Характеристика деловых сетей
Теперь более подробно остановимся на характеристиках деловых сетей — ключевой форме деловых связей. Они различаются своей конфигурацией, которая может быть описана набором операциональных параметров. К таким параметрам, позволяющим дифференцировать и классифицировать разные сети, следует отнести:
· плотность сети,
· степень централизации сети,
· гомогенность (однородность) сети,
· силу деловых связей,
· тесноту связей,
· замкнутость связей,
· устойчивость связей.
Кратко определим эти параметры. Плотность сети (density) — наиболее простой показатель, измеряемый числом агентов сети и соответствующим количеством связей между ними. Более плотной считается сеть, в которой число взаимосвязанных агентов больше.
Другим важным показателем является степень централизации сети (network centrality). Она определяется тем, в какой мере связи агентов данной сети кластеризуются вокруг единого центра (или нескольких центров), в качестве которого могут выступать ведущие предприятия или бизнесы (например промышленный гигант или крупный банк). Центральное расположение того или иного агента является одним из важных индикаторов его властных позиций в данном организационном поле. Оно означает, что потоки материальных и информационных ресурсов идут через данного агента, который имеет преимущества в управлении такими потоками. С этой точки зрения сеть делится на следующие сегменты:
· центр сети, включающий ключевые узлы связей (nodes);
· полупериферию сети, включающую вторичные узлы связей;
· периферию сети, охватывающую отдельных агентов, располагающихся на ее границах.
Особым свойством сети является степень ее гомогенности (homogeneity), или однородности. Так, сеть может состоять из однотипных агентов (например производителей и продавцов какого-то одного продукта или нескольких сопряженных продуктов). Но она может включать разные типы организаций — продавцов и покупателей, инвесторов и инфраструктурные агентства. В сети могут входить также представители органов государственной власти и силовых структур, которые призваны, в терминах М. Вебера, «утверждать формальный порядок».
Далее, теснота деловых связей понимается как их интенсивность и измеряется количеством контактов или сделок, совершенных с одними и теми же партнерами в течение определенного периода времени. Одно дело, если такие контакты или сделки совершаются, скажем, раз в полгода; другое дело, если это происходит несколько раз в месяц или в неделю. В отличие от плотности сети, которая фиксирует число самих ее агентов, этот параметр указывает наличие или отсутствие среди них постоянных партнеров.
Если теснота связей характеризует количественную сторону взаимоотношений между агентами сети, то сила деловых связей касается скорее качественной стороны. Она определяется структурной близостью между участниками рынка в организационном поле. Так, участники могут иметь между собой постоянные контакты, но особенно от них не зависеть. Иначе говоря, связь может быть сколь угодно тесной, но при этом слабой (weak tie) — агенты могут легко ее разорвать ради установления другой связи. А сильной связью (strong tie) следует считать связь между близкими организациями, ресурсная зависимость (resource dependence) между которыми велика и не может быть с легкостью разорвана (даже если число сделок между ними ограничено)[79]. Убери эту опорную связь, и данный узел сети (или ее целая фракция) провалится, нарушатся нормальные потоки ресурсов.
Еще один параметр — устойчивость сети — зависит от длительности деловых контактов с контрагентами и воспроизводства всей сетевой конфигурации во времени. Чем чаще происходят изменения в составе участников рынка, перемещения отдельных связей и узловых сплетений, тем неустойчивее и гибче становятся сетевые структуры.
Сети могут также обладать разной степенью замкнутости (closed network) Они считаются открытыми (разомкнутыми) и закрытыми (замкнутыми) в зависимости от того, насколько сводимы друг к другу образующие их контакты[80]. Эта сводимость (редуцируемость) контактов выводит нас на важную характеристику сетевой конфигурации, характеризуемой понятием структурной автономии (structural autonomy). Ее суть заключается в том, чтобы максимизировать число структурных пустот на стороне контрагентов (оказываясь субъектом манипуляции) и минимизировать число структурных пустот на своей стороне (чтобы не оказаться объектом манипуляции)[81]. Причем такое позиционирование с точки зрения структурной автономии оказывается даже более важным, чем просто занятие центральной позиции в сети.
Добавим еще пару характеристик сетевых структур. Позиции участников рынка могут обладать разной степенью структурного подобия и структурной эквивалентности. Что такое структурное подобие? Это ситуация, при которой сравниваемые участники рынка связаны с одними и теми же типами контрагентов, т.е. имеют сходную структуру связей (связаны ли они между собой, в данном случае не важно). Эта ситуация не столь редкая, скажем, для конкурирующих производителей одного и того же продукта: у каждого свои поставщики и дистрибуторы, но типовой состав партнеров фактически не различается.
В свою очередь, структурная эквивалентность (structural equivalence) — это разновидность структурного подобия, при котором участники рынка связаны с теми же самыми партнерами, т.е. структура их связей не только сходна, но и попросту одинакова.
Итак, случайные связи между автономными участниками рынка являются крайней формой рыночных связей. Их значительная часть имеет более устойчивый, структурный характер. Структурные элементы рынка включают в себя хозяйственные ресурсы, представленные разными формами капитала, организационные структуры в виде предприятий и бизнесов, а также деловые связи между ними, включающие прежде всего стратегические альянсы и деловые сети (см. рис. 4.3).
Резюме
В заключение необходимо еще раз подчеркнуть особое значение трех структурных элементов — бизнеса, стратегического альянса и деловых сетей, — занимающих промежуточное положение между максимально гибкими случайными связями участников рынка и от-
носительно жесткой административной иерархией[82](см. рис. 4.4). Сведение рыночных трансакций к случайным связям, а самих участников рынка к юридическим лицам существенно обедняет анализ, поскольку упускаются из виду мощные структурные пласты, пронизывающие все пространство рынка.
Устойчивые Неустойчивые
связи связи
Я---------------------------------------------------------------------------------------а
Рис. 4.4.Формы связи хозяйственных агентов
Структурные элементы рынка, в свою очередь, тесно связаны с институциональными элементами. Хозяйственные ресурсы, или формы капитала, предполагают права собственности — особые формы доступа к этим ресурсам. Построение организационных структур включает в себя реализацию тех или иных управленческих схем —принципов, на которых строится организационный порядок. Наконец, установление устойчивых деловых связей между самостоятельными хозяйственными агентами реализуются через определенные правила обмена.
К более подробной характеристике основных институтов рынка мы и переходим.
Глава 5
ИНСТИТУТЫ РЫНКА
Невозможно понять, как работают рыночные структуры, не раскрыв содержание понятия «институты». Мы уже определяли их как правила поведения и способы их поддержания и говорили о том, что институты одновременно ограничивают и стимулируют повседневные действия хозяйственных агентов. Необходимо, однако, пояснить вторую часть определения институтов, связанную с поддержанием правил, или понуждением к их исполнению (enforcement of rules). Мы считаем неточной трактовку институтов как правил поведения и субъектов (инстанций), ответственных за их соблюдение[83]. Здесь происходит, увы, нередкое смешение институтов и структур рынка. Наша позиция состоит в том, что необходимо более последовательное определение институтов как совокупности правил. При этом, однако, следует учесть, что эти правила неоднородны и включают две взаимосвязанные группы. Первую группу образуют правила, регулирующие действия участников рынка. Мы назовем их правилами игры. Правила, входящие во вторую группу, регламентируют поведение структур, которые контролируют соблюдение правил первого рода. Это своего рода правила поддержания правил, которые будут называться нами правилами контроля[84].
Таким образом, мы вышли на весьма принципиальный момент с точки зрения последующего изложения: институты — это не смесь правил и структур, а совокупность правил игры и правил контроля.