Всех ли включать в эту структуру? Условия допуска
Слушать обсуждения должны все участники НФО, а право выступления и голоса должно быть только у тех, кто подтвердил свою готовность и способность ответственно участвовать в принятии решений. Допускать тех, кто хочет поболтать, и не готов затем выполнять принятые решения – это как раз верный способ загубить всю идею. По этому поводу есть 2 варианта (которые могут применяться по отдельности либо совместно):
Вариант 1. «Совершеннолетие» или «Подвиги Геркулеса»
У Ивана Ефремова в его описании общества будущего упоминаются «подвиги Геркулеса – совершеннолетия». Это сложное задание, которое давалось каждому человеку, и выполнив которое, он обретал всю полноту гражданских прав (каких именно, не указывалось).
Мы можем использовать подобный же принцип. То есть участвовать в конструировании, занимать любые руководящие посты, распоряжаться или учитывать материальные ценности, а также делать другие дела, которые мы сочтем требующими зрелости, человек будет только после того, как выполнит одно или несколько сложных заданий.
Например, список таких заданий должен быть в открытом доступе, и у определенных людей должно быть право добавлять туда задачи.
Дело в том, что давать нечто, что не заслужено – не только не полезно, но и вредно. И не будет оценено.
Например, я сам предпочитаю свободный график работы. И своим сотрудникам тоже дал свободный график – и потерпел неудачу. Как ни странно, для большинства он противопоказан – человек начинает халявить. А вот когда человек сделал несколько заказов, получил опыт успешного результата, проявил себя ответственным – тут ему и нужен свободный график |
А также мы с этим обязательно столкнемся позже. Например, одни были с нами с самого начала, а другие пришли на всё готовое. А теперь должны вроде бы иметь одинаковые права.
Чтобы это было так, вновь пришедшие должны тоже сделать что-то полезное и сложное, вложить большие усилия, аналогично тем, кто пришел с самого начала.
И наоборот, человек, пришедший с самого начала, может тихо сидеть в углу и ничего не делать.
А еще обязательным условием «совершеннолетия» должно быть обучение, включающее, в частности, умение коммуникации, знание стратегического плана, а также прохождение курса, который мы сочтем наилучшим образом раскрывающим способности человека.
Действительно, мы же согласны с тем, что водительские права дают только тому, кто сдал экзамен?
Вариант 2. Система званий или «уровней доступа»
Человеку за определенные достижения или качества должны даваться дополнительные права.
Такая система будет дополнительно мотивировать и выступать способом положительного социального отбора.
В эту систему можно включать разные требования, в том числе – сознательности, достижений, принятых на себя обязательств, отказа от определенных привилегий, сдачи определенных экзаменов и др.
Защитный механизм. Разные уровни доступа должны присваивать разные люди. Например, первый уровень, после обучения и сдачи экзамена – отдел обучения. А какой-нибудь десятый – например, десятка третьего уровня (то есть 1000 человек). Таким образом, мы уменьшим вероятность неправомерного получения дополнительных прав. |
Вообще необходимо исключить ситуацию, чтобы человек имел членство в организации, но не имел заданий. Поэтому нужно ввести хотя бы простую разницу полномочий в зависимости от принятых на себя заданий и полученных результатов. Например, Кандидат/Новичок и Участник.
Варианты структуры десяток
Мы можем задать кое-какие параметры и ограничения изначально.
Например, какие решения принимаются полным обсуждением, какие – обсуждением представителей, какие – специалистами, а какие – руководством. Разумеется, сама структура и варианты ее использования должны быть испытаны, и это в значительной мере произойдет внутри самой системы десяток.
Возможно, нужно людей чаще перемещать по разным десяткам, либо наоборот – в постоянную? В постоянной десятке появляется хорошая коммуникация, с другой стороны – в сменных десятках увеличивается количество связей…
Возможно, нужно часть бюджета выделить десяткам? Эта идея интересна, чтобы бюджетные решения приблизить к месту их реализации, так повысится стимул для контроля бюджета участниками (одно дело – копаться в цифрах всей организации, другое дело – школы, куда ходит твой ребенок, твоего двора и т.п.).