Обзор международного туризма. Туристские прибытия и доходность туризма

В 2004 году, после 3-х лет стагнации, наблюдался впечатляющий подъем в сфере международного туризма. Подавляющее большинство туристских центров сообщило о положительных, а нередко и рекордных Результатах.

Особенно заметно на показателях международного туризма сказа­лись энергичное восстановление азиатско-тихоокеанских рынков после проблем, вызванных атипичной пневмонией 2003 года, и возврат амери­канского региона к положительным результатам.

Исключительные успехи туристского сектора в 2004 году обязаны своим происхождением восстановлению мировой экономики и, в частно­сти, оживлению экономик основных направляющих американских и европейских рынков, а также мощи экономик стран Азии. Опасения, вызванные ростом цен на топливо, со временем рассеялись, поскольку эко­номика справилась с ростом цен, и доверие потребителей не пострадало. Международные туристские прибытия

Международные туристские прибытия в 2004 году побили все пре­дыдущие рекорды и достигли $ 763 млн.

В относительных величинах рост по сравнению с 2003 годом соста­вил 11%. Это самый высокий и единственный двузначный показатель, зарегистрированный с начала сбора подробных статистических данных по туризму, начиная с 1980 года.

Рост в сфере туризма наблюдался повсюду, однако особенно силь­ным оказался в Азиатско-Тихоокеанском регионе (+28%) и на Ближнем Востоке (+18%). Кроме того, рост, выразившийся в двузначной цифре, был зарегистрирован в Американском регионе (+11%). Показатели Аф­рики (+8%) и Европы (+5%) оказались ниже среднемировых, но при этом были положительными и значительно превышали свои значения за пре­дыдущие годы. По субрегионам результаты в оценке туристской дея­тельности также оказались полностью положительными.

В абсолютных величинах количество туристских прибытий в мире в 2004 году возросло на 73 млн. По объему это можно сравнить с появле­нием «нового» туристского направления, подобного Франции, крупней­шего направления в мире по количеству международных прибытий.

Рост туристских прибытий коснулся всех регионов, хотя и в различ­ной степени. Почти половина новых прибытий - более 33 млн. пришлась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Европа, с ее более медленными тем­пами роста туристских прибытий, но при значительно более высоких ис­ходных показателях, заняла 2-е место (20 млн. новых прибытий).

Скачок в сфере туризма, произошедший в 2004 году, особенно заме­тен на фоне низких показателей 2003 года. Последние можно объяснить войной в Ираке, опасностью заражения атипичной пневмонией и эконо­мическим спадом. Но даже по сравнению с рекордным 2002 годом рост числа прибытий составляет в 2004 году +9% или 63 млн.

В 2004 году Азиатско-Тихоокеанский регион компенсировал спад 2003 года (-9%) и значительно улучшил результат по сравнению с 2002 годом (+16%).

Только Северная Америка и Западная Европа не превзошли показа­телей прошлых лет, не добрав соответственно $ 6 млн. и $ 1 млн. до уровня 2000 года. На рис. 14 и 15 представлен ретроспективный анализ развития въездного международного туризма.

В 2005 году международный туризм находился на высоком подъе­ме, начало которого пришлось на 2004 год, несмотря на события, которые сдерживали рост туризма.

• В 2005 году согласно предварительным результатам, представленным ЮНВТО, количество международных туристских прибытий по сравне­нию с 2004 годом во всех странах возросло на 6% и превысило 808 млн. прибытий (при 766 млн. в 2004 г.). Такой прирост в туризме наблюдается впервые.

По статистике (рис. 16) в 2004 году большинство международных туристских прибытий относилось к путешествиям в целях досуга, отдыха и проведения отпуска (52%, или 395 млн.), на деловые поездки пришлось 16% от общего количества прибытий (120 млн.), а 24% (185 млн.) дали путешествия с такими целями, как посещение друзей и родственников, религиозные нужды, паломничество, лечение и т.п. В отношении остав­шихся 8% поездок их назначение не уточняется.

Рис. 16. Дифференциация туристских поездок по целям их совершения в 2004 г.

Примерно половина международных поездок в 2004 году была со­вершена наземным автомобильным (45%) и железнодорожным (4%) транспортом (рис. 17). Воздушный транспорт перевез 43% туристов, а водный - 7%. После 3-летнего спада рост на воздушном транспорте в 2004 году составил 15%, на водном - 9% и на наземном - 7%.

Рис. 17. Дифференциация въездного туризма по видам транспорта за 2004 г.

Наши рекомендации