Экономическая теория предпринимательства
Теоретические проблемы предпринимательства достаточно хорошо исследованы в экономической теории.
Ричард Кантильон (1680-1734 гг.) определял предпринимателя как субъекта рыночных отношений, обладающего способностями предвидеть, рисковать, брать на себя ответственность за решения в стандартных и рисковых ситуациях. Кантильон отмечал, что расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность покупать товары отдельным субъектам рыночных отношений более дешево и продавать более дорого по сравнению с другими.
Адам Смит (1723-1790) определил предпринимателя как собственника капитала, который ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, а предпринимательская прибыль является компенсацией собственника за риск.
Иоганн Генрих Тюнен (1783-1850 гг.) определил предпринимателя как претендента на остаточный рискованный и непредсказуемый доход за принятие на себя непредвиденных рисков. Взгляды И. Тюнена были развиты Фрэнком Найтом (1885-1974), который отмечал, что “единственный риск”, ведущий к получению предпринимательского дохода,- это чрезвычайная неопределенность, использованная под ответственность предпринимателя. Уникальная неопределенность будущего может позволить предпринимателю получить дополнительный доход, несмотря на совершенную конкуренцию, рыночное равновесие и предельность продукта. Предприниматель “угадывает” будущую цену продукта и в связи с этим может получить непредвиденные доходы. Предпринимательский доход, по Найту, количественно определяется как разница между ожидаемой денежной выручкой и реальной. Такого дохода не может быть в стационарной экономике, где все будущие события в точности предугадываются.
Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.) считал, что функция предпринимателя заключается в соединении, комбинировании факторов производства (капитала, земли и труда). Предпринимательство определялось Ж.Б. Сэйем как рациональная комбинация факторов воспроизводства в данной точке рыночного пространства. В случае получения малого дохода в данной точке осуществлялось перемещение этих факторов в другие более доходные сегменты рыночного пространства при их новой комбинации.
Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) добавил к классическим факторам производства четвертый - организацию. Он использовал принцип комбинации факторов производства к индивидуальному воспроизводству в рамках отдельной развивающейся фирмы. В данном случае новое комбинирование факторов производства осуществляется при использовании новой технологии, новых форм организации и управления процессом воспроизводства. При этом отбираются более совершенные комбинации факторов по критериям их конкурентоспособности, их потенциальной жизнестойкости.
Целью исследований Йозефа Шумпетера (1883-1950 гг.) было построение теории циклов деловой активности - волнообразных чередований периодов относительного процветания и депрессии, которые впервые были обнаружены Н. Кондратьевым. По Шумпетеру, двигателем экономического развития, как циклического процесса структурных изменений внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя, включающая организационные, управленческие и маркетинговые нововведения, новые рынки, новые источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов. Цитата: «Предпринимательская деятельность, по Шумпетеру,- это не должность и даже не профессия, а, скорее, уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса».
Израэл Кирцнер (р.1930) отмечал, что неравновесные рыночные ситуации базируются на расхождении между спросом и предложением как во времени, так и в пространстве. Отсюда возникают возможности для получения добавочной прибыли, а сущность предпринимательства и предпринимателя состоит в его способности использовать такие источники для получения дополнительного дохода.
1.2 Определение и функции предпринимательской деятельности
Физические дееспособные лица имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке индивидуально или создавать юридические лица. Для занятия определенными видом предпринимательской деятельности гражданин должен иметь специальное высшее образование, в установленном порядке получить квалификационный (профессиональный) аттестат и иметь определенные профессиональные навыки.
Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью должностным лицам органов государственной власти и государственного управления, военнослужащим, работникам силовых министерств и служб, налоговых органов и некоторым другим категориям граждан.
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеющее свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В зависимости от организационно-правовой формы юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
Юридические организации могут создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом учредившим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Предпринимательская деятельность - это: 1) самостоятельная и добровольная деятельность дееспособных граждан и их объединений; 2) инициативная деятельность, направленная на реализацию предпринимательских способностей и удовлетворение потребностей отдельных лиц и общества в целом; 3) рисковая деятельность по преодолению сопротивления предпринимательской среды; 4) деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли (дохода) путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг; 5) законная деятельность, осуществляемая физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Предпринимательство как явление отражает: 1) совокупность экономических, социальных, организационных, личностных отношений, связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода); 2) систему финансовых, экономических, социальных отношений, возникающих у предпринимателей друг с другом, с потребителями, с поставщиками всех видов ресурсов, с финансовыми институтами и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками), с государством в лице органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; 3) товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики и всех инструментов товарного производства и обращения.
Предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат, приносящий предпринимателю прибыль.
Функции предпринимательства
1. Общеэкономическая функция. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. Объективной основой проявления общеэкономической функции предпринимательства является осуществление его субъектами своей деятельности под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.). Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода.
2. Ресурсная (хозяйственная) функция. Предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных материальных и нематериальных ресурсов. Противоречие ресурсной функции: погоня за максимальным доходом предпринимателей часто приводит к нерациональному использованию всех видов ресурсов. Поэтому важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции.
3. Инновационная функция связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
4.Социальная функция проявляется в формировании нового слоя людей, способных к самостоятельной предпринимательской деятельности и являющихся основой среднего класса – гаранта экономической и политической стабильности в обществе. Развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников, поступление средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды.
5. Организационная функция проявляется в умении предпринимателей принимать самостоятельные решения об организации собственного дела, его диверсификации, формировании эффективного управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д.
6. Личностная функция предпринимательства – это самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы.