Раздел «совершенная конкуренция»
1.Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат от выпуска продукции представлена в таблице:
Выпуск продукции в единицу времени, шт. | Общие затраты, руб. |
Если цена товара 15 руб., какой объем производства выберет предприятие? Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы предприятие прекратило производство данного товара?
2.Известно, что рынок бензина в стране Х находится в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается уравнением: Qд = 200 - 20Р, где Qд – количество покупаемого бензина, тыс. галлонов;
Р – цена 1 галлона бензина, долл. Средние издержки типичной бензоколонки равняются следующему выражению: АСi = 5+(дi - 5)2. Какое число бензоколонок действует в отрасли в долгосрочной перспективе?
3.В таблице приведены данные об объемах спроса на товар Х потребителей А, Б, В. Построить графики индивидуальных и рыночных спросов на товар Х.
Р – цена товара | Q – спрос А | Q- спрос Б | Q – спрос В |
4.Предприятие работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек предприятия от объема производства продукции и цены изделий представлена в таблице. Каков оптимальный вариант производства изделий?
Выпуск в единицу времени, шт. | Общие издержки, руб. | Цена изделий, руб. | ||
5.Почему равенство предельного дохода и предельных издержек является существенным для максимизации прибыли во всех рыночных структурах? Почему цена может быть заменена на предельный доход в правиле MR=MC, когда предприятие находится в условиях совершенной конкуренции?
6.Функция общих затрат предприятия имеет вид: ТС = 100Q – 2Q2 + 0.04Q3. Определить величину предельных затрат предприятия при Q = 12 единиц.
7.На следующие вопросы нужно ответить «да» или «нет» и пояснить свой ответ.
При общем равновесии в условиях совершенной конкуренции:
а) для каждого потребителя предельная полезность каждого потребленного блага равна цене этого блага;
б) для каждого потребителя предельные полезности всех потребляемых благ пропорциональны предельным издержкам производства этих благ;
в) предельный продукт каждого ресурса равен цене этого ресурса;
г) денежное выражение предельного продукта равно цене продукта, в производстве которого используется данный ресурс;
д) отношение общих издержек производства каждого продукта к его цене равно предельной полезности продукта.
8.Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих затрат предприятия (ТС) от выпуска продукции (Q) представлена в таблице:
Выпуск продукции, Q, шт. | Общие затраты, ТС, руб. | VC | AVC | MC | TR | П |
Заполните таблицу и определите оптимальный объем производства, либо минимизирующий убытки, либо максимизирующий прибыль при цене продукции 5 руб.
9.Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих затрат в коротком периоде представлена в таблице:
Выпуск продукции в единицу времени, шт. | Общие затраты, руб. |
В отрасли занято 1000 одинаковых предприятий. Кривая рыночного спроса представлена в таблице:
Цена, руб. | Объем спроса |
Определите:
а) какова равновесная цена?
б) каков выпуск каждого предприятия?
в) в длительном периоде будут ли предприятия переходить в данную отрасль или уходить из нее?
Тесты по теме для самостоятельного изучения.
Выберите правильный ответ:
1.Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) товары, выпускаемые большим количеством предприятий, стандартизированы;
б) отсутствуют входные барьеры на рынок;
в) доступность информации о рынке;
г) все ответы верны.
2.Конкуренция – это:
а) экономическое соревнование между гражданами, предприятиями и странами, направленное на то, чтобы получить в свое распоряжение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды;
б) соперничество между различными производителями (потребителями) на рынке за наиболее выгодные условия производства и реализации (потребления) товаров;
в) условия, которые преобладают на рынке, где соперничающие контрагенты (продавцы между собой, продавцы и покупатели, покупатели между собой) стремятся увеличить свою прибыль за счет друг друга;
г) вид соперничества между товаропроизводителями за лучшие, более выгодные условия производства и реализации товаров.
3.Цена предложения – это:
а) максимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара;
б) минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара;
в) минимальная цена, по которой продавцы продают на рынке свои товары;
г) средняя арифметическая из максимальной и минимальной цены сделки.
4.При любой цене на свободном рынке объем продаж:
а) определяется правительством;
б) равен сумме объемов спроса и предложения;
в) равен разнице между объемами спроса и предложения;
г) равен большему из двух (избыточные спрос и предложение).
5.Какой из этих признаков свидетельствует об отсутствии конкуренции в отрасли:
а) уровень прибыли ниже нормального для данной экономики;
б) неспособность фирм данной отрасли к расширению производства;
в) невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль;
г) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в среднем по стране.
6.Что из ниже перечисленного не является условием совершенной конкуренции:
а) свобода входа на рынок;
б) свобода выхода с рынка;
в) диверсификация производства;
г) большое число продавцов и покупателей.
7.Конкурентный рыночный механизм – это способ:
а) согласования решений потребителей, производителей и владельцев факторов производства;
б) синхронизация этих решений;
в) согласования этих решений;
г) ни синхронизации, ни согласования этих решений.
8.Для какого рынка скорее всего будет характерна ситуация совершенной конкуренции:
а) для рынка зерна;
б) рынка легковых автомобилей;
в) рынка услуг преподавателей;
г) рынка карандашей.
9.Условие максимизации прибыли для конкурентного предприятия – это равенство:
а) валового дохода и валовых издержек;
б) среднего дохода, средних издержек и цены;
в) предельного дохода и предельных издержек;
г) предельного дохода, предельных издержек и цены.
10.Точка безубыточности графически соответствует точке пересечения кривых:
а) средних издержек и цены;
б) валовых издержек и валового дохода;
в) средних издержек и валовых издержек;
г) предельных издержек и средних издержек.
11.Какие из следующих видов издержек не принимаются во внимание при выработке решений об оптимальном объеме производства предприятия:
а) средние переменные издержки;
б) бухгалтерские издержки;
в) средние постоянные издержки;
г) предельные издержки.
12. Если рыночная цена продукта меньше средних издержек, то предприятие должно:
а) остановить производство как можно скорее;
б) продолжать производство товаров на уровне, где P = MC и P > AVC;
в) продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки;
г) выбрать новую технологию.
13.Мгновенным периодом называется период, в котором:
а) все факторы производства рассматриваются как переменные;
б) все факторы производства рассматриваются как постоянные;
в) часть факторов постоянна, а часть является переменной;
г) спрос на факторы производства чрезвычайно высок.
14.В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам:
а) в краткосрочном периоде;
б) всегда;
в) в долгосрочном периоде;
г) никогда.
15.При общем равновесии в условиях совершенной конкуренции:
а) для каждого потребителя полезность каждого потребленного блага равна цене этого блага;
б) для каждого потребителя предельные полезности всех потребляемых благ пропорциональны предельным издержкам производства этих благ;
в) предельный продукт каждого ресурса равен цене этого ресурса;
г) денежное выражение предельного продукта каждого ресурса равно цене продукта, в производстве которого используется данный ресурс.
16. У конкурентного предприятия в положении равновесия:
а) MC = MR = P;
б) AR = MR > P;
в) P = AC - MC;
г) MR = P - AR.
17.Длительным периодом называется период, в котором:
а) все факторы производства рассматриваются как постоянные;
б) все факторы производства рассматриваются как переменные;
в) часть факторов производства постоянна, а часть является переменной;
г) предприятия свободно входят в отрасль.
18.В условиях совершенной конкуренции точкой "бегства" (закрытия) называется такой объем производства, при котором цена равна минимуму:
а) средних общих затрат;
б) средних переменных затрат;
в) предельных затрат;
г) средних постоянных затрат.
19.Средние общие издержки производства продукции достигают минимальной величины при том объеме продукции, когда:
а) AVC = TFC;
б) прибыль будет максимальной;
в) MC = AVC;
г) MC = ATC.
20. Кривая предложения конкурентного предприятия в краткосрочном периоде - это:
а) кривая предельных издержек;
б) снижающаяся часть кривой средних издержек;
в) возрастающая часть кривой средних издержек;
г) часть кривой предельных издержек, расположенная выше кривой средних переменных издержек.
21.Экономическая прибыль:
а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;
б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;
в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;
г) существует всегда, когда предельный доход превышает предельные издержки.