Исследование проблемы КОНТРАБАНДЫ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ДЕНЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В рОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ

Объект исследования: контрабанда наличных денежных средств и денежных инструментов в Российской Федерации

Результаты, полученные лично автором: представлена юридическая характеристика состава преступления и предложены рекомендации по расширенному изложению его предметной стороны

В соответствие со статьей 200.1 Уголовного Кодекса РФ, контрабанда денежных средств и денежных инструментов относится к преступлениям в сфере экономической деятельности и классифицируется как преступление небольшой тяжести. Объективная сторона характеризуется незаконным перемещением предметов преступления через таможенную границу Таможенного союза, совершенным в крупном размере. В статье 4 (п. 19) Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что незаконное перемещение через таможенную границу – это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза, совершенного в крупном размере. При этом деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышают двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к перемещению без письменного декларирования. Вместе с тем при расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.

В настоящее время допускается свободный (без обязательного письменного декларирования) ввоз и вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США. С учетом законодательного изложения понятия крупного размера можно сделать вывод о том, что уголовная ответственность будет наступать в случае перемещения без письменного декларирования суммы, превышающей в эквиваленте 30 тысяч долларов США.

Также, необходимо отметить, ввоз и вывоз денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется во всех случаях при условии обязательного таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Сама контрабанда денежных средств квалифицируется как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере. И если представление о наличных денежных средствах как предмете данного преступления является очевидным и не вызывает каких-либо вопросов, то с денежными инструментами в точности наоборот.

В условиях глобализации мировой экономики и усложнения товарно-денежных отношений, сопровождающихся постепенным отходом от использования наличных денег, в хозяйственном обороте в качестве эквивалентов активно используются денежные инструменты, к которым дорожные чеки, векселя, банковские чеки, а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. В настоящее время в правоприменительной деятельности могут возникать определенные сложности, связанные с толкованием и идентификацией денежных инструментов как предмета преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.

В этой связи, исходя из международного опыта для более эффективного применения нормы, предусматривающей ответственность за контрабанду денежных инструментов, п. 5 примечания к ст. 200.1 УК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата, в том числе сертификаты и купоны, выданные на такие ценные бумаги».

Представляется, что такая формулировка расширит круг предмета контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и повысит уровень защиты финансовой системы государства, являющейся объектом данного преступления, так как обеспечит наибольшую прозрачность валютных операций, связанных с трансграничным перемещением денежных инструментов, что усилит эффективность мер по противодействию легализации денежных средств, добытых преступным путем, и финансированию терроризма.

Материал поступил в редколлегию 25.03.2017

УДК 343.98

А.В. Евсеев

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент» к.э.н.,

К.В. Логвинов

[email protected]

Наши рекомендации