Туризм как социоэкономическая категория

В современном мире туризм стремительно растет как в развиваю­щихся, так и в экономически развитых странах. Его становление идет вместе с развитием общества, так как предопределено желаниями и потребностями людей.

Для качественного развития туристской сферы необходим ком­плексный, системный подход, учитывающий взаимосвязи между элемен­тами туризма и факторами, которые оказывают доминирующее влияние на его развитие.

Под туризмом обычно понимают временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в места временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спор­тивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в месте временного пребывания.

Туризм - достаточно «старое» явление в мире человеческого суще­ствования и как явление возник еще в древности. Если обратиться к древней к мифологии, то первое, хотя и «вынужденное путешествие» по Зем­ле совершили Адам и Ева, когда Бог изгнал их из Рая.

В общепринятом определении туризма присутствуют его отдельные признаки: смена среды обитания, перемещение и т.д. В историческом плане как туризм можно рассматривать существующие издревле палом­ничество, кругосветные экспедиции, различные туристские походы.

Заблуждение - не признавать первых путешественников туристами только потому, что у них отсутствовала «настоящая» мотивация, то есть путешествие не являлось самоцелью, не было связано с удовольствием и совершалось часто не по собственной воле.

Действительно, в древности основными мотивами путешествий бы­ли торговля и коммерция, которые сегодня не вписываются в общепринятые критерии туризма. Между тем открытие новых земель можно от­нести к познавательному туризму, а религиозные миссии - к паломниче­скому туризму и т.д.

Таким образом, туризм следует рассматривать как явление, которое сформировалось еще в древние времена и просуществовало вплоть до XIX века, а непосредственно в XIX веке начался новый этап его развития и формирования, за что он получил громкий титул «феномен XX века». -

Существует множество субъективных определений туризма, среди которых наиболее распространены следующие:

• туризм - это социальное явление XX века, метод познания ду­ховных и материальных ценностей, созданных природой и чело­веческой цивилизацией (в экономическом отношении это одна из самых динамично развивающихся отраслей);

• туризм - это временная смена человеком места проживания;

• туризм - это один из простых способов привлечения иностранной валюты в страну и т.д.

Все приведенные определения имеют право на существование, как отражающие разные стороны туризма, который действительно относится к чрезвычайно многосторонним явлениям.

Сегодня при определении туризма следует принять во внимание следующие критерии:

• временная смена места проживания и пребывание в другом месте (место пребывания не должно быть местом постоянного или дли­тельного проживания);

• оплата деятельности туриста в посещаемом месте не производит­ся (главной целью поездки не должно быть осуществление дея­тельности, оплачиваемой в посещаемом месте).

Следует отметить, что данные критерии относятся к непосредствен­ному потребителю туристской сферы – туристу (Турист - это временный посетитель местности, находящийся в ней не менее 24 часов, но не более 6 месяцев в течение календарного года, путешествующий с познавательными, лечебными, деловыми или иными целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из мест­ного источника.). Но есть особые катего­рии туристов, для характеристики которых недостаточно перечисленных выше критериев. Это - беженцы, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы. Их перемещения характеризуются прямым или косвенным принуждением.

В основе туризма лежат не только социокультурные, но и экономи­ческие факторы. Сегодня туризм является мощной мировой индустрией, на долю которой приходится до 10% мирового валового продукта. В ней задействованы огромные количества работников и основных средств, крупный бизнес, оперирующий значительными массами денежных средств, и политика глобального масштаба.

Таким образом, с экономической точки зрения туризм - это взаи­моувязанная система предприятий, функционирующих на туристском рынке, прямо или косвенно взаимодействующих между собой и предос­тавляющих туристам туристские услуги, работы и товары, необходимые для потребления в процессе туризма и достаточные для осуществления собственно процесса туризма.

С позиций системного анализа туризм можно разделить на состав­ляющие его подсистемы (субсистемы):

• субъект туризма (участник туристского мероприятия (турист), который ищет воз­можности удовлетворения своих потребностей путем получения специ­фических туристских услуг);

• объект туризма (все, что может стать для субъекта туризма целью путешествия, а также то, что относится к обслуживающей инфраструктуре).

На уровне страны сфера туризма представляет собой отрасль на­циональной экономики, которая не обособлена и не отделена от иных сфер деятельности (отраслей) страны, а является одной из составляющих единой социоэкономической системы.

Таким образом, туризм - это подсистема общей социоэкономиче­ской системы страны, представляющая собой взаимодействие обслужи­вающей туристской инфраструктуры (объекта туризма) с туристами (субъектами туризма).

Классификация туризма

Существует множество классификаций туризма. Все они различаются критерием дифференциации.

Классификация туризма по территориальному аспекту

Данная классификация предложена Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). Критерием туризма является факт пересечения госу­дарственных границ.

По данной классификации выделяют три вида туризма:

• внутренний туризм - путешествия, совершаемые жителями какой-либо страны по своей стране (ведет к перераспределению дохо­дов между регионами страны и стимулированию национальной экономики (капитал не вывозится из страны, а используется для ее развития);

• выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны по другой стране (является менее привлекательным для националь­ной экономики, поскольку связан с вывозом капитала за рубеж);

• въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не яв­ляющихся ее жителями (способствует притоку иностранного ка­питала в страну и является приоритетным направлением деятель­ности в сфере туризма любого государства).

Классификация туризма в зависимости от целей совершения по­ездок

В данной классификации единых критериев не существует, по­скольку цели туризма крайне разнообразны и часто пересекаются между собой, например, возможно совмещение отдыха и познавательных целей во время поездки и т.п.

Эта классификация носит условный, субъективный характер. В рам­ках данной классификации выделяют следующие виды туризма.

Познавательный туризм - посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей с целью изучения культуры и истории, природы, религии и др.

В современном понимании познавательный туризм - это посещение музеев, выставочных комплексов, картинных галерей, дворцово-парковых ансамблей и др., то есть всего того, что формирует культурно-историче­ский потенциал посещаемой территории. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Познавательный ту­ризм очень многообразен. Значительная доля познавательного туризма приходится на религиозный туризм и экотуризм - поездки с целью изу­чения религиозных и природных достопримечательностей.

Религиозный (паломнический) туризм - путешествие с религиоз­ными целями.

Один из древнейших видов туризма, имеющих глубокие историче­ские корни, он связан не только с посещением религиозных-святынь, но и с духовным совершенствованием.

Религиозный туризм является динамично развивающимся видом ту­ризма. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) миро­вой поток туристов, целенаправленно посещающих святые места, сейчас составляет около 7 млн. человек в год, поток российских пилигримов составляет лишь порядка 20 тыс. паломников в год. Но эти цифры воз­растают на порядок, если в данную категорию отнести людей, которые, отдыхая в какой-либо стране, посещают в рамках экскурсионной про­граммы монастыри или соборы.

По оценкам специалистов ЮНВТО религиозный туризм через не­сколько лет может занять до 20% мирового туристского рынка, тем более, что туристов по святым местам обычно не смущают ни относительно высокие цены на тур, ни даже военные действия, ведущиеся в районе святынь, например, вооруженные конфликты между Израилем и Пале­стиной.

Религиозный туризм можно разделить на четыре составляющие, со­ответствующие наиболее распространенным религиям, - христианству, исламу, иудаизму и буддизму. Причем два последних направления на туристском рынке представлены очень слабо.

Цели религиозного туризма крайне разнообразны. Среди них как основные можно отметить чисто религиозную2 и познавательную (или научно-историческую) цели совершения поездки. Личностными целями, например, являются избавление от болезней, избежание несчастья, иску­пление грехов и т.д.

Следует отметить, что религиозный туризм может быть пассивным (созерцательным), например, участие в религиозных церемониях в каче­стве зрителей, что привлекает даже атеистически настроенных туристов. На туристском рынке предлагается множество туров на Рождество и дру­гие красочные праздники рождественской недели в Финляндии и в дру­гих скандинавских странах, а также в странах Западной Европы.

Экотуризм (ecotourism) - экологический туризм.

Данный термин используется Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) в качестве термина в индустрии туризма уже более 10 лет.

Существует несколько определений экотуризма:

• экотуризм - это путешествия в места, главная особенность кото­рых - относительно нетронутая природа, а цель - не нарушая це­лостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях посещаемой террито­рии, которая создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению (определение, данное Обществом экотуризма США);

• экотуризм - это любая форма туризма, которая основывается на естественной экологической привлекательности страны (от под­водного плавания у коралловых рифов до путешествий по саванне);

• экотуризм - это туризм, который включает в себя получение об­разования и информацию об охране окружающей среды, все эле­менты базируются на экологически устойчивых принципах;

• экотуризм - это путешествия в уникальные уголки природы со специфическими целями изучения редких растений, животных, особых типов экосистем;

• экотуризм - это туризм, который может способствовать сохране­нию положительных синергетических связей между туризмом, биоразнообразием и местными жителями при соответствующем регулировании.

Во всех приведенных определениях экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент развития устойчивого туризма. Само понятие «экотуризм» предполагает взаимодействие туристской деятельности и окружающей среды, а также' рациональное и бережное использование природных ресурсов.

С экономической точки зрения экологический туризм - это особый сектор туристской отрасли, который в первую очередь подразумевает стремление к общению с природой, познанию ее объектов и явлений, активному отдыху на природе, где традиционные развлечения и бытовой комфорт отходят на второй план. Кроме того, из-за меньшего объема не­обходимой туристской инфраструктуры - отелей, ресторанов, увесели­тельных заведений и др. - экологический туризм характеризуется мень­шей ресурсоем костью.

Экологический туризм характеризуется многообразием функций, среди которых основными являются:

• гуманитарная функция - познание окружающего мира во всем его многообразии, формирование этических ценностей, связан­ных с сохранением и защитой природы и др.;

• социальная функция - сохранение традиционных культур и улучшение социальной обстановки в регионе;

• экологическая функция - охрана природных территорий, сохра­нение биоразнообразия и др.;

• экономическая функция - поддержание и развитие местной эко­номики.

Исходя из определений, экологический туризм должен обладать следующими свойствами:

• быть обращенным к природе (как девственной, так и окультурен­ной) и использовать преимущественно природные ресурсы;

• не наносить ущерба или наносить минимальный урон среде эко­логического туризма, то есть быть экологически устойчивым;

• быть нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование равноправного партнерства с природой;

• заботиться о сохранении местной социокультурной среды;

• быть экономически эффективным и обеспечивать устойчивое развитие тех районов, где он существует.

Осознание социально-экономической роли экологического туризма подтолкнуло его развитие во многих странах и регионах мира. Причем это сопровождается их стремлением свести к минимуму изменения ок­ружающей среды, что делает возможным экологический туризм на мно­гих, в том числе и особо охраняемых природных территориях.

В отличие от массового или курортного туризма, экологический ту­ризм оказывает более слабое воздействие на окружающую среду и при устойчивом плановом развитии может стать дополнительным источни­ком самофинансирования.

Экологический туризм позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке. Обязательным условием этого является проведение активной государственной политики в области развития дан­ного вида туризма. В нашей стране, к сожалению, еще не достаточно уде­ляется внимания экологическому туризму, и поэтому не всегда поддер­живается желание местных жителей активно участвовать в процессе раз­вития туристской индустрии и получать от этого доход.

В международном масштабе экологический туризм стал заметным социоэкономическим и экологическим явлением. По оценке ЮНВТО, экотуризм составляет 20% мирового туристского рынка с доходом до 20 млрд. евро в год.

География экологического туризма своеобразна. Если в традицион­ном туризме основные потоки туристов направляются из развитых стран в развитые, то в экотуризме - из развитых стран в развивающиеся. Лиде­рами экотуризма являются: Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР. Природа этих стран экзотич­на и притягательна, особенно для обитателей умеренных широт.

В развитых странах Европы и Америки экотуристы очень часто пу­тешествуют и по своим странам. Например, в Канаде экотуристы состав­ляют четверть рынка внутреннего туризма. При этом количество экоту-ристов ежегодно возрастает на 30%. Следует отметить также, что эта ка­тегория людей достаточно богата.

Спортивный туризм - это путешествия, прямо или косвенно отно­сящиеся к спорту.

Спортивный туризм подразделяется на:

• пассивный туризм - поездки зрителей, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях, например, поезд­ки на Олимпиаду, чемпионаты мира по различным видам спорта и т.д.;

• активный туризм - поездки спортсменов с целью активного уча­стия в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Активный туризм включает в себя и экстремальный туризм и его виды: дайвинг, виндсерфинг, каякинг, рафтинг (спуск по горной реке на каноэ или специальных плотах), альпинизм, горные лыжи, сноуборд и т.д. При этом следует отметить, что многие из перечисленных видов активного спортивного туризма можно отнести и к экотуризму, что еще раз свидетельствует об условности классификации туризма по целям со­вершения туристской поездки.

Согласно информации об американцах, путешествующих в Эквадор, 25% из них имеет годовой доход на семью свыше 90 000 $ США, 27% - доход между 60 000 и 30 000 $ США. Экотуристы склонны тратить больше денег, чем обычные туристы. Люди, которые посещают национальные парки, оставляют там более 1 000 $ США за две недели.

Лечебный (оздоровительный) или медицинский туризм.

Понятие «лечебный туризм» охватывает с точки зрения объема тур-потока две неравные области:

• бальнеологические программы, т.е. санаторно-курортный отдых (санаторно-курортный отдых базируется на природно-климатиче-ских ресурсах конкретного региона и является наиболее востре­бованным турпродуктом в секторе лечебно-оздоровительных ту­ров, который сегодня предлагает едва ли не каждая вторая опера­торская или агентская компания);

• клиническое лечение (клиническое лечение за рубежом, как пра­вило, исключительно «штучный товар», и заказ таких программ в турфирмах - явление довольно редкое из-за того, что стоимость турпакета нередко исчисляется десятками тысяч долларов). Развитие лечебного (медицинского) туризма тесно связано с гео­графией и с достижениями в области медицины той или иной страны. Центрами лечебного туризма являются Германия, Швейцария, Израиль, США, а также Соединенное Королевство и Италия. Как пишет газета «Новые известия», в 2006 году лечиться за рубеж выехало из России по­рядка 10 - 15 тыс. человек.

Спектр предложений лечебно-оздоровительного отдыха более ши­рок: Чешская Республика, Израиль, Венгрия, Германия, Словакия, Черно­гория, Италия, Франция, Швейцария, Австрия. В качестве дополнитель­ной услуги лечебно-оздоровительные процедуры нередко заказываются также в Румынии, Греции, Турции, Тунисе, Иордании.

Деловой туризм (Business Travel) (бизнес-туризм) - это поездки, со­вершаемые из профессионального и коммерческого интереса (участие в конгрессах, конференциях, семинарах и иных различных мероприятиях и политических событиях).

Деловой туризм - достаточно новое понятие даже по международ­ным меркам. Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о нем заговорили в Европе и США в 70-е - 80-е годы XX века. На россий­ском рынке этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь с начала 90-х годов.

Еще в 1970-х годах специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к выводу, что темпы экономического роста каждой конкретной страны, а также ее бизнес-привлекательность напрямую зависят от уровня развития в ней делового туризма. На сего­дняшний день каждая четвертая туристская поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью. И хотя деловые путешественники в общем турпотоке составляют примерно 25%, на них приходится до 60% общего оборота туриндустрии.

Существует несколько причин, которые придают деловому туризму динамику развития:

• он менее других страдает от постоянно меняющейся политиче­ской обстановки в мире;

• независим от сезона или фактора сезонности в регионе (он сам способен сглаживать имеющуюся сезонную диспропорцию;

• подвержен планированию - о деловых поездках знают заблаго­временно, как минимум за полгода, что делает их динамику про­гнозируемой и стабильной;

• является доходным, так как организация бизнес-туров ориенти­руется на потребителя услуг среднего и высокого уровня;

• не создает дополнительных проблем социуму, так как у деловых туристов слабая связь с окружающей средой посещаемого региона.

Потребности деловых туристов специфичны. С одной стороны, они имеют в своем распоряжении достаточное количество финансовых средств, а с другой - нуждаются в очень четком и пунктуальном исполнении всех услуг, которые предусмотрены туром. Это выдвигает соответствующие требования к уровню развития инфраструктуры и сервиса для обеспече­ния достойного приема бизнес-туристов.

Согласно прогнозам специалистов ЮНВТО в ближайшие 10 лет в мире ожидается настоящий бум бизнес-туризма. Предполагается, что количество деловых поездок вырастет примерно в 3 раза, а доходов от делового туризма - в 5 раз. Таким образом, за последние годы бизнес-туризм может превратиться в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туриндустрии.

На российском туристском рынке понятие «деловой туризм» отно­сительно молодое. При этом, если в мировом турпотоке доля бизнес-туристов составляет 25%, то в России - менее 20%. Абсолютно другое распределение бизнес-туристов демонстрируют Москва и Санкт-Петер­бург, где во въездном потоке их доля приближается к 60% от общего по­тока туристов.

В соответствии с общемировой тенденцией деловой туризм начина­ет активно развиваться и в России, хотя пока еще находится на первона­чальном этапе своего развития. Как отдельное направление деловой туризм предлагают очень немногие туристские компании. Можно выделить ряд моментов, которые могли бы серьезным образом изменить подход к деловому туризму в России, основные из которых:

• активная государственная политика;

• совершенствование законодательства;

• поддержка деятельности соответствующих общественных орга­низаций;

• адаптация и продвижение международных стандартов и техно­логий;

• создание сети региональных консалтинговых структур;

• профессиональная подготовка кадров и др.

По последним данным ВТО расход на среднестатистического участника бизнес-тура составляет 1540 евро в день.

В любом случае развитие бизнес-туризма в России напрямую зави­сит от развития внутреннего туризма в государстве. И, конечно, само государство должно проявить свою заинтересованность в развитии внут­реннего туризма.

Образовательный туризм (туризм с. целью обучения) - это поездки, совершаемые с целью обучения за рубежом или стажировки. Условно данные цели поездки относятся к туризму, поскольку кратковременное или семестровое обучение чаще всего выходит за рамки туризма и со­ставляет особую отрасль услуг, смежных с туризмом. Более того, в имми­грационных законах ряда стран туризм не совместим с целями обучения, и это особо указывается в визах - «без права работы и учебы». Тем не менее туристские фирмы в сфере образовательного туризма оказывают такие услуги, как:

• подготовка абитуриентов к сдаче международных тестов и экза­менов;

• подготовка тестов на минимально необходимое знание иностран­ного языка для прохождения обучения и адаптации на начальном периоде обучения;

• сопровождение и организация проживания в семьях;

• опекунство школьников и студентов на период обучения и т.д. Туризм с целью посещения родственников и друзей. Данный вид туризма в международной терминологии известен как visiting friends and relatives (VFR).

На практике данный вид туризма в чистом виде встречается крайне редко, поскольку во время своего пребывания у родственников и друзей люди часто посещают местные достопримечательности, занимаются раз­личными видами спорта (например, серфингом на морских курортах) и т.д.

По целям поездки согласно международной статистике Всемирной (туристской организации (ЮНВТО) все виды туризма объединяют в группы, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Динамика туристских потоков по целям туристских поездок

    Доля (%) за годы   Средний рост (%) за периоды  
Годы         2002/ 2001   2003/ 2002   2004/ 2003  
Всего         2,9   -1,5   -10,7  
Досуг, отдых и отпуск   55,4   53,8   51,8   2,8   -1,2   10,3  
Бизнес и профессиональ­ные поездки   13,7   15,2   15,7   3,5   -2,4   8,4  
Здоровье, религия и прочее   19,7   21,4   24,2   2,8   0,3   12,8  
Не указано   11,2   9.6   8,3              

Классификация туризма в зависимости от сроков продолжи­тельности тура

Деление туров по срокам носит условный характер. Так, деловые поездки могут занимать не 2 - 3 дня, а целую неделю, а спортивный ту­ризм может длиться более 14 дней, например, туры на олимпиады и т.д.

Краткосрочный туризм - туристская поездка ограничена во време­ни продолжительностью не более 2-3 дней. К такому виду туризма от­носятся, как правило, деловые поездки, туры выходного дня и т.д.

Среднесрочный туризм - туристская поездка сроком от 4 дней до 2 недель. Основными примерами данного туризма являются познаватель­ный, спортивный, экологический, религиозный туризм и т.п.

Долгосрочный или длительный туризм - продолжительность тури­стской поездки составляет 14, дней и более. Ярким примером данного вида туризма является лечебный (оздоровительный) туризм.

Длительность поездки может зависеть также и от места посещения. Известно, что пребывание туристов в крупном городе, как правило, не­продолжительно, в сравнении с посещением туристами таких туристских Дестинаций, как курорты. Замечено, что среднестатистическое время пребывания туриста в крупном городе составляет 4-5 дней (от 2 до 7 дней), в то время как пребывание на курорте в среднем составляет Ю дней (от 7 до 14 дней и более).

Классификация туризма в зависимости от участия посредники в организации туристской поездки

Между туристом и предприятиями, оказывающими туристские услуги (проживание, питание и т.д.), заключается договор на оказание услуг.

Выделяют такие виды туризма, как:

• организованный туризм - покупка тура у турфирмы по предвари­тельно оговоренному маршруту, срокам, объему предоставляе­мых услуг, цене и т.д.;

• неорганизованный туризм - турист сам, без участия турфирмы организовывает свре путешествие (турист самостоятельно разра­батывает маршрут путешествия, выбирает средства передвиже­ния, определяет объекты остановок и места ночевок и определя­ется с продолжительностью тура).

В мировой практике неорганизованный туризм достаточно популя­рен - в европейских странах на его долю приходится до 80% от всех ту­ристских путешествий, и привлекательность его постоянно растет.

Классификация туризма в зависимости от степени организации

По степени организации тура выделяют:

• массовый туризм - покупка туристом сформированного тура с четко оговоренным сроком длительности и условиями путешест­вия в составе туристской группы;

• индивидуальный туризм - совершение туристской поездки по ин­дивидуальному туру, разработанному туристской фирмой в соот­ветствии с пожеланиями туриста.

Классификация туризма в зависимости от возраста туристов

Различают:

• детский туризм;

• молодежный туризм;

• туризм лиц средней возрастной группы;

• туризм лиц пожилого возраста («третьего» возраста»).

Классификация туризма в зависимости от средств передвижения

Авиатуризм - путешествия, совершаемые на авиатранспорте, пре­имущественно на самолетах различных марок.

Основная особенность данного вида туризма - это его мобильность (большая скорость доставки туриста до места назначения). Отсюда и вы­сокая стоимость тура.

Данный вид туризма характерен, в большей мере, для посещения далеких или труднодоступных стран (например, расположенных на дру­гих континентах). В индустрии туризма и в мировой экономике авиату­ризму принадлежит важное место.

С внедрением реактивных двигателей спрос на авиатранспорт для пассажирских перевозок значительно увеличился. Начиная с 1950 года пассажиропотоки коммерческой авиации возросли в 60 раз. Это самый большой рост по сравнению с другими видами транспорта. Увеличению спроса на авиатуризм способствовало также развитие международного туризма.

В то же время индустрия воздушного транспорта очень чувстви­тельна к переменам экономического и политического характера. Так, война в Персидском заливе и экономический спад, начавшийся в 90-х годах, послужили причиной сокращения воздушных перевозок. Согласно статистике Международной организации гражданской авиации (ICAO), мировые авиаперевозки в тот период снизились на 3,5%.

Авиаперевозки туристов могут осуществляться чартерными компа­ниями и регулярными перевозчиками. Чартерные воздушные перевозки возникли в 50-х годах в Северной Америке и Европе, когда отпускники из холодных северных климатических зон направлялись в южные сол­нечные туристские центры Флориды, Карибского бассейна и Средизем­номорья.

Самые загруженные европейские маршруты берут начало в Лондо­не: Лондон - Париж, Лондон - Нью-Йорк и Лондон - Амстердам.

На сегодняшний день авиатуризм развивается достаточно быстрыми и устойчивыми темпами. В 2005 году, в сравнении с 2004 годом, между­народные пассажирские перевозки увеличились на 7,6%, а международ­ные грузовые перевозки выросли на 3,2%.

Несмотря на рост перевозок, в 2005 году воздушный транспортный комплекс потерял 6 млрд. $ США. Убытки американских авиакомпаний составили 10 млрд. $ США. Европейские авиаперевозчики получили при­быль в 1,3 млрд. $ США, а азиатские - в 1,5 млрд. $ США.

Железнодорожный туризм ~ путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средст­ве, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, ре­лигиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью.

Путешествия на поездах довольно популярны по целому ряду при­чин: быстрота и удобство передвижения, возможность за короткое время увидеть много интересных мест и познакомиться с историей, культурой, современными достижениями посещаемой страны.

Содержание, формы и виды железнодорожных туристских поездок разнообразны. Самыми массовыми являются путешествия туристов, осуществляемые в обычных пассажирских составах по регулярному рас­писанию, в так называемых графиковых поездах. В таких поездах тури­сты едут к месту назначения на правах обычных пассажиров с одним лишь отличием - о билетах для них беспокоится туристская организация, которая по согласованию с железной дорогой заранее приобретает места для всей группы (как правило, в один вагон и на места, расположенные по соседству).

Другой формой железнодорожного туризма является путешествие на специальных туристско-экскурсионных поездах1, предназначенных только для туристов. Это' своеобразные «турбазы на колесах». Обладая особенностями туристской базы (питание, экскурсионное и культурно-массовое обслуживание, комфортное размещение и т. д.), они двигаются, позволяя туристам познакомиться со многими достопримечательными местами. Переезды из города в город происходят в основном ночью, а дневное время используется для экскурсий.

Особым видом поездок на туристском поезде является железнодо­рожный круиз - туристская поездка на железнодорожном составе (поезде) по замкнутому круговому маршруту с запланированными остановками по пути следования для проведения экскурсий. В России одним из таких туристских поездов является фирменный поезд «Русь» Московской же­лезной дороги - визитная карточка отечественного железнодорожного туризма (Купе поезда рассчитаны на двух человек, между каждыми двумя купе встроены душевые кабины. Стены и многие элементы интерьера в вагонах отде­ланы древесиной дорогих пород. Декор купе дополняют оригинальные бронзовые канделябры). Поезд имеет следующие основные маршруты: монгольский Улан-Батор (тур через несколько крупных городов России: Владимир, Казань, Новосибирск и Улан-Удэ), китайский маршрут, поездки по Вели­кому шелковому пути в Среднюю Азию и Санкт-Петербург, а также маршрут по волжским городам.

Автомобильный туризм - поездки, совершаемые на собственном или арендованном автотранспорте. Его характерными особенностями являются: мобильность туристов, возможность самостоятельно опреде­лять направление и длительность пребывания в тех или иных туристских

Туристский поезд включает в себя несколько вагонов купейного типа. В них находится дирекция туристского поезда и вагон-ресторан. В пассажирских вагонах созданы все условия, необходимые для дальней поездки: уютные купе, библиотека, настольные игры, чай, предлагаемый проводником, и т.д. Питание туристов осуществляется в вагонах-ресторанах.

Автотуризм очень распространен в Европе и занимает ве­дущие позиции на туристском рынке;

Автобусный туризм - путешествия, совершаемые на автобусах раз­личной модификации - мини-автобусах, автобусах с вместимостью около 40 - 50 человек, двухэтажных экскурсионных автобусах, автобусах отель­ного типа со спальными местами и т.д.

Основное преимущество автобусного путешествия - быстрый ма­невр между городами и странами.

Популярность автобусного туризма началась примерно в 70-х годах XX века. Первопроходцами европейских дорог стали молодые британцы, высоко оценившие возможность в динамичном режиме за одну поездку посмотреть сразу несколько стран континентальной Европы, причем за относительно небольшие деньги (путешествие на автобусе всегда суще­ственно дешевле, чем при авиаперелете).

Для России автобусный туризм явился одним из пионеров отрасли туризма. Его основными положительными характеристиками были: де­шевизна, быстрота и возможность купить за границей дефицитные това­ры в больших количествах (в отличие от авиатранспорта, не нужно пла­тить за перевес багажа).

На сегодняшний день до 90% автобусных туров продолжительно­стью свыше 4 дней приходится на зарубежные путешествия.

Сезон для автобусных путешествий - апрель-октябрь, а наивысшие всплески спроса приходятся на майские праздники и конец лета - июль-август, который традиционно является излюбленным периодом для от­пусков и каникул.

Оптимальное время года для автобусных туров в целом по Европе определить невозможно. Если, например, июль во Франции или Сканди­навии, хотя и жарковат, но в современном кондиционированном автобусе вполне переносим, то, например, поездка в те же сроки в Иорданию мо­жет стать настоящей пыткой для не слишком привычных к ближнево­сточной жаре россиян.

По части организации поездки автобусный экскурсионный туризм считают наиболее сложным. Ведь турфирме необходимо не только вы­брать интересные места и проложить между ними маршрут, но и обеспе­чить путешественников жильем, питанием, транспортом и экскурсиями на всех участках пути. К тому же дорога нередко чревата случайностями и, как утверждает статистика, автопутешествие в два раза опасней желез­нодорожного и в четыре раза - авиационного.

Морской туризм (sea tourism) - путешествия, совершаемые на морских судах, тихоокеанских лайнерах, яхтах и т.д. Начало морского туризма относят к середине XIX века. Именно тогда пассажирские ком­пании стали задействовать суда для линейных перевозок в период меж­сезонья. Высокая конкуренция заставляла судовладельцев постоянно улучшать условия проживания и уровень обслуживания. Это, в свою очередь, быстро превратило суда в высоко комфортабельные плавучие гостиницы.

Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью туризма относятся к 1835 году, когда в Анг­лии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландией. Уже через два года после этого была образована судовладельческая компания Р&О, которая стала специализи­роваться на морском туризме и, начиная с 1840 года, осуществляет груп­повые туристские поездки по Средиземному морю.

На сегодняшний день, ведущими странами морского туризма явля­ются Германия, Англия и США. Основными регионами морского туриз­ма по праву считаются острова южной части Тихого океана, Австралия и Новая Зеландия, Аляска, Мексика, Гаваи, Карибский бассейн (США), Средиземное море, Балтика, Северная Европа. В настоящее время в мире насчи

Наши рекомендации