Особенности современного менеджмента в туризме
За последние два-три десятилетия менеджмент претерпел более глубокие изменения, чем за весь предшествующий период. Возникновение персонал-ориентированных технологий, бурное развитие и экспансия технологии public relations, внимание к имиджевым факторам и т.п. придают современному менеджменту все более выраженный «культурологический» характер.
То, что сегодня происходит в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением западного общества в информационную стадию. В результате на смену старой, рационалистической философии управления приходит новая, суть которой заключается в отходе от убеждения, что успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. От управленческих решений самой фирмы зависит:
• рациональная организация производства продукции;
• снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов;
• рост производительности труда;
• эффективность использования всех ресурсов.
Сегодня фирма рассматривается как субкультура в буквальном смысле слова. При таком подходе цели и задачи любой организации (фирмы, предприятия) считаются заданными и стабильными в течение длительного времени. При этом основа стратегии предприятия проявляется не только в непрерывном росте и углублении специализации производства, контроле всех видов деятельности, четком выполнении кадрами управления указаний сверху, но и в создании системы ценностей и норм, в корпоративной культуре и фирменном стиле, в формировании и продвижении репутации фирмы и ее первых лиц. В определенной мере эволюция менеджмента коснулась и туристской деятельности.
Если обратиться к анализу основных исходных посылок новой концепции в менеджменте, то нужно принять во внимание следующие изменения:
- ставка делается на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);
- фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;
- фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.
Новая философия основана на системном, ситуационном подходе.
Успех фирмы как открытой системы связывается с тем, насколько удачно она вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую, социально-культурную) и приспосабливается к ней.
Системность в решении проблем фирмы означает, что при исследовании предприятия определяются и учитываются как внешние (макроэкономические), так и внутренние (микроэкономические) связи данной фирмы.
Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на различные воздействия внешней среды.
Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое дополняет планирование потенциала фирмы планированием ее стратегии. Основа планирования - прогноз будущего состояния среды, в которой будет функционировать фирма. Предусматриваются также специальные меры для уменьшения сопротивления переменам со стороны внутренней среды компании (фирмы).
Современное управление требует от менеджеров и персонала туристской фирмы стремления к постоянным переменам, готовности к риску, ориентации на творческий поиск новых возможностей и т.п. (рис. 21).
Рис. 21. Этапы процесса управления
Специалисты в области туризма справедливо полагают, что существуют общие принципы (этапы) управления (рис. 21), но нет единой, идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна и должна искать свой собственный стиль работы (модель).
Выбор управленческой модели обусловлен:
• размерами фирмы;
• характером продукции (услуг);
• характером среды, в которой работает фирма.
Последний фактор особенно важен. Именно внешняя обстановка на рынке способствует выбору фирмой одной из следующих моделей управления:
• управление, которое дает успех в спокойных рыночных условиях;
• управление в условиях достаточно динамичного и разнообразного рынка;
• управление в условиях динамичного научно-технического прогресса;
• управление в условиях приспособления к проблемам, возникающим спонтанно, неожиданно под воздействием изменений условий рынка.
Для того чтобы выжить, фирма должна находиться в процессе постоянного совершенствования своей модели управления. Меняется среда, меняется фирма - таков процесс совершенствования. Так, большинство американских компаний осуществляет отдельные организационные изменения не реже одного раза в год, а крупные проводят реорганизацию каждые 4-5 лет.
.Современная система управления должна быть простой и гибкой, что, конечно, взаимосвязано. Ее главными критериями являются действенность, с одной стороны, и конкурентоспособность, с другой. Сегодня система управления должна иметь следующие характеристики:
- небольшие подразделения, укомплектованные минимальным числом работников, но имеющих высокую квалификацию;
- небольшое число уровней управления;
- структура, основанная на работе отдельных групп специалистов;
- ориентированные на потребителя характер и качество продукции, графики и процедуры работы.