Туристские (потребительские) ожидания
Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на турпродукт, наличие турпродукта и будущий доход, способны изменить туристский спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать тур сегодня, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен.
Равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Например, если ожидается, что с Нового года туры в Египет подорожают из-за повышения цен на авиатопливо, увеличения стоимости виз и т.д., то туристы будут стремиться съездить в Египет до наступления Нового года, что существенно повысит спрос на данную туристскую дестинацию. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего туристского спроса.
Сезонность
Данный фактор связан с колебаниями туристского спроса во времени. Как правило, эти колебания связаны с климатическими, мотивацион-ными, экономическими и социальными факторами.
Выделяют высокий и низкий сезон, а также межсезонье.
В высокий сезон спрос максимален, а в низкий соответственно -минимален.
Сезонность является одной из характерных черт туристского спроса на многие туристские дестинации. Понятие «сезон» родилось в курортном секторе туристского бизнеса и было связано со временем года или климатическими особенностями местности, которые определяли спрос на данные дестинации и их услуги. Позднее проблема сезонности стала применяться и к иным туристским дестинациям. Например, для Санкт-Петербурга сезонность является одной из главных проблем развития туризма. Вследствие этого в городе имеется явный «перекос» кривой спроса в сторону летнего сезона (рис. 10).
Кроме вышеперечисленных факторов - детерминант, существует еще целый ряд факторов, влияющих на изменение туристского спроса. В любом случае, ясно, что туристский спрос не является постоянной величиной. Под воздействием огромного числа факторов он постоянно изменяется как по характеру, так и по величине. Все это необходимо учитывать при формировании политики развития туризма.
Рис. 10. Кривая туристского спроса на дестинацию «Санкт-Петербург
Туристское предложение
С позиций макроэкономики предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.
Предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными.
Наблюдается прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, а со снижением цен предложение сокращается. Эта специфическая связь называется законом предложения, который показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они это сделали бы по низкой цене.
С точки зрения потребителя, цена выступает как фактор, сдерживающий продажи. Высокая цена означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, по этой цене будет покупать относительно небольшое количество продукта. Чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель сможет купить.
Поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта и служит стимулом к тому, чтобы производить продукт и предлагать его на рынке.
В сфере туризма туристское предложение - это все то, что предлагается туристу для удовлетворения его потребностей во время путешествия (проживание, питание, развлечения и т.п.).
Туристское предложение может выступать как:
• комплексное туристское предложение, сформированное туристскими фирмами в качестве тура (Тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, включая экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и др., предоставляемые в зависимости от целей путешествия);
• индивидуальное туристское предложение отдельных субъектов туристской сферы - гостиниц, ресторанов, объектов достопримечательностей и т.д.
Общая структура туристского предложения представлена на рис. 11.
Рис. 11. Структура туристского предложения
Вопросы к разделу
1. Дайте определение туристского рынка. Какие модели его организации Вы знаете?
2. По каким основным критериям различаются различные модели организации туристского рынка? Приведите примеры.
3. Какие виды туристского спроса выделяют в западной практике ведения туристского бизнеса и в чем их отличие друг от друга?
4. Обоснуйте понятие эластичности туристского спроса. Эластичен ли спрос в сфере туризма?
5. Приведите основные факторы воздействия на изменения туристского спроса (ценовые детерминанты).
6. Какими двумя видами может быть представлено туристское предложение на туристском рынке?
ЭЛЕМЕНТЫ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
Туристская отрасль - это совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферу, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материально-технической базы туризма.