Социоэкономическая эффективность использования туристских ресурсов
Для оценки эффективности формирования и использования ресурсов туристской дестинации для развития туризма требуется расчет целого ряда показателей.
Следует отметить, что в мировой практике наиболее глубоко проработаны вопросы экономической оценки, хотя имеются существенные расхождения в методах оценки развития туризма.
Так, органы государственной статистики многих стран рассчитывают экономическую эффективность как общую сумму доходов (прибылей) туристских предприятий (турфирм), иногда добавляя к этим показателям доходы (прибыли) гостиниц, туристских комплексов и других объектов с четкой ориентацией на обслуживание туристов (приезжающих). Данный подход к определению эффективности несовершенен по следующему ряду причин:
1) экономический эффект от использования туристских ресурсов образуется не только у турфирм, так как туризм - деятельность более широкого масштаба;
2) экономический эффект является многоуровневым, и его нельзя сводить исключительно к оценке результатов работы субъектов хозяйствования в какой-то одной сфере; известно, например, что бюджетный эффект достигается при пополнении бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений и т.д.;
3) статистикой не учитывается эффект от неорганизованного туризма, где его инициатором выступает сам турист;
4) статистика очень часто основывается на неофициальных данных, что порождает разночтение в этой сфере деятельности;
5) в систему оценочных показателей, как правило, не включены затраты, поэтому часто понятие эффективности подменяется понятием эффекта.
Особенно подробно следует рассмотреть последнюю, пятую причину. Оценивая эффективность развития туризма, зачастую оперируют показателями доходности и прибыльности, забывая о необходимости соизмерения выгод с затратами. Часто при расчетах учитывают только те затраты, которые непосредственно связаны с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов, однако на практике воздействие на туризм могут оказывать иные виды и источники затрат. Например, реконструкция памятников культуры и архитектуры финансируется, в первую очередь, за счет местного, регионального или государственного бюджетов, международных фондов и т.д. При этом, как правило, туристские коммерческие предприятия не участвуют в финансировании. Однако после реставрации таких объектов и открытия доступа к ним приток туристов существенно увеличивается, обеспечивая дополнительные доходы туристским фирмам.
Таким образом, сегодня в сфере туризма существует проблема учета полных затрат на развитие туризма, и для ее разрешения требуется соответствующий методологический подход.
Оценивать эффективность использования ресурсов туристской дестинации на развитие туризма необходимо с учетом соразмерности затрат на поддержку и стимулирование туризма с его отдачей.
Для определения эффективности формирования и использования туристских ресурсов на развитие туризма следует дифференцировать показатели эффективности по уровням их воздействия (рис. 7).
Таким образом, под экономической эффективностью в туризме следует понимать соотношение финансовых затрат и результатов, связанных с использованием ресурсов для развития туризма. Экономическая эффективность - достаточно общее понятие, поэтому необходимо подразделять ее на две составляющие: бюджетная (прямая и косвенная) и коммерческая эффективность.
Прямая бюджетная эффективность отражает финансовые последствия формирования и использования ресурсов туристской дестинации на развитие туризма для государственного (федерального), регионального или местного бюджетов. Эти показатели характеризуют величину поступления налогов от объектов туристской сферы в бюджеты соответствующих уровней как в абсолютном, так и относительном выражении.
Оценивая бюджетную эффективность развития туризма в туристской дестинации, целесообразно дифференцировать эффект, получаемый от сферы туризма, по видам туризма. Следует отдельно учитывать эффект от въездного (ЭО и выездного (Э2) туризма с точки зрения их вклада в экономику дестинации.
РИС.7 Классификация эффективности формирования туристских ресурсов дестинации для развития туризма по уровням воздействия
Математически это будет выглядеть следующим образом.
Для въездного туризма (Россия):
Э1= [(Птф + Па) х Н] / 100%,
где:
Э1 - эффект от выездного туризма;
Птф - балансовая прибыль всех турфирм дестинации от выездного туризма;
Па - балансовая прибыль транспортных предприятий (авиакомпаний, железнодорожных, автотранспортных предприятий и т.д.) от продажи билетов по выездам из дестинации;
Н - налоги, подлежащие выплате в местный бюджет.
Для выездного туризма (Россия):
Э2= [(Пер + Пм + Псп + Па + Ппп + Пко) х Н] / 100%,
где:
Э2 - эффект от въездного туризма;
Пер - балансовая прибыль средств размещения;
Пм - балансовая прибыль объектов экскурсионного показа;
Псп - балансовая прибыль от предприятий сувенирной продукции;
Па - балансовая прибыль местных авиакомпаний с продажи билетов в дестинацию;
Ппп - балансовая прибыль предприятий питания от туристов дестинации;
Пко - балансовая прибыль предприятий культуры от туристов.
Эффективность въездного туризма (Россия):
Эфв= ДЭ2 / Д3, где:
Эфв - эффективность от въездного туризма;
ДЭ2 — прирост эффекта от въездного туризма;
ДЗ - прирост совокупности затрат на туризм из местного бюджета (прямые затраты).
Данный подход к оценке эффективности требует качественно нового подхода к организации маркетинга на всех предприятиях туристской индустрии и четко отлаженного механизма определения бюджетной эффективности формирования и использования ресурсов туристской дестинации. Сегодня же распространены такие методы оценки, как суммирование доходов турфирм и отелей; статистическо-математический метод (Метод заключается в том, что на каждый доллар оплаченных туристом услуг турфирме приходится 3-7 долларов, потраченных им дополнительно в месте пребывания по своему желанию. Таким образом, в экономику «вливаются» дополнительные средства, соответственно, в 3 - 7 раз превышающие стоимость реализованных путевок) и др..
Определить общую эффективность использования ресурсов дести-нации для развития туризма можно следующим образом:
ЭФ = (Э,+Э2) / 3, где:
ЭФ - общая эффективность от всех видов туризма в рамках туристской дестинации.
Следует отметить, что для большей точности учета показатель (ЭФ) нужно скорректировать на среднестатистическое значение затрат «неорганизованных» туристов дестинации. Динамика показателя ЭФ покажет рациональность использования туристских ресурсов для развития туризма. Чем выше значение показателя ЭФ, тем эффективнее использовались ресурсы и больше отдача.
В то же время необходимо учитывать, что значение эффективности развития туризма тесно и неразрывно связано с жизненным циклом самой туристской дестинации. Так, на этапе становления дестинации существуют значительные издержки, в то время как на следующем этапе, этапе развития, издержки значительно снижаются, а отдача существенно повышается.
При оценке бюджетной эффективности туризма необходимо оценивать также динамику показателя ввоза и вывоза валюты туристами как в денежном, так и в процентном выражении, как в платежном балансе.
Под косвенной бюджетной эффективностью следует понимать прирост величины налоговых поступлений от предприятий различных сфер деятельности туристской дестинации в бюджеты соответствующих уровней, как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Формирование косвенной бюджетной эффективности туризма основано на стимулировании им развития смежных сфер деятельности экономики, результатами которых пользуются туристы во время своего пребывания в дестинации. Оценка данной эффективности затруднена по причине сложности отделения влияния туризма на смежные сферы деятельности от иных факторов, например, от влияния моды, политики и т.п.
Под коммерческой эффективностью понимают прирост финансовой активности участников туристского бизнеса. Оценивая коммерческую эффективность развития туризма, необходимо учитывать ее составляющие:
• коммерческую эффективность, отражающую финансовые последствия развития туризма для непосредственных участников туристского бизнеса - турфирм, гостиничных предприятий и т.д.;
• коммерческую эффективность, отражающую финансовые последствия развития туризма, которые выходят за пределы прямых финансовых интересов участников туризма, но опосредованно оказывают влияние - предприятия бытового обслуживания, торговли
и т.д.
К основным показателям коммерческой эффективности следует относить:
• динамику темпа роста объема реализации туристских услуг (туристских товаров);
• динамику повышения уровня рентабельности туристского производства, а также производства предприятий смежных сфер экономики и т.д.
Следует отметить, что, соизмеряя затраты на формирование и использование ресурсов туристской дестинации для развития туризма с их отдачей (выгодой), необходимо делать это с учетом временной разницы между ними. Это связано с тем, что экономический эффект проявляется только через определенный промежуток времени. Иногда он носит долговременный характер и составляет несколько лет. Так, развитие туристской инфраструктуры очень капиталоемкий процесс, поэтому полный эффект от ее развития наступает только по истечении 5-6 лет. Таким образом, необходимо оценивать показатели экономической эффективности в их динамике на основе средне- и долгосрочного стратегического прогнозирования.
Однако, если экономическую эффективность использования туристских ресурсов для развития туризма можно выразить количественно, оценив ее в денежном выражении, то систему общих и частных показателей социального плана измерить очень сложно, а порой просто невозможно.
К общим показателям социального плана следует относить показатели социальной эффективности от развития туризма для города и его жителей в целом:
• снижение уровня безработицы через появление новых рабочих мест в сфере туризма;
• духовное развитие населения (повышение культурного уровня социума как результат развития культурно-исторического потенциала туристской дестинации).
Частные показатели свидетельствуют, прежде всего, об удовлетворенности работников туристской сферы и адаптации их к условиям внутренней и внешней среды, о чем свидетельствуют:
• повышение квалификации работниками сферы туризма;
• улучшение условий труда и культурно-бытовых условий работников сферы туризма;
• рост мотивации к повышению качества туристских услуг;
• улучшение материального климата и повышение удовлетворенности персонала и т.п.
Необходимо производить оценку социальных показателей и по влиянию на туристов дестинации. К числу таких показателей следует отнести:
• предложение более дифференцированного туристского продукта, с качественно новыми потребительскими свойствами;
• повышение качества обслуживания туристов и т.д.
Следует отметить, что показатели социального плана базируются на росте экономических показателей, то есть они взаимосвязаны - повышение одного экономического показателя ведет, как правило, к возрастанию ряда социальных показателей, измерение которых на сегодняшний день достаточно затруднено ввиду отсутствия специально разработанного оценочного механизма и наоборот.
Оценивая эффективность использования туристских ресурсов на основе показателей экономической эффективности, необходимо помнить, что:
• показатели взаимосвязаны между собой, причем между ними существует системная взаимозависимость - изменение одного показателя может вызвать цепную реакцию и привести к изменению положения дел в туристской сфере в целом;
• следует оценивать не каждый конкретный показатель в отдельности, а их совокупность, так как это позволит выявить общую (реальную) картину положения дел в туризме и сделать объективные выводы (оценить) относительно эффективности использования ресурсов для развития туризма;
• показатели следует оценивать в динамике для выявления причин, вызвавших изменения, с целью последующего принятия соответствующих управленческих решений;
• разграничение во времени затрат на формирование туристских ресурсов и получаемых от этого выгод требует проведения стратегического прогнозирования показателей экономической эффективности.
Таким образом, развитие туризма, определение его места и значения в системе туристской дестинации и, в конечном счете, развитие самой дестинации в целом как социоэкономичёской системы будет зависеть от того, насколько эффективно используются туристские ресурсы. Судить об этом помогает расчет показателей экономической эффективности, анализ их динамики с учетом временных рамок процесса затрат и процесса получения прибыли, а также то, насколько отлажен механизм управления в сфере туризма в соответствии с полученными данными.
2.6. Туристская нагрузка и методика ее определения как фактор устойчивого развития туризма
При формировании и рациональном использовании ресурсов туристской дестинации следует учитывать тот фактор, что в основе развития туризма лежит принцип максимально допустимой нагрузки, превышение которой приводит к негативным последствиям физического, психологического и социального характера.
Концепция допустимой нагрузки берет свое начало в менеджменте ресурсов. Особенно важна она именно сейчас, когда ограниченные ресурсы дестинации подвергаются все возрастающему давлению со стороны их пользователей (туристов).
Допустимая туристская нагрузка - это та максимальная нагрузка, которую может выдержать туристская дестинация (или конкретный туристский объект) без серьезного ущерба для местных ресурсов, без негативного впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения.
Допустимую нагрузку можно разделить на три основных вида.
1. Экологическая допустимая нагрузка - это уровень посещаемости туристской дестинации или объекта, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям. Происходит это либо в результате действий туристов, либо вследствие негативных последствий от функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.
2. Туристская социальная допустимая нагрузка - уровень посещаемости туристской дестинации или туристского объекта, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки.
3. Местная социальная допустимая нагрузка - уровень посещаемости туристской дестинации, превышение которого приводит к негативным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами.
Определение допустимой туристской нагрузки на туристскую дестинацию не имеет единого механизма расчетов. Это обусловлено особенностями самих туристских дестинации, которые могут быть крупным городом, курортом и др., а также внутренними особенностями, т.е. ориентацией на те или иные виды туризма.
Можно выделить следующие основные методы оценки (расчета) допустимой туристской нагрузки на дестинацию.
Определение допустимой туристской нагрузки (на примере курорта Сочи)
Город-курорт Сочи является крупнейшим курортом России на Черноморском побережье Кавказа. Природно-ресурсный потенциал Сочи послужил начальным фактором и катализатором развития санаторно-курортной деятельности.
Основу природно-ресурсного потенциала составляет совокупность рекреационных и лечебных факторов: климатических условий, запасов минеральных вод, морской акватории, рельефа и др.
Природно-ресурсный потенциал г. Сочи можно рассматривать с позиции освоенных ресурсов и ресурсов, пригодных к освоению. Объем вовлеченных в оборот природных ресурсов позволяет вести рекреационно-туристскую деятельность в течение всего года. При этом теплый сезон, естественно, предпочтительнее.
Основной природный фактор рекреации - это море. В пределах города насчитывается 123 пляжа общей площадью 1866 тыс. кв. м (табл. 5).
Таблица 5 Оценка потенциала морской рекреации города Сочи
Районы г. Сочи | Площадь пляжей, тыс. кв. м | Предельная разовая вместимость пляжей, тыс. чел. |
Адлерский | ||
Лазаревский | ||
Центр - Хоста | ||
Всего по городу: |
Природный потенциал морской рекреации можно оценить с помощью показателей предельной емкости пляжей.
Пропускная способность пляжей практически определяет допустимую туристскую нагрузку (пропускную способность) курорта в теплый сезон, поскольку практически все туристы, размещающиеся в пределах прибрежной зоны, считают морские купания главной целью поездки (или одной из главных целей). При этом как цель поездки морские купания могут носить условный, не совсем точный характер, поскольку значительное количество туристов приезжает на курорт в город Сочи с лечебной целью, так как наряду с морскими и климатическими ресурсами основным природным фактором рекреации являются минеральные воды.
Допустимую туристскую нагрузку крайне сложно определить в период вне купального сезона, поскольку зимой помимо бальнеологических факторов туристов привлекает зимний курорт Красная Поляна, потенциал которого ограничен не столько природными факторами, сколько степенью освоения горнолыжных трасс. Существующие оценки предельной емкости Красной Поляны исходят из единовременной антропогенной нагрузки не более 20 тысяч человек, включая местное население (4 тыс. человек). Таким образом, за сезон курорт могут посетить 130 - 140 тыс. туристов и примерно такое же количество однодневных экскурсантов.
Таким образом, определение допустимой туристской нагрузки с максимальной степенью точности крайне затруднительно.
Определение допустимой туристской нагрузки на примере крупного города - Санкт-Петербурга
Определение допустимой туристской нагрузки на крупный город затруднительнее, чем для иных туристских дестинаций. Это обусловлено особенностями крупных городов и спецификой развития в них туризма.
Данный подход к определению допустимой туристской нагрузки ориентирован, в первую очередь, на крупные города, являющиеся центрами познавательного туризма - Санкт-Петербург, Рим, Париж и др.
Суть подхода заключается в определении взаимосвязи пропускной способности объектов культурно-исторического потенциала крупного города с необходимостью и достаточностью развития гостиничного комплекса в нем, а также иных элементов туристской инфраструктуры.
Рассмотрим подход к определению допустимой туристской нагрузки посещения 'крупного города туристами на примере Санкт-Петербурга (рис. 8).
Следует отметить, что в основе подхода лежит целевая туристская направленность города, в первую очередь на познавательный туризм. Таким образом, в расчетах выделяются следующие этапы.
1-Й ЭТАП - дифференциация по целям поездки на основе мониторинга туристских потоков. Это крайне важно для определения программы пребывания туриста в городе. Весь туристский поток (D) принимают за 100% и определяют удельный вес каждого конкретного вида туризма:
D 100 (%) = d1 (%)+ d2(%) + d3(%) +...dn,
где:
dl - познавательный туризм;
d2 - деловой туризм;
d3 - паломнический туризм;
dn - другие виды туризма.
Рис. 8. Алгоритм определения допустимой туристской нагрузки на крупный город (на примере Санкт-Петербурга)
Мониторинг туристских потоков с дифференциацией по целям поездки, что необходимо для определения программы пребывания туриста в крупном городе.
Определение ежедневной пропускной способности наиболее посещаемых туристских объектов культурно-исторического потенциала крупного города туристами (с учетом корректировки посещения данных объектов местными жителями и неорганизованными туристами).
Определение размера существующего номерного фонда, средств размещений крупного города, удовлетворяющего определенным стандартам качества и потребностям различных сегментов туристского потока (с учетом количества мест на туристских паромах, прибывающих в крупный город, скорректированных на время их пребывания, и их количества в порту города в течение дня).
Определение количества туристов (один постоялец - одно койко-место), прибывших с целью познавательного туризма, с выделением процента гостей в гостиницах, которые совмещают цель своего пребывания в крупном городе с изучением его культуры и истории (например, организация культурной программы в рамках деловых переговоров - деловой.туризм).
Определение допустимой нормы расширения номерного фонда средств размещений крупного города (койко-мест) для туристов, прибывающих с познавательной целью визита, с учетом допустимой пропускной способности объектов культурно-исторического потенциала.
= = = = = =
2-Й ЭТАП - определение ежедневной пропускной способности наиболее посещаемых туристских объектов, формирующих культурно-исторический потенциал крупного города, который и привлекает туристов (С). Культурно-исторический потенциал Санкт-Петербурга развит только на одну треть. Причина - низкая степень его дифференциации.
Отсюда в экскурсионную программу туриста включается определенный набор объектов туристского показа - Эрмитаж, Русский музей, Екатерининский дворец в Пушкине и т.п.:
С=(с1 + с2 + сЗ+ ...) х (1- Ir)
где:
cl - пропускная способность объекта 1;
с2 - пропускная способность объекта 2;
сЗ - пропускная способность объекта 3 и т.д.;
Ir - коэффициент корректировки посещения объекта местными жителями и неорганизованными туристами.
Трудность вызывает определение коэффициента Iг. Для этого требуется совместная, (двухсторонняя) работа по маркетингу всех туристских потоков в маркетинговой службе туристской фирмы и руководства объектов туристского показа.
Следует отметить, что учет по первым двум этапам может осуществляться одновременно.
3-Й ЭТАП - определение размера существующего номерного фонда средств размещений крупного города, удовлетворяющего определенным стандартам качества и потребностям различных сегментов туристского потока (Н):
Н = hi + h2 + h3 + In,
где:
hi - количество мест в отелях высшей категории;
h2 - количество мест в отелях средней категории;
hЗ - количество мест в отелях низшей категории;
In - количество мест на туристских паромах, прибывающих в город, скорректированное на время пребывания, и количество паромов в порту города (в период сезона) в течение дня.
4-Й ЭТАП - определение количества размещений из расчета - один постоялец - одно койко-место - для туристов, прибывших прямо или косвенно с целью познавательного туризма (К).
Существует определенный процент гостей, которые совмещают основную непознавательную цель своего пребывания в крупном городе с изучением его культуры и истории, например, организация культурной программы в рамках деловых переговоров - деловой туризм.
Номерной фонд средств размещений города следует скорректировать на количество мест на туристских паромах, прибывающих в крупный город, так как основной целью круизных туристов является именно познавательный туризм:
T = (H - In) x dl,
К.= ((Н - In) - Т) х Iо + Т + In, где:
Т — количество мест в средствах размещения крупного города, соответствующее числу туристов, цель приезда которых - познавательный туризм;
dl - доля познавательного туризма в туристском потоке;
Iо - коэффициент туристов, посещающих объекты туристского показа, чья цель визита не соответствует познавательному туризму.
5-Й ЭТАП - определение допустимой нормы увеличения номерного фонда средств размещений в городе (койко-мест) для туристов, прибывающих с познавательной целью, учитывая допустимую пропускную способность объектов культурно-исторического потенциала крупного города (Р):
Р = С - К.
Важным критерием рассмотренного подхода выступают известные объекты туристского показа, поэтому, чем более развит культурно-исторический потенциал крупного города и чем выше степень его дифференцированности, тем шире границы максимальной пропускной способности.
Под культурно-историческим потенциалом следует понимать как результаты деятельности человеческого общества в овеществленной форме, так и результаты духовного развития, то есть материальные и духовные ценности, созданные предшествующими поколениями, которые отражают их традиции, обычаи и особенности бытовой и хозяйственной деятельности.
Как правило, чем древнее (в историческом плане) крупный город, тем более богата его культура и тем выше его культурно-исторический потенциал. Все это влияет на развитие туризма, особенно познавательного.
Для развития туризма и расширения границ пропускной способности туристской дестинации должна проводиться совместная работа на уровнях:
• администрации туристской дестинации (продвижение и позиционирование объектов туристской привлекательности на туристском рынке);
• объектов туристской привлекательности;
• туристских фирм (разработка новых экскурсионных программ с включением в них иных объектов, привлекательных для туристов и не встречающихся ранее в стандартных программах, т.е. диверсификация деятельности).
Тесная и взаимосвязанная работа на всех трех уровнях позволяет расширить границы использования культурно-исторического потенциала города, а его развитость и дифференцированность окажет существенную помощь в развитии познавательного туризма как свидетельство степени туристской освоенности культурно-исторического потенциала туристской дестинации.
Применение алгоритма (рис. 8) ограниченно рамками несовершенства статистической маркетинговой туристской информации. Для практического применения этого алгоритма работа в сфере маркетинга должна представлять собой комплексную целенаправленную систему и проводиться на постоянной основе, так как она служит отправной точкой для принятия решений о развитии инфраструктуры туристской дестинации, о необходимых маркетинговых мерах, а также о корректировке уже принятых и реализующихся программ. Кроме того, чем точнее маркетинговые данные, тем точнее оценка экономического эффекта туризма для экономики туристской дестинации и тем эффективней вложения денежных средств в данный сектор экономики.
В туристской дестинации необходима работа специальной службы (отдела) маркетинга, которая изучает положение дел в дестинации с точки зрения перспектив развития туризма. Работа службы маркетинга должна осуществляться на постоянной основе и не ориентироваться только на краткосрочную перспективу для решения проблем, актуальных сегодня. Маркетинговая служба призвана дополнять статистические данные проведением непосредственно маркетинговых исследований в сфере туризма дестинации, основанных на:
• установлении тесных контактов с обслуживающей туристской инфраструктурой (для получения материала возможны как прямые контакты в виде бесед с управляющими данных предприятий, так и косвенные в виде анкет, опросников и т.п.; здесь важна заинтересованность сторон, при которой, с одной стороны, туристская дестинация заинтересована в выявлении существующих в туристской сфере проблем, а с другой - предприятия заинтересованы в улучшении своего бизнеса благодаря помощи со стороны администрации дестинации);
• поддержании контактов с различными туристскими ассоциациями в целях выявления потребностей населения и туристов в сфере туризма;
• организации прямого контакта с гостями туристской дестинации с целью выявления их оценки сегодняшнего положения дел в дестинации в сфере туризма, а также с точки зрения удовлетворения их потребностей и ожиданий.
Таким образом, маркетинговая служба:
• выявляет проблемы в развитии туризма в туристской дестинации, носящие комплексный характер, и определяет источник их появления;
• оценивает возможности дестинации, выявляя скрытые, не используемые резервы для развития туризма, составляет кадастр туристских ресурсов;
• изучает степень понимания местным социумом значения развития туризма для дестинации и установление у него позитивного отношения к туристам;
• выявляет потребности и возможности туристов дестинации;
• анализирует перспективы развития конкретных видов туризма в дестинации и туристской сферы в целом;
• определяет объекты, которые можно отнести в разряд туристских ресурсов, если они обладают свойствами какой-либо привлекательности для туристов;
• определяет возможности преобразования имеющихся ресурсов в туристские и их развитие для туризма;
• оценивает эффективность формирования туристских потенциалов в экономическом, социальном, культурном и иных аспектах.
Полученная своевременно информация поможет наиболее точно определить уровень допустимой туристской нагрузки на туристскую дес-тинацию и ее объекты со стороны туристов, что позволит:
• обеспечить рациональное и устойчивое функционирование дестинации, а также предупреждение негативных, проблемных ситуаций для жизнедеятельности местного социума (например, обострение транспортной ситуации в крупном городе и т.п.);
• предоставить качественный туристский продукт, обеспечивающий максимальную степень комфорта в период пребывания туристов в дестинации, и обеспечить свободный доступ к объектам туристской привлекательности (туристского интереса);
• снизить негативные последствия культуры в дистинации, например, чрезмерную коммерциализацию культуры, и улучшить межличностные взаимоотношения местного населения и туристов. Следует отметить, что учет допустимой нагрузки на туристскую дестинацию и ее объекты будет способствовать повышению обоснованности в принятии управленческих решений при планировании развития туризма.
Вопросы к разделу
1. Дайте определение туристской дестинации и опишите, какие основные черты ее характеризуют.
2. В чем отличительные особенности организации туризма в крупном городе в отличие от иных видов туристских дестинации?
3. В чем заключается положительное влияние туризма на экономику туристской дестинации и страны в целом, где она территориально расположена?
4. Что такое туристские ресурсы (ресурсы туристской сферы) и какова их классификация?
5. Обоснуйте необходимость использования воспроизводственных процессов в сфере туризма.
6. В чем заключается социоэкономическая эффективность использования туристских ресурсов? На каких уровнях она может проявляться?
7. Какие виды туристских нагрузок Вы знаете? Опишите их. Как можно измерить допустимую туристскую нагрузку на туристскую дестинацию?
Макроэкономика туризма