Объекты культурно-исторического потенциала туристской дестинации как целевой сегмент туристской отрасли
Культурно-исторический потенциал туристской дестинации является одним из основных факторов, стимулирующих ее посещение туристами, являясь целевым сегментом развития туризма.
Культурно-исторический потенциал - это результат деятельности человеческого общества, имеющий овеществленную форму, впитавший влияние духовного развития человека, то есть это материальные и духовные ценности, созданные предшествующими поколениями и отражающие их традиции и обычаи, особенности бытовой и хозяйственной деятельности.
К ультура и история неразрывно связаны между собой. Они диалектически взаимообуславливают друг друга. Чем древнее (в историческом плане) туристская дестинация, тем более богатой культурой она обладает и тем выше ее культурно-исторический потенциал для развития познавательного туризма.
Культурно-исторический потенциал можно рассматривать как:
1) нематериализованный потенциал (это вся социокультурная среда с традициями и обычаями, различные культурные мероприятия и события, привлекающие туристов, - карнавалы, ярмарки, специализированные фестивали и т.д.);
2) материализованный потенциал - объекты культурно-исторического потенциала, которые по функциональному признаку можно разделить:
• на неорганизованные объекты (памятники, монументы и т.п.);
• организованные объекты (музеи, дворцово-парковые ансамбли, картинные галереи, выставочные центры, театры и т.д.); именно часть культурно-исторического потенциала, выраженная в объектах (заведениях) культуры и искусства, формирует целевой сегмент туристской отрасли.
Следует отметить, что объекты культурно-исторического потенциала не являются экономически выгодным сектором туристской отрасли. Более того, очень часто они являются предприятиями, дотационными со стороны государства, как это есть в России. Тем не менее именно объекты культурно-исторического потенциала во многом формируют туристский спрос на дестинацию и стимулируют экономическое развитие всех предприятий, обслуживающих туристов во время их поездки, являясь фактором экономического роста и самой дестинации.
Средства, получаемые объектами культурно-исторического потенциала, идут на их развитие и поддержание дестинации в надлежащем виде. Понятно, что уровень экономической эффективности работы данных объектов напрямую зависит от степени их посещаемости (табл. 6).
Таблица 6
Посещаемость некоторых наиболее известных объектов культурно-исторического потенциала
Основная часть мирового культурно-исторического потенциала приходится на музеи и дворцово-парковые ансамбли (табл. 6).
В Российской Федерации наиболее значимые культурно-исторические объекты относятся к музеям федерального значения (табл. 7).
Таблица 7
Динамика основных показателей деятельности музеев федерального ведения Российской Федерации за 2001 - 2004 гг.
В последние годы наблюдается положительная динамика посещаемости музейных объектов федерального значения, что благотворно сказывается на увеличении туристских поездок в Россию, а, следовательно, и на повышении экономического эффекта от туристской отрасли (рис. 12).
Рис. 12. Динамика посещаемости музеев федерального значения за 2001 - 2004 гг.
Гостиничный и ресторанный сектор как обеспечивающий сегмент развития туризма
Исторически сложилось так, что первые потребности туриста, которые нужно удовлетворить во время его туристской поездки - это ночлег и питание. Поэтому отрасль туризма включает в себя предприятия по удовлетворению потребностей туристов в размещении и питании.
Гостиничный сектор
Гостиничный сектор туристского рынка занимает центральное место в комплексе услуг, предоставляемых туристам во время путешествия. Гостиница является неотъемлемой частью каждого тура.
Средства размещения, под которыми понимают любой, объект, регулярно или эпизодически предоставляющий места для ночевки, составляют основу туристской отрасли.
Сущность предоставления услуги размещения состоит в том, что, с одной стороны, в пользование предоставляются специальные помещения (гостиничные номера), с другой стороны - предоставляются услуги, выполняемые непосредственно персоналом средства размещения: услуги портье по приему и оформлению гостей, услуги горничных по уборке гостиничных номеров и т.д.
Виды средств размещения
В гостиничном секторе выделяют такие виды средств размещения, как:
гостиница - предприятие, предназначенное для временного проживания;
мотель - простое одноэтажное или двухэтажное сооружение, расположенное вне городской застройки, в пригороде или у автомагистралей; это малые и средние предприятия с объемом до 400 мест; для них характерен средний уровень обслуживания и небольшое количество персонала; клиентами являются разные категории туристов, но с акцентом на познавательный автотуризм;
апарт-отель - предприятие малых или средних по вместимости размеров (до 400 мест); очень характерно для крупных городов с непостоянной численностью населения; представляет собой квартирный тип номеров, используемых в качестве временного жилья, обычно на базе самообслуживания; цена в данном типе средств размещения обычно варьирует в зависимости от сроков размещения; обслуживает семейных туристов и бизнесменов, коммерсантов, останавливающихся на длительный срок;
ротель - передвижная гостиница, представляющая собой вагон с одно-двухместными отсеками, в которых расположены спальные кресла, имеется также отсек для переодевания, туалет, кухня и холодильник;
ботель - небольшая гостиница на воде, в качестве которой используется соответствующим образом оборудованное судно;
флотель - крупная гостиница, часто называемая «курортом на воде»; там находятся комфортабельные номера с большим набором услуг в виде бассейнов, водных лыж, снастей для рыбной ловли, оснащения для подводного плавания и подводной охоты, тренажерных залов, залов для конгрессов и конференций, библиотек, разнообразного информационного обеспечения - телефона, телефакса, телетайпа, телевизора и т.д.; в последнее время этот вид средств размещения используется для организации бизнес-туров, конгресс-круизов, обучающих туров;
флайтель - аэрогостиница, или «летающий отель»; этот вид средств размещения оборудован посадочной площадкой и связью с метеослужбами; относится к чрезвычайно дорогим и немногочисленным;
- иные объекты размещения туристов.