).
Рис. 22. Структура туристского продукта
Таким образом, роль организатора услуг, входящих в туристский про-'Дукт, а также заказчика на эти услуги принадлежит туристской фирме. Именно туристская фирма организует услуги и оказывает их туристам.
Потребитель туристского продукта может приобрести тур у туристской фирмы, разработавшей его (туроператора), или у фирмы-посредника (турагента), которая реализует туры на рынке по договору с туроператором. Отдельные виды туристских услуг могут быть куплены клиентом непосредственно у поставщика этой услуги - авиакомпании, гостиницы, ресторана, музея и т.д. Поставщики туристских услуг представлены на рис. 23.
Итак, туристская фирма - это коммерческая организация, имеющая главной целью своей деятельности получение дохода за счет оказания различных видов туристских услуг.
Туристские фирмы можно классифицировать:
• по виду собственности
- на государственные (федеральная собственность или собственность 'субъектов РФ); муниципальные;
- частные;
- содержащие собственность общественных организаций;
- кооперативные;
- совместные предприятия (находятся в собственности двух или более лиц на праве общей собственности);
• по организационно-правовой форме (В практике туристского бизнеса для малых предприятий наиболее употребима форма ООО, а для акционирования предприятий гостинично-ресторанного и туристского комплекса - форма ЗАО)
- на полное товарищество (участники в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом);
- товарищество на вере (коммандитное товарищество), в котором наряду с полными товарищами, отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут ответственность в пределах сумм внесенных ими вкладов;
- общество с ограниченной ответственностью - ООО, уставный капитал которого разделен на доли; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов);
- общество с дополнительной ответственностью (участники несут дополнительную ответственность по обязательствам ОДО в кратном размере к стоимости вклада);
- акционерное общество - АО (уставный капитал АО разделен на определенное число акций, и участники АО (акционеры) не отвечают по обязательствам АО, они несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций); открытое акционерное общество - ОАО, участники которого могут продавать свои акции без согласия других акционеров;
- закрытое акционерное общество - ЗАО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного ограниченного круга лиц;
- производственный кооператив (добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов);
- государственное и муниципальное унитарное предприятие (коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество); потребительский кооператив (добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов);
- общественную организацию (объединение) - добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных потребностей;
• по целям
- на коммерческие (1 Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме товариществ, общественных и производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.) (фирмы, основная цель которых - извлечение прибыли);
- некоммерческие (Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. «Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую дея-Тгельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям деятельность.) (фирмы, которые не стремятся к получению прибыли, и прибыль не распределяется между участниками).
По региону функционирования туристские фирмы делятся:
• на фирмы страны - потребителя туристских услуг (направляющая сторона);
• фирмы страны - исполнителя туристских услуг (принимающая сторона).
Направляющая сторона или направляющие (инициативные) фирмы специализируются на организации туристских поездок граждан своей страны за границу. Для этих фирм исключительную важность представляет наличие широких возможностей работы на рынке выездного туризма своей страны, т.е. привлечение местных жителей в качестве потребителей туристских услуг за границей. Для них необходимы хорошие деловые связи с иностранными туристскими фирмами, обеспечивающими исполнение этих услуг.
Туристские фирмы, специализирующиеся на приеме иностранных туристов в своей стране, т.е. принимающие фирмы заинтересованы в наличии тесных связей с предприятиями туристской индустрии своей страны, которые выступают исполнителями туристских услуг для иностранных туристов. Немаловажны и контакты с иностранными туристскими фирмами, выполняющими роль потребителей туристских услуг.
По виду туризма, виду туристского продукта и сегменту рынка туристские фирмы делятся на фирмы, занимающиеся:
• рекреационным туризмом (отдых и лечение);
• культурно-познавательным (экскурсионным) туризмом;
• деловым туризмом (выставки, ярмарки, конгрессы, симпозиумы);
• этническим туризмом (знакомство с этнокультурой других стран, республик, регионов);
• спортивным туризмом (горнолыжные, парусные, велотуры, конные туры);
• приключенческим туризмом (сафари, дайвинг, охота);
• молодежным и студенческим туризмом;
• семейным туризмом;
• специфическими видами туризма (событийный, экологический, деревенский);
• индивидуальным туризмом;
• групповым, массовым туризмом и т.д.
Следует отметить, что в настоящее время, наряду с дифференциацией туристского продукта, в туристских фирмах усиливается тенденция к диверсификации как к одному из источников выживания в нелегкой конкурентной борьбе за клиентов.
Одним из основных делений туристских фирм является их деление на туроператрров и турагентов по своему отношению к исполнителям и потребителям соответствующих услуг.
Туроператор (оптовик, принципал) собирает отдельные компоненты туристской поездки в единый тур, планирует и создает маршруты, программы и пакеты услуг для поездок туристов на групповой или индивидуальной основе.
К числу туроператоров относятся:
• туристские организации, имеющие собственные или арендованные средства туристского обслуживания и предлагающие своим клиентам комплекс услуг;
• оптовые посредники между турагентствами и предприятиями туристской индустрии.
Туроператоры предоставляют широкие возможности по выбору и использованию средств:
транспортных (водных, наземных, воздушных); размещения (гостиницы, мотели, кемпинги и т.д.);
- сервиса (спортивные площадки, сооружения, инвентарь, оздоровительные комплексы, предприятия индустрии развлечений и т.д.); -экскурсионного обслуживания, услуг гида и переводчика;
- страхования на время путешествия.
В классическом варианте туроператор представляет собой особое многоцелевое предприятие в сфере туризма по проектированию и предоставлению комплексных туристских услуг как по приему и обслуживанию въездных туристов, так и при работе с выездными туристами.
Турфирма-туроператор покупает определенный набор туруслуг у своих партнеров-поставщиков услуг. Ее прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Таким образом, турфирма-туроператор формирует свой механизм ценообразования.
Турфирма-турагент является розничным продавцом. Его прибыль складывается из комиссионных туроператора.
Как правило, в тур, организуемый туроператором, входит не менее двух (а по некоторым нормам трех) видов услуг, причем всегда одна из них - размещение.
По международному законодательству туроператор, формируя и продвигая свой турпродукт на туристский рынок, не ведет самостоятельной деятельности по его розничной продаже собственно туристу, а реализует туры оптовикам или туристским агентствам по каталогам. Для розничной продажи туроператор организует свое собственное центральное агентство и сеть мелких агентств на местах.
Определения туроператора в действующем законодательстве Российской Федерации нет, но есть определение туроператорской деятельности. Согласно статье 1 Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - туроператором). Из данного определения можно сделать вывод о том, что туроператор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий туроператорскую деятельность на основании лицензии.
Анализ составляющих функций туроператора приводит к их неоднозначному толкованию, по крайней мере, одной из них. Собственно тур-операторская деятельность включает три вида функций - формирование, продвижение и реализацию туристского продукта. Первые две функции не вызывают вопросов. Более сложно определиться с толкованием третьей функции - реализации.
Если обратиться к русскому языку, то в нем термин «реализация» рассматривается как исполнение или осуществление, а также продажа чего-либо. Неоднозначное толкование термина «реализация» позволяет достаточно свободно обращаться с такой функцией туроператора, как реализация. Если ее рассматривать только как продажу, то туроператору достаточно реализовать (продать) тур и, получив за него деньги, можно скрыться (что, кстати, и делают наиболее активные мошенники). При этом в понятии реализация утрачивается смысл исполнения туристского продукта, а значит и ответственность за него. Хотя именно исполнение Довольно часто является предметом рекламаций со стороны клиентов.
Формально в силу неоднозначности толкования можно с определенной степенью уверенности утверждать, что оператор, не исполнивший свои обязательства, и не должен был их исполнять, поскольку право На получение услуг он продал, и на этом его функции закончены (Биржаков М.Б. Функции туроператора // Туристские фирмы. - Вып. 17. -1998.-С. 34-38).
В отличие от туроператоров, турагенты не создают собственных туров, а выступают на основе заключенных договоров продавцами туристских путешествий, созданных первыми. Турагенты продают эти туры непосредственно потребителю и поэтому считаются розничными торговцами.
Турагентами являются розничные посреднические туристские организации, предлагающие услуги других предприятий - туроператоров, транспортных организаций, предприятий общественного питания, средств размещения и т.д. Как правило, это коммерческие организации, обслуживающие непосредственно клиентов.
В удобной для потребителя форме турагенты:
• комплектуют желаемые клиентом туристские услуги;
• согласовывают маршруты движения;
• договариваются о предоставлении
-мест в транспортных средствах,
- мест в средствах размещения,
- экскурсоводов, гидов и проводников и т.д. Кроме того, турагент может обеспечить движение как групп, так и отдельных граждан. В зависимости от желания клиента его маршрут может быть массовым (совершаемым по уже отработанному направлению и графику движения) либо индивидуальным (разрабатывается по желанию клиента).
Как правило, фирмы-турагенты являются филиалами или дочерними предприятиями других фирм, причем не обязательно туристских. Помимо туроператоров, фирмы-турагенты организуются торговыми и транспортными фирмами, крупными банками и страховыми обществами, производителями товаров туристского назначения, образовательными учреждениями и т.д.
Независимые турагентства обычно функционируют в странах со слабой конкурентной средой в области туристского бизнеса. При этом независимость обычно касается лишь финансовой самостоятельности, поскольку турагент не может осуществлять свою коммерческую деятельность нормально без теснейшего контакта с большим количеством других фирм - гостиниц, транспортных предприятий, оптовых туристских фирм и т.д.
Перечень основных отличий между туроператором и турагентом представлен в табл. 25.
Таблица 25 Основные отличия между туроператором и турагентом
Туроператор
Формирует новый продукт
Работает по инклюзивным ценам
Осуществляет оптовые закупки и продажи (фрахтует суда, чартеры, блоки)
Продает организованный тур
Организует рекламно-информационное и методическое обеспечение
Турагент
Продает отдельные туруслуги
Работает на комиссионной основе
Осуществляет непосредственную работу с клиентом
Не создает новый продукт
Создание туристской фирмы
Создание и начало деятельности предприятия (юридического лица) определяется Гражданским кодексом РФ. Рассмотрим основные этапы создания туристской фирмы.
В общем виде создание турфирмы представлено на рис. 24.