Основы экономики в туризме, гостиничном хозяйстве и санаторно-курортном деле
Основы экономики в туризме, гостиничном хозяйстве и санаторно-курортном деле
Предмет экономики туризма
Экономика (с греч. языка) – закон в доме.
Экономика бывает:
Макро- и микроэкономика.
Макроэкономика представлена единицами микроэкономики.
1 – Экономика туризма:
1 – отрасль в целом (рекреация)
2 – отдельно взятое предприятие
Положительные факторы:
– рост доходов населения (Адам Смит говорил о необходимости отдыха).
– равномерное распределение доходов.
– стабильность национальной валюты.
Отрицательные факторы:
– стагнация экономики и экономический кризис => безработица.
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают по поводу производства, распределения туристских услуг между гос., хоз. субъектами и физич. лицами, которые регулируют государством.
2 – Значение туризма:
1 - Сфера услуг по удовлетворению потребности населения в отдыхе, развлечению и т.д. Эта услуга не может накапливаться, так как не подлежит транспортировке. Это косвенный убыток.
2 – Высокий уровень эффективности и окупаемости.
3 – Туризм может выступать как пионер хозяйственного освоения новых территорий.
4 – Он отличается высокой совместимостью с другими отраслями.
Процесс оборота денежных средств, что заставляет работать смежные предприятия. Такой эффект воздействия туризма называется эффектом мультипликатора.
ð 1 рубль, привнесенный туристом в регион дает дополнительно 7 рублей валового регионального дохода.
3 – Социальное значение туризма:
Положительные моменты развития туризма:
-восстановление психофизических ресурсов общества и человека
-более рациональное использование свободного времени
-создание рабочих мест, что повышает занятость населения
-воздействие на культуру как туриста, так и местного населения
-рост доходов предпринимателей и работников
Отрицательные моменты развития туризма:
-приобретение вредных привычек местным населением (уход от традиций, курение, пьянство)
-появление конфликтов с местным населением
-рост цен в рекреационных центрах (туристы более обеспечены, чем местные жители)
-нарушение экологической обстановки из-за большой рекреационной нагрузки
4 –Туристская услуга:
Согласно ГОСТ «Р50646-94»
Услуга – результат взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Туристская услуга согласно ГОСТ РИСО 9000 – 2001 имеет следующие черты – неосязаемость. Неразрывность производства. Изменчивость качества. Не имеет свойство хранения. Комплекс тур. услуг формирует тур. продукт.
Турпродукт – это совокупность вещественных или невещественных потребностей стоимостей необходимых для удовлетворения потребности туристов, возникающих в период его тур. поездки и вызванных ею.
Особенности турпродукта – комплекс товаров и услуг.
Спрос на турпродукт – эластичен к уровню доходов и ценам на него.
-Турист не видит турпродукт до путешествия.
- Турист преодолевает расстояние.
-Предложение турпродукта – негибкое производство.
-Турпродукт создается многими предприятиями.
Оценка качества предоставленного тур продукта характеризуется высокой субъективностью из-за итого, что «мелочь» имеет большое значение.
В итоге можно сказать, что тур продукт – это экономическое благо, кот. Приобретается потребителями.
Экономические блага могут быть: оплачиваемыми (транспорт, размещение, питание и т. д.)
Существует ряд благ, которые приобретает турист за которые он не платит деньги, но ради которых он посещает свободные ресурсы (море, климат, ландшафт, минеральные источники).
Туристский ваучер
Тур продукт может быть оформлен в виде тур пакета.
Тур пакет меньше или равен тур продукту.
Турпакет – это часть турпродукта.
Турпакет – транспорт, услуги размещения, трансфер.
После заключения Шенгенской конвенции в 1995 году вопрос унификаций требований к турпродукту стал наиболее актуален.
Только полное согласование позиций туроператора, турагента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Такое согласование обеспечивается на контрактной основе в форме ваучера. В специальной директиве Евросоюза от 15 июня 1991 года по package tours приводятся следующие обязательные элементы:
-страна, город, центр куда направляются туристы
- средства транспорта
-условия размещения (расположение отеля, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость размещения)
-условия питания
-даты начала и завершения тура
-программа пребывания с разбивкой по дням с указанием экскурсий и других мероприятий
-паспортно-визовые формальности
-медицинская страховка
-минимально допустимое число участников тура
-предельно допустимые даты аннуляции тура
-комплексная цена тура
-компенсация за несоблюдение программы, сроков и условия пребывания туристов, а также названия и реквизиты
Структура турпродукта
Современный турпродукт – это совокупность различных элементов. То, что привлекает потребителя в данный турцентр. Привлечь могут природные ресурсы и антропогенные (исторические, архитектурные, спортивные, культурные и другие) ресурсы.
Должны присутствовать условия по размещению, удовлетворению потребностей в спорте, питании и других услуг. Необходимое наличие зданий и сооружений определенной направленности, средств движения.
Первичная единица турпродуктов является тур, который реализуется как единое целое по определенному маршруту и в определенное время. Все услуги, которые включают и которые формируют тур можно разделить на 3 группы:
1 – индивидуальные
2 – индивидуальные и групповые
3 – пакетные (ваучер)
Помимо тех услуг, которые указаны в туре, турист может пользоваться дополнительным набором услуг.
Кроме нематериальных продуктов существенную часть расходов составляют товары, приобретаемые в турцентре (сувениры и т.д.).
В Европе стоимость турпродукта формируется:
Стоимость тура – 30%
Дополнительные услуги – 40%
Стоимость товаров – 30%
Снижение стоимости тура ведет к росту числа туристов.
6 – Туристский рынок –
это механизм распространения тур продукта между производствами и потребителями на основе спроса и предложения. Туррынок как часть рынка услуг сложный, так как тур услуга как товар распределяется к потребителю через посредников. Он выполняет функцию реализации потребительской стоимости, которая заключается в тур продукте.
Туррынку присущи следующие особенности:
1- покупатель и продавец не контактируют напрямую
2- существенный разрыв во времени между приобретением и потреблением услуги
3- сезонные колебания
Емкость тур рынка – это способность реализовать определенный объем тур продукта при существующих ценах.
Туристское предприятие
- это самостоятельно хозяйствующий субъект, который своим количеством производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги туристам.
Задача – удовлетворение потребностей туристов
Функции:
1- организационная (соединение всех ресурсов и их организации для достижения цели и создания предприятия)
2- маркетинговая функция
3- производственная
4- закупочно-продажная (снабженческо-бытовая)
5- финансовая
Организационно-правовые формы турбизнеса:
Хозяйственное товарищество, которое создается на основании учредительного договора. Особенность – полная собственность. Чаще всего такое товарищество создается в пределах семейного бизнеса.
Существуют 2 формы:
1- полное товарищество
2- коммандитное товарищество (собственность других лиц)
Самая распространенная форма – хозяйственное общество (75% всех предприятий).
В отличие от хозяйственного товарищества они представляют объединение капиталов, а не лиц:
1- ООО (общество с ограниченной ответственностью – участники общества формируют положения деятельности общества в Уставе предприятия (уставный капитал- 10000 рублей). Высший орган – собрание учредителей.
2- Общество с дополнительной ответственностью – несут ответственность в размере пропорционально сумме внесенных вкладов.
3- АО (акционерное общество) – организация, уставной капитал которой разделен на акции, каждая из которых подтверждает долю участия и влияния акционеров. Уставный капитал – 100 000 рублей.
- обыкновенные акции
- привилегированные акции
Высший орган – общее собрание акционеров.
Между общими собраниями назначается исполнительный орган – собрание директоров, который выбирает директора предприятия.
Закрытая форма
Открытая форма
4 - ЗАО (при количестве акционеров до 50 единиц). Акции распространяются среди акционеров. Реестр может вести предприятие.
5 – ОАО (более 50 акционеров). Акции могут вращаться на фондовом рынке.
Кроме капитала, собранного из вкладов акционера, ОАО может привлекать внешние источники финансирования за счет выпуска облигаций (строго фиксированный доход). При ликвидации предприятия гасится ранее, чем акции.
Другие организационно-правовые формы:
Производственный кооператив – количество членов должно быть более 5 человек, независимо от суммы пая один человек приравнивается к 1 голосу.
Прибыль распределяется исходя от доли члена в имуществе, коэффициента трудового участия.
Кроме этого существуют унитарные предприятия, которые создаются по решению органов исполнительной власти региона или муниципального образования. Имущество формируется за счет передачи собственности соответствующего комитета.
- унитарные предприятия (уставной капитал 1000 руб.) Исполнительный орган – директор – по решению исполнительных органов власти.
- казенные предприятия – по решению правительства РФ. Госсобственность передается в доверительное управление.
- народное предприятие – не может быть образовано из унитарного или казенного предприятия, если 51% акций находится в руках тех акционеров, которые не желают преобразования. Доля каждого участника не должна превышать минимальные размеры оплаты труда. Они не должны быть сотрудниками данного предприятия.
Существуют предприятия без образования юридическими лицами (простое товарищество – 2 или более лиц, которые обязаны соединить свои вклады и действовать совместно).
Участники - индивидуальные частные предприниматели.
Вышеуказанные предприятия могут создавать филиалы и представительства.
Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения или осуществляет все его функции.
Представительство – представляет интересы юридического лица и защищает их.
Существование иностранного капитала – совместное предприятие с долевым участием иностранных инвестиций:
1- с долевым участием
2- полностью принадлежащим иностранным лицам
3- филиалы и представительство иностранных лиц.
Анализ ликвидности
Для оценки ликвидности используют следующие показатели:
> коэффициент общей ликвидности (Кол)
K(ол) =________________ ТА_________________
ТП-ДохБудПер-ФПотр-РПРП
Доходы будущих периодов (ДохБудПер), фонды потребления (Фпотр) и резервы предстоящих расходов и платежей (РПРП) вычитаются из состава текущих пассивов, так как по своему существу не являются обязательствами, подлежащими погашению.
> коэффициент абсолютной (мгновенной) ликвидности (Кал)
отражает способность предприятия выполнять краткосрочные обя
зательства за счет свободных денежных средств (ДС) и краткос
рочных финансовых вложений (КФВ).
K(ал) =_________ ДС + КФВ__________
ТП-ДохБудПер-ФПотр-РПРП
коэффициент промежуточной ликвидности (Кпл) харак
теризует способность предприятия выполнять краткосрочные обя
зательства за счет более ликвидной части текущих активов. При
расчете данного показателя основным вопросом является разде
ление текущих активов на ликвидную и трудноликвидную части.
Этот вопрос в каждом конкретном случае требует отдельного ис
следования, так как к ликвидной части активов безоговорочно
можно отнести лишь денежные средства. В классическом вариан
те расчетов коэффициента промежуточной ликвидности под наи
более ликвидной частью текущих активов понимаются денежные
средства, краткосрочные финансовые вложения, непросроченная
дебиторская задолженность (счета к получению) (ДЗ) и готовая
продукция на складе (ГотПр).
K(пл) = ДС + КФВ + ДЗ + ГотПр
ТП- ДохБудПер - ФПотр – РПРП
6. Анализ финансовой устойчивости
Финансовая устойчивость - это характеристика финансового состояния определяющая степень зависимости фирмы от внешних источников финансирования.
Для анализа финансовой устойчивости используются следующие показатели
Коэффициент общей платежеспособности (Коп), определяющий долю собственного капитала в имуществе фирмы.
К общей платежеспособности СК
ВБ
Коэффициент автономии (Кавт), соизмеряющий собственный и заемный капитал.
СК
К автономии = —
ЗК
Коэффициент маневренности (Км) показывает, какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную (мобильную) часть активов.
Коэффициент маневренности = СК - ПА+ ДО = ЧОК
СК СК
Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала.
Доля собственных источников
финансирования тек. активов = ЧОК
СК
где ДО - долгосрочные обязательства предприятия в денежном выражении (ден. выр.).
Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций (Коди) определяет степень покрытия постоянных активов (ПА) инвестированным капиталом (ИК). Коэффициент не должен быть меньше 1.
K(ОДИ) = ИК
ПА
Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования (Коз) характеризует степень покрытия запасов (Зап) и затрат (незавершенного производства (НезПр) и авансов поставщикам (АвПост)) собственными источниками финансирования.
Коэффициент обеспеченности запасов = ЧОК ____________________
Зап + НезПр + АвПост
Коэффициент иммобилизации характеризует соотношение постоянных и текущих активов. Данный показатель отражает, как правило, отраслевую специфику фирмы. В турбизнесе он различается по направлению работы для турагентов, туроператоров, средств размещения.
К иммобилизации = ПА
ТА
Коэффициент самофинансирования показывает, какая часть чистой прибыли (477) предприятия направлена на его развитие, т.е. на увеличение дополнительного капитала предприятия (ЩК).
К самофинансирования = ∆ДК
ЧП
Расчетные взаимоотношения организации с поставщиками и покупателями характеризует соотношение величин дебиторской (ДЗ) и кредиторской задолженностей (КЗ) - соотношение выписанных и полученных счетов.
К соотношения выписанных и полученных счетов = ДЗ
КЗ
Для оценки финансовой устойчивости можно также использовать показатель вероятности банкротства Е.Альтмана (Z-показатель), рассчитываемый по следующей, адаптированной к российской терминологии, формуле:
ТА ДК ПОД УК ВР
Z= — x l,2 + — x l,4 + — x 3,3 + — x 0,6 + — ,
ВБ ВБ ВБ ВБ ВБ
где ПОД- прибыль от основной деятельности, ден. выр.;
ВР - выручка от реализации, ден. выр.
Анализ прибыльности
Прибыльность переменных затрат (Пперем_з), которая показывает, насколько изменится прибыль от основной деятельности (ПОД) при изменении переменных затрат (ПеремЗ) на 1 рубль.
П перемз = ПОД
ПеремЗ
Прибыльность постоянных затрат (Ппост_з) иллюстрирует степень отдаления предприятия от точки безубыточности.
П пост_з = ПОД
ПостЗ
Прибыльность всех затрат (Пз) показывает, сколько прибыли от основной деятельности (ПОД приходится на 1 рубль текущих затрат.
ПОД
Ппр= ——————————
ПеремЗ + ПостЗ
Прибыльность продаж по основной деятельности (Ппр) показывает долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации (ВР) (без НДС).
ПОД
Ппр= ————
ВР
Торговая наценка (ТН) рассчитывается как отношение валового дохода, полученного от реализации товаров (общая сумма наценки на товары), к покупной стоимости товаров.
ТН = ВР-СБрелП ,
СБреалП
где ВР - выручка от реализации товаров;
СБреалП- покупная стоимость реализованных товаров (себестоимость реализованной продукций).
Показатель рассчитывается в процентах.
Коммерческая маржа (КМ) показывает долю валового дохода (общая сумма наценки на товары) в товарообороте предприятия.
КМ = ВР-СБрелП
ВР
Прибыльность затрат балансовая (Пзб)
БП
Пзб = —————————
ПеремЗ + ПостЗ
Прибыльность затрат чистая (Пзч)
ЧП
Пзч = ————————
ПеремЗ + ПостЗ
Прибыльность всех продаж (Пвп)
ЧП
П всех продаж = —————————
ВР + Прочие Доходы
где ВР - выручка от реализации, ден. выр.;
Прочие Доходы - общая величина прочих доходов за данный интервал планирования (из модифицированного отчета о прибылях и убытках (табл. 9.5)).
Коэффициент, соизмеряющий величины маржинальной при
были и выручки от реализации, носит название ценового коэффи
циента (ЦК).
МаржПрВР - ПеремЗ ПеремЗ
ЦК= ————— = —————— = 1 - ———
ВР ВР ВР
где МаржПр- маржинальная прибыль.
Суть преобразований - представление общей величины переменных затрат (ПеремЗ) и выручки от реализации (ВР) как произведение объема реализации продукции и, соответственно, удельных переменных затрат на реализованную продукцию и цены на единицу продукции.
Vпр-ва X ПеремЗ(ед)ПеремЗ
ЦК= 1 - —————————— = 1 - ——————
Vпр-ва X Ц(ед)Ц(ед)
где Vnp-ea - объем производства продукции в натуральном из
мерении;
ПеремЗ'(ед) - переменные затраты на единицу реализованной продукции (удельные переменные затраты), ден. выр.;
Ц(ед) - цена на единицу реализованной продукции, ден. выр.
МаржПр
Производственный рычаг = ——————————
ПОД
где МаржПр - маржинальная прибыль, ден. выр.;
ПОД- прибыль от основной деятельности, ден. выр.
Одной из важных составляющих оценки прибыльности деятельности является анализ безубыточности. При проведении анализа безубыточности решаются три основные задачи:
1. Определение точки безубыточности - минимального объема, при котором предприятие (организация) остается безубыточной.
2 - Определение «запаса прочности» предприятия с точки зрения прибыльности - степени удаленности реального состояния предприятия от точки безубыточности.
3- Выявление и оценка причин, повлиявших на изменение «запаса прочности» предприятия (организации).
При неотрицательных величинах маржинальной прибыли для расчета точки убыточности (в денежном выражении) может быть использована следующая формула:
Если ВР – ПеремЗ>0.
ВР Пост3
Производственный рычаг = ——————————
МаржПр
где Тбез - точка безубыточности в денежном выражении;
ВР - выручка от реализации продукции, ден. выр.;
ПостЗ - величина постоянных затрат, ден. выр;
МаржПр - маржинальная прибыль, ден. выр.
В случае, когда величина маржинальной прибыли отрицательна, величина точки безубыточности определяется как сумма постоянных и переменных затрат данного периода.
если ВР-ПеремЗ<0
Тбез=ПеремЗ+ПостЗ
Абсолютное отклонение от точки безубыточности в денежном выражений АбсОтклонение рассчитывается по следующей формуле:
АбсОтклонение=ВР-Тбез
«Запас прочности» определяется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации продукции (работ, услуг).
АбсОтклонение
«Запас прочности» = ——————————
ВР
где ЗапасПрочности - запас прочности, проценты.
Для того чтобы наглядно представить взаимосвязь «запаса прочности» с перечисленными параметрами перепишем выражение (9.33) следующим образом:
АбсОтклонение ВР –Тбез Тбез
«Запас прочности» = —————————— =————— = 1 -——— =
ВР ВР ВР
ПостЗ ВР
= 1 - ———— x ——————
ВР МаржПр
ВР
Отношение ( ——————) представляет собой инее что иное, как единицу,
МаржПр
деленную на ценовой коэффициент.
ПостЗ ВР ПостЗ 1
«Запас прочности» = 1 - —————— x————— = 1 -——— x ——
ВР МаржПр ВР ЦК
Анализ оборачиваемости
Оборачиваемость активов (Оа) показывает, сколько раз за период «обернулся» рассматриваемый вид актива (А).
ВР
Оа = ———— ,
Аср
Анп + Акп
где Аср = ———— ,
2
Анп и Акп - значение актива на начало и конец периода, ден. выр.
Период оборота того или иного актива (ПОа) показывает, какова продолжительность одного оборота актива в днях (срок «без-
действия»).
Аср
ПОа = ———— ,
ВР за день
В частности, период оборота запасов (ПОзап) рассчитывается по формуле:
ЗАПср
ПОзап = —————————
ПостЗ + ПерЗ
———————— ,
ПИП
где ЗАПср - средний объем запасов за анализируемый период, ден. выр.;
ПИП - продолжительность интервала планирования (продолжительность анализируемого периода) в днях.
С учетом сказанного выше, формула для расчета периода оборота запасов преобразуется следующим образом:
П0зап =___________________ ЗАПср________________
(ПостЗ + ПерЗ) - Ам - ЗарПл - Э - КоммРасх
ПИП
где Ам - начисленная за период величина амортизационных отчислении основных средств и нематериальных активов, ден. выр.;
ЗарПл - начисленная за период величина зарплаты работникам, ден. выр.;
Э - затраты на электроэнергию за данный период, ден. выр.;
КоммРасх — величина коммерческих расходов данного периода, ден. выр.
П0тп = Пассив ср
Вр за день
где Пассив ср - средняя величина того или иного элемента текущих пассивов, ден. выр.
Период оборота кредиторской задолженности (ПОкредз) определяется по формуле:
П0кред_з =_________________ ПредъявлСчета ср______
(ПостЗ + ПерЗ) - Ам - ЗарПл
ПИП
где ПредъявлСчета ср — средняя величина кредиторской задолженности, ден. выр.
Анализ рентабельности
Рентабельность всего капитала (Ро):
ЧП + Проц x (1 – СтНПр)
Ро = ————————————— ,
ВБ
где СтНПр - ставка налоги на прибыль;
ВБ - валюта баланса;
ЧП - величина чистой прибыли;
Проц - выплаченные проценты по кредитам и пени по просроченной задолженности за исследуемый период.
Рентабельность собственного капитала (Рек):
ЧП
Рск = ———— ,
СК
Рентабельность акционерного капитала (Рак).
ЧП
Рак = ———— ,
АК
где АК— величина акционерного капитала.
Финансовым рычагом (ФР) называется соотношение заемного и собственного капиталов, рассчитываемое по формуле:
ЗК
ФР = ————
СК
Средняя процентная ставка (СПС) рассчитывается по следующей формуле:
Проц x (1 – СтНПр)
СПС = ——————————
ЗК
Взаимосвязь перечисленных выше показателей описывается следующей формулой:
ЗК
Рск = Ро + (Ро – СПС) x ————
СК
Основы экономики в туризме, гостиничном хозяйстве и санаторно-курортном деле
Предмет экономики туризма
Экономика (с греч. языка) – закон в доме.
Экономика бывает:
Макро- и микроэкономика.
Макроэкономика представлена единицами микроэкономики.
1 – Экономика туризма:
1 – отрасль в целом (рекреация)
2 – отдельно взятое предприятие
Положительные факторы:
– рост доходов населения (Адам Смит говорил о необходимости отдыха).
– равномерное распределение доходов.
– стабильность национальной валюты.
Отрицательные факторы:
– стагнация экономики и экономический кризис => безработица.
Предметом экономики туризма являются экономические отношения, которые возникают по поводу производства, распределения туристских услуг между гос., хоз. субъектами и физич. лицами, которые регулируют государством.
2 – Значение туризма:
1 - Сфера услуг по удовлетворению потребности населения в отдыхе, развлечению и т.д. Эта услуга не может накапливаться, так как не подлежит транспортировке. Это косвенный убыток.
2 – Высокий уровень эффективности и окупаемости.
3 – Туризм может выступать как пионер хозяйственного освоения новых территорий.
4 – Он отличается высокой совместимостью с другими отраслями.
Процесс оборота денежных средств, что заставляет работать смежные предприятия. Такой эффект воздействия туризма называется эффектом мультипликатора.
ð 1 рубль, привнесенный туристом в регион дает дополнительно 7 рублей валового регионального дохода.
3 – Социальное значение туризма:
Положительные моменты развития туризма:
-восстановление психофизических ресурсов общества и человека
-более рациональное использование свободного времени
-создание рабочих мест, что повышает занятость населения
-воздействие на культуру как туриста, так и местного населения
-рост доходов предпринимателей и работников
Отрицательные моменты развития туризма:
-приобретение вредных привычек местным населением (уход от традиций, курение, пьянство)
-появление конфликтов с местным населением
-рост цен в рекреационных центрах (туристы более обеспечены, чем местные жители)
-нарушение экологической обстановки из-за большой рекреационной нагрузки
4 –Туристская услуга:
Согласно ГОСТ «Р50646-94»
Услуга – результат взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Туристская услуга согласно ГОСТ РИСО 9000 – 2001 имеет следующие черты – неосязаемость. Неразрывность производства. Изменчивость качества. Не имеет свойство хранения. Комплекс тур. услуг формирует тур. продукт.
Турпродукт – это совокупность вещественных или невещественных потребностей стоимостей необходимых для удовлетворения потребности туристов, возникающих в период его тур. поездки и вызванных ею.
Особенности турпродукта – комплекс товаров и услуг.
Спрос на турпродукт – эластичен к уровню доходов и ценам на него.
-Турист не видит турпродукт до путешествия.
- Турист преодолевает расстояние.
-Предложение турпродукта – негибкое производство.
-Турпродукт создается многими предприятиями.
Оценка качества предоставленного тур продукта характеризуется высокой субъективностью из-за итого, что «мелочь» имеет большое значение.
В итоге можно сказать, что тур продукт – это экономическое благо, кот. Приобретается потребителями.
Экономические блага могут быть: оплачиваемыми (транспорт, размещение, питание и т. д.)
Существует ряд благ, которые приобретает турист за которые он не платит деньги, но ради которых он посещает свободные ресурсы (море, климат, ландшафт, минеральные источники).
Туристский ваучер
Тур продукт может быть оформлен в виде тур пакета.
Тур пакет меньше или равен тур продукту.
Турпакет – это часть турпродукта.
Турпакет – транспорт, услуги размещения, трансфер.
После заключения Шенгенской конвенции в 1995 году вопрос унификаций требований к турпродукту стал наиболее актуален.
Только полное согласование позиций туроператора, турагента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Такое согласование обеспечивается на контрактной основе в форме ваучера. В специальной директиве Евросоюза от 15 июня 1991 года по package tours приводятся следующие обязательные элементы:
-страна, город, центр куда направляются туристы
- средства транспорта
-условия размещения (расположение отеля, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость размещения)
-условия питания
-даты начала и завершения тура
-программа пребывания с разбивкой по дням с указанием экскурсий и других мероприятий
-паспортно-визовые формальности
-медицинская страховка
-минимально допустимое число участников тура
-предельно допустимые даты аннуляции тура
-комплексная цена тура
-компенсация за несоблюдение программы, сроков и условия пребывания туристов, а также названия и реквизиты
Структура турпродукта
Современный турпродукт – это совокупность различных элементов. То, что привлекает потребителя в данный турцентр. Привлечь могут природные ресурсы и антропогенные (исторические, архитектурные, спортивные, культурные и другие) ресурсы.
Должны присутствовать условия по размещению, удовлетворению потребностей в спорте, питании и других услуг. Необходимое наличие зданий и сооружений определенной направленности, средств движения.
Первичная единица турпродуктов является тур, который реализуется как единое целое по определенному маршруту и в определенное время. Все услуги, которые включают и которые формируют тур можно разделить на 3 группы:
1 – индивидуальные
2 – индивидуальные и групповые
3 – пакетные (ваучер)
Помимо тех услуг, которые указаны в туре, турист может пользоваться дополнительным набором услуг.
Кроме нематериальных продуктов существенную часть расходов составляют товары, приобретаемые в турцентре (сувениры и т.д.).
В Европе стоимость турпродукта формируется:
Стоимость тура – 30%
Дополнительные услуги – 40%
Стоимость товаров – 30%
Снижение стоимости тура ведет к росту числа туристов.
6 – Туристский рынок –
это механизм распространения тур продукта между производствами и потребителями на основе спроса и предложения. Туррынок как часть рынка услуг сложный, так как тур услуга как товар распределяется к потребителю через посредников. Он выполняет функцию реализации потребительской стоимости, которая заключается в тур продукте.
Туррынку присущи следующие особенности:
1- покупатель и продавец не контактируют напрямую
2- существенный разрыв во времени между приобретением и потреблением услуги
3- сезонные колебания
Емкость тур рынка – это способность реализовать определенный объем тур продукта при существующих ценах.