Понятие и признаки товарного рынка
Рынок – это сфера предпринимательской деятельности, осуществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами. Черты рынка:
1) наличие специфического объекта рынка – однородных товаров, не изъятых из оборота. Качественная характеристика рынка – объемы оборота товара;
2) наличие субъектов рынка, под которыми понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе;
3) территория рынка (географические границы, на которой покупатели приобретают или имеют возможность приобрести товар, а продавцы реализуют определенный товар и не имеют возможности сделать это за ее пределами):
а) международные рынки;
б) республиканские рынки;
в) местные рынки.
Товарный рынок имеет свою структуру – совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товаров от производителей к потребителям, и инфраструктуру – совокупность звеньев, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры рынка. Элементами структуры товарного рынка являются:
1) изготовители товара;
2) оптовые торговые и иные посреднические организации;
3) организации розничной торговли;
4) потребители.
Инфраструктура товарного рынка состоит из:
1) торговых посредников – организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.;
2) информационного обеспечения – организаций, обеспечивающих наблюдение за товарными рынками, включая рынки потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения;
3) товароупаковочной индустрии – производственных структур и нормативно-организационных мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности товара и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов;
4) транспортного обеспечения – всех видов транспорта, обеспечивающих движение товара и доставку его потребителям;
5) финансово-кредитного обеспечения – организаций, обеспечивающих платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения;
6) организационного обеспечения – организационных мер, которые направлены на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю;
7) нормативно-правового обеспечения – системы федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других актов, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.
20. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ
Оосуществляется системой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции, п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.
Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, связанные с объектами исключительных прав, попадают в сферу его применения тогда, когда использование данных объектов направлено на ограничение конкуренции. На услуги, оказываемые на рынке ценных бумаг, Закон распространяется только в том случае, если складывающиеся на этом рынке отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарном рынке. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, являются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон понимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях".
Наряду с законами, правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим количеством подзаконных нормативных актов. Например, Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. определены мероприятия по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках РФ в 1998-2000 годах. Большую роль в системе антимонопольного регулирования играют акты федерального антимонопольного органа.
Помимо специального законодательства, нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 Закона РФ "О недрах", ст. 32 Федераль-ногс^закона "О банках и банковской деятельности", ст. 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ст. 15, 17, 20 Федерального закона "О связи" и другие акты.
19. Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков обеспечивается путем:
1) разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования товарных рынков, организации оптовой торговли, оказанию услуг и предупреждению правонарушений;
2) разработки изменений в законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участников торговых рынков;
3) разработки нормативно-методических документов по сертификации и стандартизации продукции;
4) разработки методических документов по торговой и снабженческо-сбытовой деятельности.
В настоящее время продолжается разработка нормативных документов, изменений в законы и иные нормативно правовые акты. Так, в 2006 г. приняты новые законодательные акты, которые тем или иным образом касаются развития товарного рынка в России:
1) ФЗ «О рекламе»;
2) ФЗ «О защите конкуренции»;
3) Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ);
4) Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ);
5) ГК РФ. Часть четвертая (вступает в силу с 1 января 2008 г.).
Продолжается процесс совершенствования технического регулирования в РФ. Пик принятия основных законов по развитию товарного рынка пришелся на 2002–2004 гг.
21. Недобросовестная конкуренция.
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации. Признаки недобросовестной конкуренции:
а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.
Наиболее характерные проявления данного вида правонарушения:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Следует иметь в виду, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона, не является исчерпывающим.
Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг понимаются действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или способные причинить убытки другим финансовым организациям -конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 15 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг, также не является исчерпывающим.