Туристский спрос и его виды. Эластичность спроса
Спрос - это количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени.
Спрос характеризуется обратно пропорциональной зависимостью между количеством продукта и ценой: чем ниже цена продукта, тем выше спрос, и наоборот (рис. 9).
Рис. 9. Кривая индивидуального спроса
В сфере туризма спрос рассматривается с точки зрения мотивации и психологии. Исходя из этого, туристский спрос - это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства и работы.
Туристский спрос состоит из трех основных элементов.
1. Действительный (фактический) спрос - это фактическое число участников туризма, то есть тех, кто в действительности путешествует. Этот элемент спроса легче всего поддается измерению, и основная часть статистических данных по туризму относится именно к фактическому спросу.
2. Скрытый спрос характеризует ту часть населения, которая хочет, но не может путешествовать по какой-либо причине. Данный вид спроса подразделяется:
• на потенциальный спрос, который относится к тем, кто будет путешествовать в будущем, в случае благоприятного изменения обстоятельств (например, увеличение покупательной способности и длительности оплачиваемого отпуска даст этой части населения возможность переместиться в категорию действительного спроса);
• откладываемый (отсрочиваемый) спрос - это спрос, отложенный на время вследствие проблем в сфере предложения, таких как: недостаточное количество средств размещения, неблагоприятные погодные условия или даже терроризм; снятие проблем в сфере предложения превратит откладываемый спрос в действительный.
3. Нулевой спрос характеризует существование постоянной группы людей, не желающих путешествовать ни при каких обстоятельствах; они формируют категорию отсутствия спроса.
Эластичность спроса
Согласно закону спроса (Снижение цены ведет к возрастанию величины спроса при неизменности всех прочих параметров (качества и т.д.), и, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.), потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от продукта к продукту. Как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьирует в зависимости от ее цены.
Экономисты определяют степень чуткости (чувствительности) потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменению цен: небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным.
Есть продукты, в отношении которых потребители относительно нечутки к изменению цен на них: существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос называют относительно неэластичным или просто неэластичным. Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряют при помощи коэффициента Ed по следующей формуле:
Ed = Процентное изменение количества спрашиваемой / Процентное изменение цены
продукции
Например, если цена снижается, то количество спрашиваемой продукции растет. Это означает, что числитель в формуле будет положительным, а знаменатель - отрицательным, давая в результате отрицательное значение коэффициента Ed.
Возможно, что в случае увеличения цены числитель будет отрицательным, а знаменатель положительным, что также даст отрицательное значение коэффициента Ed.
1 Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак Ed, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Ценовая эластичность спроса Ed может быть равна 1, 2, 3, а не -1, -2, -3.
Спрос является эластичным, если процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает увеличение сбыта на 4%, то спрос является эластичным (Ed = 2).
Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности Ed всегда будет больше единицы.
Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, то спрос является неэластичным. Например, если снижение цены на 3% дает в рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен (Ed - 1/3).
При неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы.
Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Например, падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности Ed равен единице.
Спрос в туризме является крайне эластичным. Каких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует.
Теоретически значимым и практически полезным в туристской отрасли является следующее.
Заменяемость.
Чем больше хороших заменителей данного туристского продукта предлагается туристу (потребителю), тем эластичнее бывает спрос на него. Например, если один из конкурирующих мини-отелей повысит цену на свои услуги (цена предложения номерного фонда отеля), то туристы (покупатели) переориентируются на легкодоступные номерные фонды, предлагаемые его многочисленными соперниками мини-отелями. Удельный вес в доходе потребителя.
Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него. Например, рост цен на бумагу или чернильные картриджи для принтера на 8% составит всего несколько рублей и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 8%-ный рост цен на туристские путевки за границу будет составлять уже тысячи рублей, и такое повышение цен составит уже существенную долю годового дохода многих семей. Можно ожидать, что количество покупаемых туристских путевок значительно сократится.
Есть предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным. Например, хлеб и соль общепризнанны в качестве предметов первой необходимости, и повышение цен на них не приведет к существенному сокращению их потребления.
Спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Туризм сегодня, хоть и признается позитивным фактором в жизни человека как фактор восстановления его физических и психических сил, но предметом первой необходимости еще не стал. Более того, многими он рассматривается как предмет определенной роскоши и шика. Например, дорогостоящие туры в Китай или Доминиканскую Республику, стоимость которых составляет около 60 000 руб., являются предметами роскоши и могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на данные туры поднимутся, то их не будут покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими проблемами для своей жизни.
Фактор времени.
Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени, необходимый для принятия решения о приобретении.
Одна из причин этого правила заключается в том, что многие потребители - люди привычки. Если цена на продукт растет, человеку требуется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока он не убедится в их приемлемости.
Если цена тура в Турцию повысится на 15%, то туристы, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут отдать свои симпатии более дешевым направлениям: Болгарии, Хорватии, Египту и др. На них теперь у туристов «появился вкус».
Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Приведем пример, который это продемонстрирует. Речь идет о дерегулировании воздушного транспорта.
Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных мер регулирования усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив плату за полет. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные перелеты привела к росту доходов авиакомпаний.
Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом как целиком заполненного самолета, так и частично заполненного, минимальны, то рост доходов стал опережать рост издержек, и прибыли увеличивались.
К несчастью для авиакомпаний, высокая прибыльность продержалась недолго. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резкому сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатационные затраты, длительная «война тарифов» также отрицательно сказалась на прибылях.