Мировой опыт в управлении человеческими ресурсами
Анализируя принципы управления человеческими ресурсами, необходимо учитывать тот факт, что в мире накоплен существенный опыт в данной сфере. Так, система УЧР в Европеи ее направленность значительно отличается от аналогичных моделей в других странах. В первую очередь, это касается неформальной занятости и работающего бедного населения.
Можно выделить несколько основных отличительных черт системы управления человеческими ресурсами в странах Евросоюза, которые рассматриваются как проблемные узлы рынка труда в ЕС:
Молодежная безработица.
Проблематика молодежной безработицы является одной из самых острых в странах Евросоюза. В целях борьбы с молодежной безработицей государства — участники Евросоюза выработали ряд совместных решений. К ним относятся:
• усиление мобильности молодых людей с целью пот работы за рубежом в рамках программы ЕURUS и инициативы «Твоя первая работа за рубежом»;
• внедрение принципа “flexcurity” в систему обеспечения занятости молодых людей;
• формирование программы стажировок;
• развитие предпринимательских способностей среди молодых людей, развитие мотивации на получение образования в экономической сфере;
• масштабное использование европейских региональных фондов для финансирования программ молодежной занятости.
Разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами.
Органы Евросоюза, в том числе Европейская комиссия особым образом выделяют проблему существования разрыва в оплате труда мужчин и женщин. Европейскому союзу удалось сделать существенное движение вперед в области достижении равенства на рынке труда в последние несколько десятилетий. Однако между странами ЕС до сих пор существуют серьезные различия в разрыве заработной платы мужчин и женщин.
Старение трудовых ресурсов.
Старение населения является одной из самых серьезных проблем для европейского рынка труда. По оценкам экспертов, к 2050 году население в возрасте, превышающем 64 года, может достигнуть 51% среди общего числа жителей стран Евросоюза[38].
4) Низкий статус и низкая заработная плата низкоквалифицированной рабочей силы.
Европейский рынок труда становится все более дифференцированным, что обусловлено серьезным разрывом в уровне жизни между коренными жителями стран Евросоюза и прибывающими иммигрантами. Социальное обеспечение трудовых ресурсов, изначально проживающих в ЕС, все более увеличивается, в то время как обеспеченность приехавших мигрантов оставляет желать лучшего.
Плохая управляемость иммиграционными процессами.
Усиление проблематики занятости в связи с расширением Евросоюза.
Вхождение новых стран в состав Евросоюза обычно сопровождается неготовностью рынков труда вновь вступивших государств к деятельности в рамках единого европейского пространства.
Американская модель УЧР характеризуется децентрализацией рынка труда, в рамках которой каждый штат обладает собственным законодательством в сфере помощи безработным, своими фондами страхования и другими особенностями трудовой деятельности.
Существенной чертой американской политики в сфере поддержания занятости является распространение экономической демократии на производстве (вместо более развитой в Европе профсоюзной системы), что характеризуется значительным участием работников в управлении производственными процессами.
По своей структуре американский рынок труда является сложным динамичным образованием, в рамках которого можно наблюдать существенную дифференциацию работников, исходя из их уровня дохода, а также статуса занятости и уровня вовлеченности граждан в сферу общественного производства.
Можно выделить следующие существенные черты американского рынка труда:
Концентрация трудовых ресурсов в области наукоемкого производства и в сфере обслуживания.
Отраслевое распределение рабочей силы в США отличается повышенной урбанизацией, влекущей за собой рост нематериального производства, то есть доминирования сферы услуг. Данный процесс идет синхронно с ростом американских наукоемких производств, которые позволяют снижать число занятых в рутинном промышленном труде.