Туристский спрос и его виды. Эластичность спроса

Спрос - это количество любого продукта или услуги, которое по­требители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени.

Спрос характеризуется обратно пропорциональной зависимостью между количеством продукта и ценой: чем ниже цена продукта, тем вы­ше спрос, и наоборот (рис. 9).

Рис. 9. Кривая индивидуального спроса

В сфере туризма спрос рассматривается с точки зрения мотивации и психологии. Исходя из этого, туристский спрос - это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного мес­та жительства и работы.

Туристский спрос состоит из трех основных элементов.

1. Действительный (фактический) спрос - это фактическое число участников туризма, то есть тех, кто в действительности путешествует. Этот элемент спроса легче всего поддается измерению, и основная часть статистических данных по туризму относится именно к фактическому спросу.

2. Скрытый спрос характеризует ту часть населения, которая хочет, но не может путешествовать по какой-либо причине. Данный вид спроса подразделяется:

• на потенциальный спрос, который относится к тем, кто будет пу­тешествовать в будущем, в случае благоприятного изменения об­стоятельств (например, увеличение покупательной способности и длительности оплачиваемого отпуска даст этой части населения возможность переместиться в категорию действительного спроса);

• откладываемый (отсрочиваемый) спрос - это спрос, отложенный на время вследствие проблем в сфере предложения, таких как: недостаточное количество средств размещения, неблагоприятные погодные условия или даже терроризм; снятие проблем в сфере предложения превратит откладываемый спрос в действительный.

3. Нулевой спрос характеризует существование постоянной группы людей, не желающих путешествовать ни при каких обстоятельствах; они формируют категорию отсутствия спроса.

Эластичность спроса

Согласно закону спроса (Снижение цены ведет к возрастанию величины спроса при неизменности всех прочих параметров (качества и т.д.), и, наоборот, при прочих равных усло­виях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса.), потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от про­дукта к продукту. Как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьирует в зависимости от ее цены.

Экономисты определяют степень чуткости (чувствительности) по­требителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относи­тельная чуткость потребителей к изменению цен: небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным.

Есть продукты, в отношении которых потребители относительно нечутки к изменению цен на них: существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос называют относительно неэластичным или просто неэластичным. Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеря­ют при помощи коэффициента Ed по следующей формуле:

Ed = Процентное изменение количества спрашиваемой / Процентное изменение цены

продукции

Например, если цена снижается, то количество спрашиваемой про­дукции растет. Это означает, что числитель в формуле будет положи­тельным, а знаменатель - отрицательным, давая в результате отрицатель­ное значение коэффициента Ed.

Возможно, что в случае увеличения цены числитель будет отрица­тельным, а знаменатель положительным, что также даст отрицательное значение коэффициента Ed.

1 Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак Ed, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Цено­вая эластичность спроса Ed может быть равна 1, 2, 3, а не -1, -2, -3.

Спрос является эластичным, если процентное изменение цены ве­дет к большему процентному изменению количества спрашиваемой про­дукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает увеличение сбы­та на 4%, то спрос является эластичным (Ed = 2).

Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности Ed всегда будет больше единицы.

Если данное процентное изменение цены сопровождается относи­тельно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, то спрос является неэластичным. Например, если снижение цены на 3% дает в рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен (Ed - 1/3).

При неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы.

Между эластичным и неэластичным спросом возникает погранич­ная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее про­центное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Например, падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфический случай называют единичной эла­стичностью, так как коэффициент эластичности Ed равен единице.

Спрос в туризме является крайне эластичным. Каких-либо строгих правил, касающихся факторов, определяющих эластичность спроса, не существует.

Теоретически значимым и практически полезным в туристской от­расли является следующее.

Заменяемость.

Чем больше хороших заменителей данного туристского продукта предлагается туристу (потребителю), тем эластичнее бывает спрос на него. Например, если один из конкурирующих мини-отелей повысит цену на свои услуги (цена предложения номерного фонда отеля), то туристы (покупатели) переориентируются на легкодоступные номерные фонды, предлагаемые его многочисленными соперниками мини-отелями. Удельный вес в доходе потребителя.

Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него. Напри­мер, рост цен на бумагу или чернильные картриджи для принтера на 8% составит всего несколько рублей и вызовет минимальную реакцию в плане изменения количества спрашиваемой продукции. В то же время 8%-ный рост цен на туристские путевки за границу будет составлять уже тысячи рублей, и такое повышение цен составит уже существенную долю годового дохода многих семей. Можно ожидать, что количество поку­паемых туристских путевок значительно сократится.

Есть предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластич­ным. Например, хлеб и соль общепризнанны в качестве предметов пер­вой необходимости, и повышение цен на них не приведет к существен­ному сокращению их потребления.

Спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Туризм сегодня, хоть и признается позитивным фактором в жизни человека как фактор восстановления его физических и психических сил, но предметом первой необходимости еще не стал. Более того, многими он рассматривается как предмет определенной роскоши и шика. Напри­мер, дорогостоящие туры в Китай или Доминиканскую Республику, стои­мость которых составляет около 60 000 руб., являются предметами рос­коши и могут быть исключены из потребления без особых затруднений. Если цены на данные туры поднимутся, то их не будут покупать, и, приняв такое решение, никто не столкнется с большими проблемами для своей жизни.

Фактор времени.

Спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период вре­мени, необходимый для принятия решения о приобретении.

Одна из причин этого правила заключается в том, что многие по­требители - люди привычки. Если цена на продукт растет, человеку тре­буется время, чтобы найти и опробовать другие продукты, пока он не убедится в их приемлемости.

Если цена тура в Турцию повысится на 15%, то туристы, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но через некоторое время они могут от­дать свои симпатии более дешевым направлениям: Болгарии, Хорватии, Египту и др. На них теперь у туристов «появился вкус».

Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое зна­чение. Приведем пример, который это продемонстрирует. Речь идет о дерегулировании воздушного транспорта.

Первым следствием дерегулирования воздушного транспорта в конце 70-х годов было увеличение прибыльности многих авиакомпаний. Объяснялось это тем, что устранение государственных мер регулирова­ния усилило конкуренцию между авиакомпаниями, снизив плату за по­лет. Пониженная плата в сочетании с эластичным спросом на воздушные перелеты привела к росту доходов авиакомпаний.

Поскольку дополнительные издержки, связанные с перелетом как целиком заполненного самолета, так и частично заполненного, мини­мальны, то рост доходов стал опережать рост издержек, и прибыли уве­личивались.

К несчастью для авиакомпаний, высокая прибыльность продержа­лась недолго. Конкурентная борьба за новые маршруты привела к резко­му сокращению прибылей, рост цен на топливо повысил эксплуатацион­ные затраты, длительная «война тарифов» также отрицательно сказалась на прибылях.

Наши рекомендации