Международные организации в системе управления человеческими ресурсами
Сложившаяся система управления человеческими ресурсами на национальных рынках труда в рамках глобальной экономики предполагает координирующую деятельность со стороны нацнациональных структур. Спектр проблем, стоящих перед структурами такого рода, весьма широк.
Одной из первых организаций, занимающихся международной проблематикой трудовых отношений, стала Международная организация труда (МОТ), которая начала свою деятельность сразу после окончания Первой мировой войны в 1919 г. Уже тогда было очевидно, что процесс управления человеческими ресурсами в мировом масштабе – крайне разнородный процесс. Наличие глобальной регулирующей организации позволяло добиться большей гармонизации процессов в этой области. Другой причиной необходимости создания подобного учреждения в начале ХХ века была необходимость поддержания мира после Первой Мировой войны на основе соблюдения принципов социальной справедливости во всех странах.
По сути, МОТ является единственной трехсторонней организацией ООН, которая обеспечивает связь между представителями правительственных организаций, работодателей и работников. Данная структура делает МОТ уникальным форумом, где правительственные структуры и социальные партнеры в странах-членах Организации могут свободно и открыто обсуждать и улучшать стандарты и политику в области труда и трудовых отношений.
В наше время МОТ также оказывает всестороннюю поддержку трудящимся во всем мире, вырабатывая конвенции и рекомендации, которые гарантируют основные права работников, прежде всего на свободу трудовых организаций, коллективных переговоров, равенство возможностей и обращения, ликвидацию принудительного труда.
Международная организация труда осуществляет свою деятельность посредством трех основных органов:
1. Международная конференция по труду, котораясобирается каждый год в июне в Женеве. На данном мероприятии присутствуют представители исполнительной власти каждого государства, а также представители работодателей и работников. В компетенцию Конференции входят принятие трудовых стандартов, бюджета МОТ, выборы в руководящий орган, а также ее рассматривают как форум по обсуждению ключевых проблем в сфере труда.
2. Руководящий орган МОТ представляет Исполнительный (Административный) совет, который собирается каждые 3 года в Женеве. Его основная задача состоит в принятии решений по дальнейшей политике МОТ, программ и бюджета, который затем одобряется членами Конференции. Кроме того, Исполнительный совет выбирает генерального директора МОТ.
3. Международное бюро труда (МБТ), которое является постоянным Секретариатом МОТ. Международное бюро труда оказывает техническое содействие в проведении политики МОТ, а также занимается исследовательской работой.
Надо отметить, что уникальность деятельности МОТ заключается в том, что на ее основе делается попытка согласовать требования работодателей, и представителей профсоюзов. Как отмечается в документах это организации, одной из основных целей МОТ является развитие социального диалога между государством, работодателями и работниками.
Многие области трудовых отношений, которые были указаны при создании организации, остаются актуальными до сих пор. В их числе:
- регулирование рабочего времени, вт.ч. установление его максимальной продолжительности;
- регулирование спроса и предложения труда, предотвращение безработицы, обеспечение достойного уровня жизни;
- защита работников от производственных травм, болезней и т.п.;
- защита детей, молодежи и женщин, учет их интересов в трудовых отношениях;
- признание принципа равной оплаты за равный труд;
- признание принципа свободы объединений и др.
На территории РФ действует Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 года - Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии); она работает в Москве с 1959 года. Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах - Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.
Основными проблемами, находящимся в ведении Группы являются:
- детский труд;
- деятельность работодателей: объединения работодателей и их участие в трудовой деятельности региона;
- вопросы занятости населения. В центре данной группы проблем – вопросы соотнесения экономического роста в странах региона и уровня занятости. Текущая структура экономики, по мнению группы, не способствует увеличению масштабов занятости;
- гендерное равенство: анализ разницы восприятия мужчин и женщин на рынке труда и в обществе в целом;
- проблемы ВИЧ/СПИД инфицированных в регионе;
- международные нормы труда и их соблюдение. Данная проблема была одной из причин создания МОТ в целом, и до сих пор остается одной из ключевых во многих регионах;
- трудовая миграция: данная проблема постоянно увеличивает свою значимость для данного региона в целом и для России в частности;
- охрана труда: соблюдение безопасных условий труда, которые являются неотъемлемой частью понятия «достойный труд»;
- деятельность трудящихся, в т.ч. профсоюзных организаций;
- социальное обеспечение населения.
Существуют и другие международные организации, занимающиеся регуляцией мирового рынка труда. Так, с целью гармонизации миграционных процессов в 1951 г. была создана Международная организация по миграции (МОМ).
В XXI в. членами МОМ являются 125 государств. По роду своей деятельности международная организация по миграции поддерживает сотрудничество государств в сфере миграции, вырабатывая практические решения для разрешения актуальных проблем, а также напрямую поддерживает мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, во всем мире, предоставляя им различные услуги и консультации.
Международная организация по миграции не имеет полномочий на принятие законодательных решений, однако оказывает серьезное техническое содействие трудящимся мигрантам, которые нуждаются в помощи и поддержке.
Еще одна международная организация, касающаяся в своей деятельности трудовых процессов – это Всемирная торговая организация (ВТО). Поскольку мировой рынок труда подвержен серьезным воздействиям со стороны международной торговли, а свободное перемещение трудовых ресурсов рассматривается как залог успешной либерализации, то Всемирная торговая организация (ВТО) выступает за постепенное снижение барьеров при переезде рабочей силы из одной страны в другую.
Фактически международная трудовая миграция имеет свое нормативно-правовое обоснование в рамках деятельности ВТО, которой принято Генерального соглашение по торговле услугами (ТАТС), в рамках которого разработано Приложение по перемещению физических лиц, поставляющих услуги.
В данном Приложении основной акцент сделан на осуществление деятельности физическими лицами, являющимися поставщиками услуг или работающими по найму у поставщиков услуг в соответствии с принятыми специфическими обязательствами по перемещению всех категорий физических лиц, поставляющих услуги.
Хотя международные экономические организации напрямую и не занимаются вопросами регулирования трудовых отношений, но собирают и анализируют статистику по рынкам труда разных стран, поскольку рынок труда является наиболее чувствительным индикатором во время любого кризиса.
К числу организаций, которые касаются вопросам труда можно отнести Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ). В мандат деятельности МВФ и ВБ входит борьба с бедностью через предоставление займов слаборазвитым государствам под создание инфраструктурных проектов. Создание новых объектов приводит к образованию дополнительных рабочих мест для местного населения. Таким образом, можно сделать вывод о существовании широкого спектра международных организаций, которые в рамках своей деятельности так или иначе затрагивают различные аспекты трудовых отношений, транслируя решение проблем на мировом рынке труда на принципиально новый, более глобальный уровень.