Могут ли «Шесть сигм» работать в здравоохранении?
Колин Дэвид (Colin David) — главный исполнительный директор медицинского центра Southwest Louisiana Regional Medical Center (SLRMC), небольшой некоммерческой больницы на 150 коек, в которой работают 825 человек. Центр предлагает широкий ассортимент услуг как стационарно, так и амбулаторно. Колин только что вернулся с конференции по вопросам здравоохранения, где один из основных выступающих из отрасли финансовых услуг рассказал о преимуществах философии «Шести сигм» и призвал организации здравоохранения рассмотреть вариант перехода к модели «Шести сигм». Его выступление произвело большое впечатление на Колина. Однако он знал, что изменение культуры в больнице — дело очень трудное. Но он чувствовал, что если ему удастся это сделать, SLRMC станет действительно общенациональным лидером отрасли. При обсуждении концепции со своей управляющей командой он добился того, чтобы все ее участники положительно восприняли открывающиеся возможности. Было выявлено четыре основные области, где, как посчитали члены команды, «Шесть сигм» могли бы привести к существенным улучшениям: обслуживание пациентов, оценка качества, управление финансами и человеческие ресурсы. Поскольку время, выделенное на совещание, было ограниченно, команда решила сначала заняться одним крупным направлением: руководители, возглавлявшие каждую из указанных четырех областей, должны были разработать набор стратегических проектов в категории «Шести сигм, которые стали бы основой для общей инициативы. Однако после того, как совещание закончилось, Колин понял, что из-за первоначальной эйфории, вызванной большим потенциалом «Шести сигм», они не продумали, как довести идею до больничного персонала и как управлять этой инициативой. Колин решил, что лучше всего будет пригласить для этого внешнего консультанта и воспользоваться его помощью.
Вопросы для обсуждения
1. Какой будет повестка дня консультанта на эту встречу?
2. На какие вопросы консультант хотел бы получить от него ответы, прежде чем предложите план реализации «Шести сигм»?
3. Какую бы он предложили инфраструктуру, обеспечивающую внедрение «Шести сигм» в SLRMC?
4. Какие принципы «Шести сигм» необходимо реализовать?
Ротационный компрессор
В 1981 г. рыночная доля и прибыль подразделения General Electric, выпускающего бытовые приборы, снизились. Многие заказчики считают технологии, применяемые в этом подразделении, устаревшими, если сравнить их с технологией иностранных конкурентов. Например, для выпуска компрессоров для холодильников GE требовалось 65 минут, у конкурентов из Японии и Италии — 25 минут. Что еще более важно, затраты на труд в GE были выше. Альтернативы были очевидны: либо покупать компрессоры у японцев и итальянцев, либо самим создавать более совершенные модели.
К 1983 г. было принято решение: самим разработать новый ротационный компрессор, а также построить новый завод, на что руководство выделило 120 млн дол. GE не была новичком в технологии ротационных компрессоров. Именно они изобрели его и использовали в воздушных кондиционерах в течение многих лет. Ротационный компрессор весит меньше, имеет на треть меньше деталей и более эффективен по потреблению энергии, чем компрессоры возвратно-поступательного типа. Для ротационного компрессора требуется меньше места, благодаря чему внутренний объем холодильника становится больше, что соответствует требованиям потребителей.
Впрочем, некоторые инженеры выступали против этого предложения, ссылаясь на то, что при работе ротационный компрессор сильнее нагревается. Для большинства воздушных кондиционеров это не проблема, поскольку компрессор охлаждается хладагентом. Однако в холодильнике хладагент течет в 10 раз медленнее, чем в кондиционере, и поэтому в течение года компрессору в холодильнике приходится работать приблизительно в 4 раза дольше. В первых компрессорах, установленных в воздушных кондиционерах, GE столкнулась с рядом проблем. Хотя недостатки в небольших деталях были устранены, из-за частых поломок в местах с жарким климатом GE отказалась использовать ротационные устройства в более крупных устройствах.
Менеджеров GE и инженеров-проектировщиков беспокоили и другие вопросы. Ротационные компрессоры при работе издают резкий звук, и менеджеры боялись, что потребители отнесутся к этому отрицательно. Менеджеры и контрольные группы, в состав которых пригласили потребителей, затратили много часов на выяснение этого вопроса. Новая конструкция также требовала, чтобы некоторые детали работали настолько в тесном соседстве друг с другом, что допуск составлял только 50 миллионных долей на дюйм. Ни одна деталь до этого при массовом производстве не изготовлялась с такой точностью, однако инженеры по производству были уверены, что смогут решить эту трудную задачу.
Компрессор, спроектированный, в конце концов, был почти идентичен модели, применяемой в воздушных кондиционерах, но с одним существенным изменением. Две небольшие детали в компрессоре были сделаны из порошкового металла, а не из закаленной стали, как в воздушных кондиционерах. Этот материал был выбран потому, что его можно обрабатывать так, чтобы получать более точные параметры, а также потому, что он позволял снизить затраты на изготовление. Порошковый металл уже был опробован десятилетие назад в воздушных кондиционерах, но тогда от него отказались. Инженеры-проектировщики, которые впервые занялись проектированием компрессоров, не посчитали прежние сбои с этим металлом серьезными.
Один из консультантов предложил, чтобы GE рассмотрела возможность создания совместного предприятия с японской компанией, которая уже предлагала на рынке ротационный компрессор для холодильников. Однако руководство GE отказалось от этой идеи. Разработчик ротационного компрессора для воздушного кондиционера, который к этому времени ушел из компании, предложил свои услуги и качестве консультанта. GE отказалась и от его предложения, заявив, что у них достаточно технических экспертов.
В 1983 г. тестированию было подвергнуто 600 компрессоров, и ни один из них не показал низких результатов. Компрессоры работали постоянно в течение двух месяцев в условиях повышенных температур и давления, что, как считалось, эквивалентно работе в течение пяти лет при обычной эксплуатации. GE, как правило, проводит масштабные тестирования новых продуктов на местах; первоначально они также планировали проверить новые модели на местах в течение двух лег, однако сократили этот срок до девяти месяцев, так как поджимали сроки, установленные для завершения проекта.
Техник, разбиравший холодильники после тестирования и проверивший их детали, решил, что они выглядят странно. Детали мотора потеряли цвет, что свидетельствовало о повышенном нагреве. Подшипники были изношены, поскольку высокий нагрев привел к испарению значительной части смазки. Впрочем, менеджеры, которым техник сообщил о своих наблюдениях, не согласились с его выводами и не проинформировали о них руководителей высших уровней. Еще один консультант, оценивавший результаты тестирования, посчитал, что что-то происходило не так, поскольку в течение двух лет произошел один сбой, и порекомендовал ужесточить условия тестирования. Его предложение также было отвергнуто.
К 1986 г., спустя всего два с половиной года после одобрения советом директоров, новый завод выпускал компрессоры со скоростью 10 штук в минуту. К концу года их было выпущено более миллиона. Рыночная доля GE на этом рынке повысилась, и новый холодильник, казалось, пользуется успехом. Однако в июле 1987 г. испортился первый компрессор. Вскоре после этого поступили сообщения и о других выходах из строя из Пуэрто-Рико. К сентябрю руководители подразделений бытовых приборов поняли, что у них крупная проблема. В октябре завод прекратил выпуск компрессоров. Но до 1988 г. проблема не была выявлена, и только тогда был установлен повышенный износ двух деталей из порошкового металла, нагрев которых приводил к испарению смазки. Только из-за этого затраты в 1989 г. составили 450 млн дол. К середине 1990-х г. GE добровольно заменила почти 1,1 млн компрессоров моделями, закупленными у шести поставщиков, пять из которых были иностранными.
Вопросы для обсуждения
1. Какие действия в процессе разработки продукции вызвали эту катастрофу? Кто за нее в ответе?
2. Как можно было бы предотвратить появление этой катастрофы? Как вы думаете, какие уроки GE извлекла из этого опыта, чтобы в будущем подобные ошибки не повторились?
3. На каком основании GE пыталась добиться конкурентного преимущества? Из-за чего эти попытки оказались неудачными?
4. По каким принципам менеджмента качества произошли нарушения?