Мировой опыт в управлении человеческими ресурсами

Анализируя принципы управления человеческими ресурсами, необходимо учитывать тот факт, что в мире накоплен существенный опыт в данной сфере. Так, система УЧР в Европеи ее направленность значительно отлича­ется от аналогичных моделей в других странах. В первую очередь, это касается неформаль­ной занятости и работающего бедного населения.

Можно выделить несколько основных отличительных черт системы управления человеческими ресурсами в странах Евросоюза, которые рассматриваются как проблемные узлы рынка труда в ЕС:

Молодежная безработица.

Проблематика молодежной без­работицы является одной из самых острых в странах Евросоюза. В целях борьбы с молодежной безработицей государства — участники Евросоюза выработали ряд совместных ре­шений. К ним относятся:

• усиление мобильности молодых людей с целью пот работы за рубежом в рамках программы ЕURUS и инициативы «Твоя первая работа за рубежом»;

• внедрение принципа “flexcurity” в систему обеспечения занятости молодых людей;

• формирование программы стажировок;

• развитие предпринимательских способностей среди молодых людей, развитие мотивации на получение образования в экономической сфере;

• масштабное использование европейских регио­нальных фондов для финансирования программ моло­дежной занятости.

Разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами.

Органы Евросоюза, в том числе Европейская комиссия особым образом выделя­ют проблему существования разрыва в оплате труда мужчин и женщин. Европейскому союзу удалось сделать существенное движение вперед в области достижении равенства на рынке труда в последние несколько десятилетий. Однако между странами ЕС до сих пор существуют серьезные различия в разрыве заработной платы мужчин и женщин.

Старение трудовых ресурсов.

Старение населения является одной из самых серьезных проблем для европейского рынка труда. По оценкам экспертов, к 2050 году население в возрасте, превышающем 64 года, может достигнуть 51% среди общего числа жителей стран Евросоюза[38].

4) Низкий статус и низкая заработная плата низко­квалифицированной рабочей силы.

Европейский рынок труда становится все более дифференцированным, что обусловлено серьезным разрывом в уровне жизни между коренными жителями стран Евросоюза и прибывающими иммигрантами. Социальное обеспечение трудовых ресурсов, изначально проживающих в ЕС, все более увеличивается, в то время как обеспеченность приехавших мигрантов оставляет желать лучшего.

Плохая управляемость иммиграционными процессами.

Усиление проблематики занятости в связи с расширением Евросоюза.

Вхождение новых стран в состав Евросоюза обычно сопровождается неготовностью рынков труда вновь вступивших государств к деятельности в рамках единого европейского пространства.

Американская модель УЧР характеризуется децентрализацией рынка труда, в рамках которой каждый штат обладает собственным законодательством в сфере помощи безработным, своими фондами страхования и другими особенностями трудовой деятельности.

Существенной чертой американской политики в сфере поддержания занятости является распространение экономической демократии на производстве (вместо более развитой в Европе профсоюзной системы), что характеризуется значительным участием работников в управлении производственными процессами.

По своей структуре американский рынок труда является сложным динамичным образованием, в рамках которого можно наблюдать существенную дифференциацию работников, исходя из их уровня дохода, а также статуса занятости и уровня вовлеченности граждан в сферу общественного производства.

Можно выделить следующие существенные черты американского рынка труда:

Концентрация трудовых ресурсов в области наукоемкого производства и в сфере обслуживания.

Отраслевое распределение рабочей силы в США отличается повышенной урбанизацией, влекущей за собой рост нематериального производства, то есть доминирования сферы услуг. Данный процесс идет синхронно с ростом американских наукоемких производств, которые позволяют снижать число занятых в рутинном промышленном труде.

Наши рекомендации