Немного терминов и пояснений
Под словом «социальная система» здесь будем понимать не государственный строй, или что-либо подобное. А вот что:
Социальная система (здесь) – это просто группа людей и правила их взаимодействия. Например, семья, монастырь, магазин – это социальные системы. Государство – тоже социальная система. Общество – самая крупная социальная система, включающая в себя другие (в масштабе страны).
В зависимости от устройства системы, она побуждает своих участников к определенному поведению, формирует в них определенные качества и т.п. – словом, влияет на них.
Например, однодетная или многодетная семья оказывает влияние на характер ребенка. Или: повременная либо сдельная оплата труда – по-разному влияют на производительность и качество труда работника. Назовем это системными факторами.
Взгляд за рамки
Кроме самой системы есть еще кое-что. Так сказать, условия, при которых и исходя из которых эта система возникла, ее причины и причины этих причин. Назовем это рамка – это не социальный строй, не государство, а те принципы и механизмы, с помощью которых мы создаем государство, социальный строй, общественные институты и т.п.
Рамка (здесь) – это наиболее общие принципы устройства системы, а также – кто, как, когда, на каком основании решает, как и что будет устроено, какие он при этом преследует цели и какими руководствуется правилами и принципами, какую несет ответственность, с помощью каких механизмов эти решения затем реализуются, контролируются, как исправляются отклонения, и многое другое.
У слова «рамка» 2 значения – обрамление, нечто внешнее и отграничивающее объект, и 2 – предел, ограничение. Рамки переводится на английский как limits. Это как бы невидимые нами ограничения, в которых ведется наша деятельность, если мы внутри системы. Как правило, мы видим, что можно что-то изменить в системе (например, сменить социальный строй), но не берем во внимание, что можно что-то изменить в «рамке».
«Рамка» обычно находится «за кадром» нашего внимания. Она воспринимается нами, что так есть и так было и будет всегда. Очень ярко это видно на примере трех областей человеческих отношений, а именно – власти, экономики и развития человека. (А тем более – на уровне общества в целом.)
Упрощенный пример про систему, рамку и конструирование
Возьмем в качестве системы всем известный объект – предприятие, и один фактор – форму оплаты труда. Уберем из рассмотрения сторонние факторы, также влияющие на рассматриваемую ситуацию – нематериальное поощрение, коллектив, мастерство руководителя, карьерный рост, ведущие потребности работника и т.п. А рассмотрим один фактор – форму оплаты труда, как если бы он действовал один.
Вариант 1
Повременная оплата труда (или оклад, также привязанный к отработанному времени) приводит к снижению производительности труда. В самом деле – зачем делать больше, если можно делать меньше, а заплатят одинаково? Это как бы ограничение сверху.
Борются с ним путем контроля (смотрят, чтобы работник был занят). Отсюда возникает забивание рабочего дня ненужными делами, симуляция активности и т.п.
Вариант 2
Поэтому, как правило, для защиты применяют нормирование. То есть за это время работник должен сделать не меньше, чем норма. Тогда работник будет делать не больше нормы. Это как бы ограничение сверху и снизу.
Есть работы, где нормирование невозможно или затруднено (творческие профессии, узкие специалисты, которых нельзя проверить), или результат может быть разным (например, продажи: продавал-продавал, но ничего не продал).
Вариант 3
Следующий шаг в том, чтобы добавить премирование за перевыполнение, или элементы сдельной оплаты труда, или какие-либо показатели, грейды...
К слову, сдельная оплата труда приводит к снижению качества, и здесь уже необходимы иные защитные механизмы, и так далее…
Пример устройства системы
Варианты 1, 2, 3 это – варианты устройства системы.
Пример «рамки»
Заметьте, мы имеем дело с работником, который почему-то изначально не хочет работать. При этом есть человек, который готов работать круглые сутки, бесплатно, и очень старается – это владелец.
А если этого владельца куда-либо поместить работником, он стараться вдруг начинает меньше. (По условиям мысленного эксперимента пусть он не сможет себе открыть другой бизнес и не имеет возможности карьерного роста.)
Значит, есть разница между самими статусами владельца и работника, которая и влияет на их поведение. (Кстати, опираясь на эту идею, и придумали «участие в прибыли» и поощрение акциями фирмы, а также различные доплаты за конечный результат).
Вот это – наличие владельца и работника – «рамка» устройства данного предприятия.
Но не только это, а также и то, почему получилось так.
А именно: что владелец сам создал предприятие, сам нес и несет риски, если что-либо не получится, сам нашел где-то деньги… (Заметьте, если эта модель нарушена, например, бизнес подарил папа, то владелец не обязательно будет вести себя как владелец – например, не будет стараться и т.п.) Мы видим, что здесь есть не только распределение прибыли, но и распределение ответственности.
Также есть здесь и отбор людей: в самом деле, кто-то предпочтет стабильное рабство, а кто-то – свободу и власть, но с риском. (То есть или ты, или тебя. Между прочим, заметьте, как мало в рассмотренной нами «рамке» остается места для творческой самореализации в труде.)