Правовые основы подтверждения соответствия.
Подтверждение соответствия —документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Подтверждение соответствия осуществляется согласно целям и принципам, определенным Законом о техническом регулировании. Целямиподтверждения соответствия служат:
− удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
− содействие приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
− повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
− создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Принципыподтверждения соответствия:
- доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
- недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
- установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении продукции определенных видов в соответствующем техническом регламенте;
- уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
- недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
- защита имущественных интересов заявителей и соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
- недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и только исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Это императивные законодательные нормы, и они не подлежат расширительному толкованию[243].
Подтверждение соответствия требованиям других документов, в том числе национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил и прочим, осуществляется посредством проведения добровольной сертификации.
Перечни продукции, подлежащей обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям, утверждены недавно принятым постановлением Правительства РФ[244].
Обязательное подтверждение соответствия представлено двумя формами: декларированием и обязательной сертификацией. При этом декларирование осуществляется по одной из следующих схем:
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории[245].
Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия конкретной продукции устанавливаются только техническим регламентом. В целях достижения наиболее оптимального выбора необходимых форм и схем обязательного подтверждения соответствия, устанавливаемых в технических регламентах на конкретные виды продукции, Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации Госстандарта России были разработаны соответствующие Рекомендации - Р 50.1.046-2003, утвержденные впоследствии Постановлением Госстандарта РФ от 23.06.2003 № 201а-ст[246].
В соответствии с настоящими Рекомендациями из двух возможных форм обязательного подтверждения соответствия наиболее приоритетной формой следует признать декларирование соответствия. Обязательная же сертификация должна закладываться в технических регламентах только в обоснованных случаях. При этом для ее применения рекомендуется использовать один из следующих общих критериев:
1. Высокая степень потенциальной опасности продукции в сочетании со специальными мерами по защите рынка, когда необходимо дополнительно учитывать сложившуюся конкретную ситуацию на определенном секторе рынка. Примером этого может быть введение обязательной сертификации лекарственных средств.
2. Принадлежность конкретной продукции к сфере действия международных соглашений, конвенций и других документов, к которым присоединилась Россия и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции. Для такой продукции в технических регламентах на основе процедур сертификации, установленных международными документами, должны быть предусмотрены соответствующие схемы подтверждения соответствия в форме сертификации.
3. Исключение случаев, когда заявитель не может реализовать положения Закона об обязательном подтверждении соответствия, например при отсутствии на территории Российской Федерации полномочного представителя зарубежного изготовителя или при невозможности заявителя-продавца обеспечить собственные доказательства подтверждения соответствия в объеме, предусмотренном техническим регламентом.
При выборе форм и схем подтверждения соответствия разработчики технических регламентов могут также руководствоваться Методическими рекомендациями[247] по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.
В случае декларирования соответствия заявитель обязан надлежаще оформить и представить декларацию о соответствии.
Декларация, оформленная по установленным Законом о техническом регулировании правилам, подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней[248].
Правительством Российской Федерации определяются порядок ведения реестра деклараций соответствия, порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, и порядок оплаты за предоставление указанных сведений.
Ведение реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, согласно Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294[249], закреплено за данным органом исполнительной власти.
Пунктом 7 статьи 24 Закона о техническом регулировании устанавливается обязанность заявителя хранить декларацию о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. А второй вариант декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается особым документом - сертификатом соответствия, который выдается заявителю органом по сертификации по итогам проведения обязательной сертификации.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О техническом регулировании», маркируется знаком обращения на рынке. Изображение и описание знака обращения на рынке утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 № 696[250]. Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв "Т" (с точкой над ней) и "Р", вписанных в букву "С", стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину. Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.
Помимо изложенного хотелось бы обратить внимание и на некоторые другие аспекты, затрагивающие вопросы применения знака обращения на рынке. Так, в частности, необходимо упомянуть о том, что в г. Минске 19.05.2006 в целях устранения необоснованных ограничений во взаимной торговле было подписано Соглашение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) [251].
Обоснованием принятия этого Соглашения также явилась взаимная заинтересованность сторон в обеспечении гарантий безопасности и качества ввозимой продукции для жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
Для целей указанного Соглашения применяется понятие «единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ЕврАзЭС», «единый знак обращения», под которым понимается обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов ЕврАзЭС. Соглашением предусмотрено, что форма и размер единого знака обращения, а также порядок маркирования им продукции устанавливается в положении о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов ЕврАзЭС, которое утверждается Межгосударственным Советом ЕврАзЭС (на уровне глав правительств).
Продукция, маркированная единым знаком обращения, реализуется на территориях государств - членов ЕврАзЭС без переоформления документов о подтверждении соответствия, оформленных в порядке, установленном законодательством государства - члена ЕврАзЭС, из которого продукция поступает в обращение (на реализацию).
Соответствие требованиям технических регламентов ЕврАзЭС продукции, маркируемой единым знаком обращения, должно быть подтверждено в порядке, установленном законодательством того государства - члена ЕврАзЭС, в котором она производится.
Стороны Соглашения договорились, что их уполномоченные органы будут информировать друг друга обо всех выявленных нарушениях, возникших при реализации Соглашения, и принимать меры в соответствии с законодательством своих государств в случае обнаружения несоответствия продукции, маркированной единым знаком обращения, требованиям технических регламентов ЕврАзЭС.
Любая из сторон может выйти из настоящего Соглашения путем письменного уведомления об этом депозитария. Действие настоящего Соглашения для этой стороны прекращается через 6 месяцев с даты получения депозитарием такого уведомления.
Итак, минимальные требования к безопасности продукции, выпускаемой в обращение на территории нашего государства устанавливаются техническими регламентами, которые являются нормативными правовыми актами, вводимыми в действие, по общему правилу, федеральными законами и постановлениями Правительства РФ. Законом регламентирован особый порядок принятия указанных актов.
В целях обеспечения выполнения требований технических регламентов установлен порядок обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Такое подтверждение соответствия производится в двух формах: декларирования соответствия и обязательной сертификации, при этом приоритет отдается декларированию соответствия.
В целях надлежащего информирования потребителей продукции о соответствии приобретаемой ими продукции техническим регламентам и прохождении процедуры обязательного подтверждения соответствия, такая продукция маркируется знаком обращения на рынке.
Добровольное подтверждениесоответствияможет осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
В мировой практике эффективным средством содействия потребителю в выборе товара является добровольная сертификация, проводимая известными и авторитетными организациями. В качестве примера известной системы добровольной сертификации можно привести систему американского нефтяного института (API). Авторитет данной системы является неоспоримым и признается во всем мире.
Для производителя сертификация его продукции, проведенная авторитетной организацией, означает большую вероятность того, что эту продукцию купят. Добровольная сертификация повышает конкурентоспособность продукции, ускоряет процесс товарооборота. Сфера ее распространения по объектам и требованиям значительно шире сферы действия обязательной сертификации[252].
В Российской Федерации добровольное подтверждение соответствия осуществляется только в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя (изготовителя, продавца, исполнителя и др.) на договорных условиях между ним и органом по сертификации.
Коммерческая организация или объединение организаций могут создавать системы добровольной сертификации на целые группы продукции. В настоящее время в России действует более 80 систем добровольной сертификации, распространяющихся главным образом на потребительские свойства различных видов продукции. Имеются системы, подтверждающие одно или несколько функциональных свойств, например прочность, долговечность, акустические характеристики и др. Есть системы комплексные, объединяющие несколько видов продукции. Кроме сертификации продукции в рамках добровольных систем проводится сертификация систем качества и производств[253].
Для подтверждения соответствия продукции в добровольном порядке организация или объединение направляют в орган по сертификации комплект необходимых документов. Эти документы подтверждают соответствие продукции требованиям стандарта или условиям заключаемых договоров, а также наличие у заявителя возможности устойчивого обеспечения надлежащего качества товаров[254].
Орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия на товар, прошедший добровольную сертификацию. Закон не содержит никаких предписаний о форме и содержании сертификата соответствия или о порядке их установления. По мнению исследователей, этот вопрос может быть решен постановлением Правительства РФ либо в рамках системы добровольной сертификации на основании рекомендаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти[255].
Основания приостановления или прекращения действия сертификата соответствия Законом не определены. В принципе такими основаниями могут быть те или иные нарушения правил системы добровольной сертификации или условий договора о проведении сертификации. Конкретные основания и порядок приостановления или прекращения действия сертификата соответствия должны быть определены в правилах данной системы добровольной сертификации, с которыми заявитель должен быть ознакомлен.
Орган по сертификации предоставляет заявителю право на применение знака, соответствия, если это предусмотрено системой добровольной сертификации, в которую входит заявитель.
Товары, сертифицированные на соответствие национальному стандарту, могут маркироваться знаком соответствия национальному стандарту. Вид знака соответствия, предусматриваемого системой добровольной сертификации, определяется самой системой добровольной сертификации.
Согласно Закону о техническом регулировании знаки соответствия используются для информирования приобретателей о соответствии объекта добровольной сертификации требованиям системы добровольной сертификации, национальному стандарту, стандарту организации или условиям договора. Знак соответствия применяется в добровольном порядке. Возможность и порядок его применения определяются системой добровольной сертификации. Способ применения выбирается заявителем самостоятельно. Все нормы права, включенные в ст. 22 Закона о техническом регулировании, являются диспозитивными, предоставляя заявителю возможность самостоятельного решения о применении и о способах применения знака соответствия. Только п. 3 указанной статьи содержит императивную норму, запрещающую маркирование знаком соответствия объектов, не прошедших добровольную сертификацию.
Исходя из изложенного, очевиден вывод о том, что добровольная сертификация – это инструмент добровольного подтверждения соответствия продукции согласованным между сторонами либо добровольно применяемым требованиям.
Тема 6. Государственное регулирование
предпринимательской деятельности.
Налогообложение предпринимательской деятельности