Долгосрочный прогноз развития туризма
Согласно прогнозам ЮНВТО ожидается, что к 2020 году число международных туристских прибытий достигнет 1,56 млрд. (рис. 19).
Рис. 19. Тенденции и прогноз развития международного туризма
Таблица 24
Из общего числа международных прибытий 1,18 млрд. будут приходиться на внутри региональный туризм, а 377 млн. составят поездки на дальние расстояния.
Анализ совокупных показателей туристских прибытий по регионам показывает, что к 2020 году тремя ведущими принимающими регионами будут Европа (717 млн. туристов), Восточная Азия и Тихоокеанский регион (397 млн. туристов) и Американский регион (282 млн. туристов), далее будут следовать Африка, Ближний Восток и Южная Азия.
Согласно прогнозам темпы роста Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Южной Азии и Африки превысят 5% в год при среднегодовых темпах роста в мире, равных 4,1%.
Предполагается, что темпы роста в наиболее развитых направлениях Европы и Американского региона будут ниже средних мировых.
Европа сохранит позиции лидера по международным прибытиям, несмотря на то, что ее доля в 2020 году понизится с 60% до 46%.
Прогноз международных туристских прибытий по регионам представлен в табл. 24.
Развитие туризма на дальние расстояния будет идти быстрее, чем внутрирегионального. В период 1995 - 2020 годов темпы его роста составят 5,4%, в то время как темпы роста внутрирегионального туризма составят 3,8%.
Соответственно соотношение между внутрирегиональным туризмом и туризмом на дальние расстояния изменится. Если в 1995 году оно составляло примерно 82:18, то в 2020 оно приблизится к 76:24.
Долгосрочный прогноз развития международного туризма представлен в табл. 24.
Вопросы к разделу
1. Какие пять туристских регионов выделяет классификация Всемирной туристской организации?
2. С какими целями в большей степени путешествуют туристы в рамках организации международного туризма?
3. Какой вид транспортной доступности наиболее востребован у туристов при совершении международных перевозок?
4. Перечислите страны, являющиеся лидерами по международным туристским прибытиям, и страны, являющиеся лидерами по доходам от международного туризма.
5. Туристы каких стран в общем своем объеме являются лидерами по международным туристским расходам?
6. Каковы перспективы дальнейшего развития международного туризма?
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТУРИСТСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ В РАЗВИТИИ
МИРОВОГО ТУРИЗМА
Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений имеет на сегодняшний день огромные масштабы и оказывает непосредственное влияние на политические, экономические, культурные и иные связи между государствами.
Быстрые темпы развития туризма во многих странах обусловили необходимость интенсивного развития международных туристских связей, что повлекло за собой создание многочисленных международных туристских организаций и объединений в целях содействия развитию туристской индустрии и совершенствованию международных экономических отношений. Целями деятельности данных организаций являются обмен и контакты между специалистами разных стран, совместные разработки туристской политики, активное лоббирование своих интересов и т.д.
Сегодня в сфере туризма существует более 70 международных туристских организаций и объединений, прямо или косвенно занимающихся вопросами развития туризма. Все их можно классифицировать следующим образом (рис. 20).
Рис. 20. Классификация туристских объединений и организаций в туризме
Исходя из классификации, представленной на рис. 20, видно, что все туристские организации делятся на две большие группы:
1) мировые (международные);
2) региональные (национальные).
Мировые организации объединяют участников туристского рынка со всего мира, в то время как региональные ограничиваются достаточно узким кругом участников туристского рынка исходя из территориального принципа (регион, страна и т.д.).
Вне зависимости от территориального принципа деления туристские организации подразделяются:
• на организации общего характера
(включают в себя участников рынка вне зависимости от их подот-раслевого статуса - гостиницы, рестораны, транспортные компании, туристские агентства и т.д.);
• организации отраслевого характера
(включают в себя участников только определенного сектора туристского рынка, например, либо только гостиничные предприятия, либо только транспортные предприятия и т.д.).
При этом туристские организации и объединения, вне зависимости от территориального принципа деления, могут быть классифицированы:
• на специализированные
(ориентированы на определенные виды туризма, например, на социальный или деловой туризм и т.п.);
• особые
(имеют косвенное отношение к туризму, но оказывают на его развитие определенное влияние).
Рассмотрим наиболее значимых и широко известных представителей каждой группы туристских предприятий, отмеченных в представленной классификации.