Возрастание роли информационного продукта
Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения (определение дано Г. Поппелем и Б. Голдстайпом)2, ИП в форме различного рода информации является источником человеческих знаний. Р. У. Эмерсон определяет информацию как «накопленные мысли и опыт бесчисленных умов»3. Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИТ призвана донести информацию до места создания и использования знаний. Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных плоскостях. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более эффективно использовать ресурсы, а развлекательная обеспечивает досуг. Качество и доступность обеих составляющих оказывают существенное влияние на чувство самоудовлетворения отдельного человека.
В мире бизнеса интеллектуальные работники принимают решения, разрабатывают изделия, продают и покупают товары и услуги, предоставляют рекомендации, которые определяют ход дел фирмы. Ведение деловых операций в значительной степени зависит от ИП, получаемого интеллектуальными работниками. Американский опыт показывает, что большинство фирм расходует слишком много средств на ИП, а получает слишком малую отдачу в смысле творческой производительности интеллектуальных работников. В США 30 млн. менеджеров и других специалистов, называемых интеллектуальными, обходятся своим фирмам в 1 трлн. дол. в год. В то же время тратится всего 75 млрд. дол. (7% всех затрат) на системы ИТ, которые могут повысить эффективность других расходов. Важность этих расходов подтверждают исследования фирмы «Буз, Аллен энд Гамильтон Инк», которые показывают, что 18-30% затрат интеллектуального труда практически теряется в основном на поиски лучшего информационного продукта. Лучшая информированность и наибольшая достоверность представляют собой большую силу, что подтвердит любой финансист. Поэтому просто удивительной является фатальная покорность компаний и фирм, которые допускают потерю около 200 млрд. дол., связанную с нехваткой необходимой информации.
На примере «Рейтер» можно показать, как трансформируется ИП в процессе совершенствования. Первоначально система позволяла просто просматривать фондовые котировки в режиме реального времени. В настоящее время система «Рейтер ¾ 2000» позволяет помимо просмотра текущих котировок различных фондовых инструментов заключать сделки, просматривать сообщения информационного агентства «Рейтер», видеть графическое отображение изменения котировок. В уже анонсированной системе «Рейтер ¾ 3000» в дополнение к этому появится средство обращения к глобальной базе данных, накопленной за многие годы работы системы. Это позволит более глубоко анализировать тенденции в торговле и принимать верные решения.
Определены шесть секторов экономики, в которых применение ИТ наиболее вероятно повысит эффективность торговых операций: промышленные товары и поставки, расфасованные потребительские и фармацевтические товары, страхование коммерческих предприятий и отдельных лиц, коммерческие банки и кредиты, оптовая торговля и услуги специалистов, фондовая торговля.
Даже очень поверхностный взгляд на американскую действительность убеждает, что создание ИП является процветающим бизнесом. Телевизионные сериалы, видеокассеты, радиопрограммы, пластинки, видеоигры, текст и иллюстрации в книгах, газетах и журналах составляли в США в конце 80-х гг. часть ИП потребительского назначения.
В частности, на примере газетного рынка США, который переживает важные концептуальные и структурные преобразования, можно показать, как происходит приобщение этой консервативной отрасли к новым ИТ. Многие преобразования повлияют и на развитие мировой журналистики.
Изменение американского общества ¾ возрастание числа разводов и уменьшение размера семьи, перегрузка на работе, все больший выбор форм свободного времяпрепровождения, а также соображения стоимости и экологии приводят к развитию альтернатив печатных изданий. Все большее число издательств считает, что будущее только за электронными версиями их газет. По оценкам независимых экспертов, концерн «Microsoft» инвестирует в разработку новых медиальных проектов до 20% своего научного бюджета. «Microsoft» выпускает энциклопедии и справочники на CD-ROM, став абсолютным лидером мирового рынка энциклопедий, переманивает ведущих журналистов крупных газет и телеканалов, скупает крупные фотоархивы и картинные галереи и т. д.
Совместное предприятие «Microsoft» и телекомпании NBC ¾ MSNBC параллельно с нормальным телевизионным режимом работает и в сети Internet. Если пользователя интересует более подробная информация о событии, о котором рассказывает теледиктор, он может получить ее в электронной версии передачи. 24 июня 1996 г. «Microsoft» открыл в Internet свой первый журнал «Slate» (http ://www.slate.com), который быстро привлек к себе внимание общественности. Его даже перепечатывал журнал «Time» (это, пожалуй, высший знак отличия в США). Возможно, именно такие средства массовой информации и будут определять будущее журналистики. Помимо текстов и обыкновенных иллюстраций «Slate» оснащается музыкальными и мультимедиальными материалами. Приведем пример обострения электронным изданием конкуренции печатных изданий. Скажем, «Microsoft» выпускает в Internet США новый крупный проект «Sityscape» ¾ электронный путеводитель по городам США, который на первых порах, помимо плана города, должен содержать информацию о городских достопримечательностях, ресторанах и т. д. Затем редакторы «Sityscape» намереваются приступить к публикации местных новостей, а также рекламных объявлений. Тем самым подрывается основная база газетных изданий, и в результате жесткой конкуренции могут остаться лишь немногие избранные печатные издания.
Создание ИП включает 3 основные стадии: разработку, синтез и распространение. Через эти стадии проходят 8 основных типов ИП: новости, документальные программы, знания и мнения, данные и факты, протоколы, игры, художественные фильмы и драматургические произведения, музыка и юмор.
Вся деятельность в области ИП уникальна, во-первых, с точки зрения риска, ибо необходимо удовлетворить запросы двух основных категорий клиентов: потребителей и рекламодателей. Приблизительно 50% доходов в потребительском секторе ИП поступает от рекламы. Второй характерной особенностью информационного обслуживания является наличие прав на определенные сферы действия. Например, ограниченность спектра используемых частот повлекла за собой необходимость получения местными передающими радио- и телевизионными станциями лицензий на ведение передач и т. д. К тому же практически все компании и фирмы, связанные с областью информации, в отсутствие технических и правовых разграничений создали свои рыночные границы и права.