Правовой режим наличных денежных средств.

Согласно ч. I ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссии осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускается. Денежная система была определена Законом РФ от 25 сентября 1992 г. "О денежной системе Российской Федерации". Закон установил официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, а также основы организации и регулирования денежного обращения. В настоящее время правовые основы организации наличного денежного обращения установлены также главой 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)" и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (утверждено ЦБ РФ 5 января 1998 г.).

Согласно данным актам, организации хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Учет безналичных денежных средств осуществляется организациями на счетах "Расчетный счет" и "Специальные счета в банках".

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Прием денежной наличности банками от обслуживаемых предприятий осуществляется по правилам, установленным Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ от 25 марта 1997 г. № 56 (с изменениями). Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков. В кассах организаций могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе определяется ежегодно всем организациям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности. При наличии у хозяйствующего субъекта нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в один из банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. Если организация не представила расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность - сверхлимитной. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банки.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии, причем не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до пяти дней), включая день получения денег в учреждениях банка. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные действующим законодательством.


29. Понятие, значение и система правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Определение: бух. Учет – это упорядоченная система сбора, регистрации, обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации, ее обязательствах, их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Это легальное определение. Объекты бух. Учета – это имущество организации, хозяйственные операции. Субъекты бух. Учета – по сути все организации. Есть специфика для определенных лиц (кредитные, страховые). Учет как таковой ведут все предприниматели, ип просто – не бухгалтерский. Целями бух.учета являются обеспечение информацией как внутренних, так и внешних органов (должны сочетаться интересы и публичные и частные), предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление внутрихозяйственных резервов. 4 варианта ведения учета:

-создается специализированное подразделение – бухгалтерия, во главе с главным бухгалтером.

-в штатное расписание вводится должность бухгалтера.

-руководитель может вести учет лично.

-ведение учета передается на договорной основе специализированной организации или специалисту-бухгалтеру.

Критерий один – объем учетной работы. Это и количество сотрудников, и количество видов деятельности, и т.д.

Две главные фигуры в плане ответственности – это руководитель (отвечает за организацию ведения бух.учета) и главный бухгалтер (отвечает за само ведение бух.учета, за представление отчетности, за формирование отчетной политики, за соответствие совершаемых операций законодательству). Без подписи главного бухгалтера финансово-расчетные, кредитные документы не принимаются к исполнению.

Система регулирования.

ФЗ, Указы Президента, акты Правительства.

Это федеральная компетенция. В целом это обосновано. Учет местных особенностей здесь не так важен, гораздо важнее унификация. Закон от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете». Закон в какой-то мере уникальный. Это первый закон в истории России (по сути). Само наличие возвышает сферу. 27 июля 2010 (подписан, но не принят) о консолидированной финансовой отчетности – закон касается кредитных, размещающих акции, т.д. Где-то с 1998г. в актах президента, правительства наметилась цель перевода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности.

Второй уровень регулирования – положения и стандарты о бух. учете. Основной документ – положение по ведению бух. учета и бух.отчетности, акт минфина 1998г., действует с 1999г. Существуют и иные положения. ПБУ. Всего их 22. № идет через дроби – 1/2008. 6/2007. 22 еще не вступило в силу – касается исправлений. (МСФО)

3 – методические указания и рекомендации – план счетов, инструкция по его применению, почитать методические указания об инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

4 – локальный уровень. Прежде всего здесь формируется учетная политика.


30. Основные требования к ведению бухучета. Правовые основы.

Обязательность ведения бух.учета. Часть требований содержится непосредственно в определении. Сплошной непрерывный документальный учет. Сплошной - Учитываются все операции, даже самые мелкие. Непрерывный – с создания до ликвидации. Документальный учет – любые операции сопровождаются оправдательными документами (первичные учетные документы). Изъять первичку можно лишь по постановлениям определенных органов (дознание, предварительное следствие, прокуратора, суд, налоговая инспекция, соответствующая структура МВД). Ведется в валюте России. На русском языке. Документ первичного учета может быть составлен на любом языке, но при приему к учету необходим подстрочный перевод на русский язык. Способ ведения и учета – двойная запись на взаимосвязанных счетах. Любая операция отражается одновременно на двух счетах – на дебете (дЕбете) одного счета и на кредите (крЕдите) другого. Во всех активных и пассивных счетах – дебет и кредит. Регистрация – регистры. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно: - при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; - при смене материально ответственных лиц; - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; - в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; -при реорганизации или ликвидации организации.


31. Правовые основы Учетной политики организации.

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Об учетной политике как о правовом явлении стали говорить лишь с 1992г. Это не значит, что ранее не было способов ведения бухгалтерского учета. Сейчас учетная политика формируется на уровне самой организации – ключевое отличие от СССР. Разрабатывает главбух, утверждает руководитель.

За рассматриваемый период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учетной политики организации, к которым относятся:

- допущение имущественной обособленности (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);

- допущение непрерывности деятельности (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);

- допущение последовательности применения учетной политики (принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);

- допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

· требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);

· требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);

· требование осмотрительности (большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов);

· требование приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования);

· требование непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотами остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца);

· требование рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации).

В п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ указано, что «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами.

Виды:

1. Учетная политика для целей бухгалтерского учетазакреплена в следующих нормативно-правовых документах: ФЗ РФ «О бухгалтерском учёте». Положением по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008.

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

1. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта.

2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.

3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.

4. Способ начисления амортизации основных средств:

5. Способ начисления амортизации нематериальных активов:

Чаще всего для начисления амортизации основных средств и нематериальных активов используется линейный способ, так как только он совпадает с методом определения амортизации для целей налогового учёта. При использовании других способов необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

6. Создание резервов. Для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения организация может формировать резервы:

7. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:

8. Возможность создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

9. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:

10. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:

11. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:

12. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):

13. Способ оценки незавершенного производства в зависимости от производственных или технологических особенностей:

14. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:

· как основные средства;

· как материалы.

2. Учетная политика для целей налогового учета формируется в соответствии с НК РФ.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

1. Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:

· метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

· кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения Упрощённой системы налогообложения).

2. Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

· по стоимости единицы запасов (товара);

· по средней стоимости;

· по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

· по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Метод ЛИФО с 01.01.08 г в соответствии с законодательством РФ не применяется в бухгалтерском учете, но применяется в налоговом учете.

3. Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

· линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

· нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

4. Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:

· резерв по сомнительным долгам;

· резерв по гарантийному ремонту;

· резерв по ремонту основных средств;

· резерв на оплату отпусков и вознаграждений;

· резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

5. Метод исчисления налога на добавленную стоимость:

«по отгрузке» - по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;

«по оплате» - по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.


32. Правовые основы Бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность - Это система данных, сведений об организации, ее имущественном и финансовом положении, составляемых на основе данных бух. учета по установленным формам. Представляется отчетность в государственные органы. Виды – месячная, квартальная, годовая. Квартальная – отчетность промежуточная. Срок представления отчетности – 30 дней для квартальной, 90 – для годовой по истечении соответствующего периода. Документы: более четкий термин – формы. Формы бух. отчетности установлены минфином в приказе 22.07.2003г. «О формах бух. отчетности организаций». Форма 1 – бухгалтерский баланс, характеризующий имущественное и финансовое положение на определенную дату, баланс состоит из двух частей, таблиц. Форма № 2 – отчет о прибылях и убытках. Характеризует финансовые результаты за отчетный период. Форма 3 – отчет об изменении капитала, форма 4 – отчет о движении денежных средств, форма 5 – приложения к балансу, форма 6 – отчет о целевом использовании. К документам отчетности кроме этих форм мы относим еще и пояснительную записку и аудиторское заключение. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Наши рекомендации