Себестоимость продукции и услуг
Себестоимость продукции, работ или услуг ¾ это денежное выражение суммы затрат, необходимых на производство и сбыт данной продукции, а более точно ¾ ее единицы. Под затратами понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования ¾ самими предприятиями.
Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т. е. самоокупаемости ¾ основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость ¾ один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов.
Себестоимость отражает все успехи и неудачи предприятия в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем предприятии были организованы нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, т. к. она является одним из факторов формирования ассортимента.
Состав затрат предприятия разнообразен. Это не только затраты на сырье и материалы, на заработную плату, амортизацию, но и затраты, связанные с уплатой налогов, штрафов, содержанием жилья на балансе предприятия, оплатой путевок для работников, строительством новых объектов основных фондов и т. д. Поэтому с целью регламентации перечня затрат, включаемых в себестоимость продукции, законодательно разработано и является обязательным для всех предприятий «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».
Классификация затрат на производство. Большое значение для правильной организации учета производственных затрат имеет их научно обоснованная классификация. Необходимость изучения структуры себестоимости обусловлена тем, что затраты предприятия (фирмы) на производство продукции различны по своей экономической природе и величине, а следовательно, по удельному весу в полной себестоимости. В связи с многообразием издержек производства их принято группировать по различным признакам в качественно однородные совокупности.
Группировка затрат по экономическим элементам. В основу этой группировки кладется признак экономического содержания того или иного расхода. Затраты на сырье, топливо, на оплату труда и другие расходы в этом случае рассматриваются не просто как слагаемые себестоимости, а как возмещение затрат овеществленного и живого труда ¾ возмещение потребленных предметов и средств труда и самого труда.
Среди затрат на производство выделяются следующие: материальные (за вычетом стоимости возвратных отходов), затраты на оплату труда, единый социальный налог, амортизация основных фондов и пр. По этим элементам на предприятии составляется «Смета затрат на производство», которая определяет общую сумму всех затрат предприятия на планируемый объем производства.
Поэлементный анализ себестоимости показывает конкретные расходы на производство продукции, независимо от места их возникновения, и не отражает процесса формирования себестоимости продукции по этапам ее производства. Этим целям отвечает группировка затрат по калькуляционным статьям, которая учитывает затраты по месту их возникновения и направлению, а потому дает возможность определить уровень себестоимости по отдельным видам продукции.
В промышленности принята следующая типовая классификация затрат по статьям калькуляции:
1) сырье и основные материалы,
2) вспомогательные материалы (покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера),
3) возвратные отходы (вычитаются из себестоимости),
4) топливо и энергия на технологические цели,
итого: 1) - 4) ¾ сырье и материалы;
5) заработная плата рабочих,
6) единый социальный налог,
7) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования,
8) цеховые расходы,
итого: 1) - 8) ¾ цеховая себестоимость;
9) общепроизводственные расходы,
10) общехозяйственные расходы,
итого: 1) - 10) ¾ фабрично-заводская себестоимость;
11) коммерческие расходы,
итого: 1) - 11) ¾ полная себестоимость.
Перечисленные статьи могут быть изменены с учетом характера и структуры производства. По данным статьям производится калькулирование себестоимости продукции и составляются калькуляции. В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли трудоемкие (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки), материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет важное значение прежде всего для определения путей снижения себестоимости.
По характеру связи с технологическим процессом (с объемом производства) различают основные и накладные расходы.
Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом производства: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных. Основные расходы, как правило, являются переменными: их общая величина изменяется примерно пропорционально изменению объема произведенной продукции.
Накладные расходы связаны с процессами организации, управления и обслуживания производства. С объемом производства эти расходы связаны слабо, изменяются не пропорционально ему, поэтому они называются условно-постоянными. Сюда относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или предприятию в целом и находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы (расходы на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).
Не все виды издержек могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, многие из них должны быть сначала определены в целом и только затем распределены между различными изделиями. Поэтому по способу отнесения на себестоимость продукции различают прямые и косвенные расходы, выделить которые позволяет группировка затрат по статьям калькуляции.
Прямые затраты находятся в прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени, затраченного на его изготовление, и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость: сырье и основные материалы, потери от брака и некоторые другие.
Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и др.
Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость изделия. Сумма всех прямых и косвенных затрат дает стоимость реализованной продукции.
Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей, организации производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции (например, в угольной промышленности, где вырабатывается лишь один вид продукции, все затраты являются прямыми).
По периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные. Текущие расходы имеют частую периодичность (расход сырья и материалов). Единовременные (однократные) ¾ расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции.
Показатели себестоимости продукции. Систематически в течение года предприятие должно проводить анализ затрат с целью выявления внутрипроизводственных резервов их снижения, а также для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции. Для этого используется ряд показателей. Основными являются такие, как затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции, затраты на один рубль товарной продукции и себестоимость конкретного вида продукции.
Затраты на производство и реализацию всего объема товарной продукции (полная себестоимость) определяются сметой затрат, т. е. рассчитываются путем суммирования затрат по основным экономическим элементам. Данный показатель необходим для определения прибыли от реализации продукции, а, следовательно, прибыли для налогообложения.
На себестоимость товарной продукции могут повлиять следующие факторы:
· изменение объема выпущенной продукции,
· отклонения в ассортименте выпущенной продукции,
· цены на материальные ресурсы.
Затраты на один рубль товарной продукции рассчитываются как отношение полной себестоимости продукции ко всему объему реализованной товарной продукции (или к цене данного объема товарной продукции):
Зруб= Сполн : Vреал .
Это наиболее известный на практике обобщенный показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении, без разграничения ее по конкретным видам. Он показывает, во сколько обходится предприятию получение каждого рубля выручки. Показатель широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, охарактеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
Показатель затрат на один рубль изменяется в связи с изменением ассортимента товарной продукции, себестоимости отдельных видов продукции, цен на продукцию.
Себестоимость конкретного вида продукции отражает затраты предприятия на его производство. Этот показатель нужен предприятию для того, чтобы оно имело возможность определить, насколько эффективно производство того или иного вида продукции при сложившемся на рынке уровне цен на данный вид продукции и при сложившемся на предприятии уровне затрат (себестоимости). Если сложившаяся себестоимость выше рыночного уровня цен на данный вид продукции, предприятие должно либо снимать с производства этот вид продукции, либо снижать свои затраты. В связи с этим предприятие, в принципе не регламентированное действующим законодательством к определению себестоимости каждого вида продукции, вынуждено постоянно рассчитывать этот показатель для организации безубыточного производства.
Прибыль и рентабельность
Прибыль ¾ это конечный финансовый результат предпринимательской деятельности. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.
Это важнейший комплексный показатель оценки деятельности предприятия, отражающий все стороны работы: объем, ассортимент, качество, себестоимость. Прибыль является абсолютным показателем доходности, выгодности производства.
При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности промышленного предприятия: уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает снижение себестоимости и рост объема реализованной продукции.
Прибыль образуется в результате реализации продукции. Это основная цель деятельности любой организации. Она определяется как разница между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию.
Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам (предельные издержки ¾ это дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продукции).
Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой ¾ от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, различающихся по величине, экономическому содержанию и назначению. Основой всех расчетов является балансовая прибыль ¾ главный финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель ¾ валовая прибыль, а на ее основе ¾ прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения всех необходимых платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Балансовая прибыль включает прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
Реализация продукции является одним из показателей планирования, оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия и основным источником дохода и бюджета.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) ¾ это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию. Выручкой от реализации называются денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию.
Валовая прибыль ¾ это разница между доходами и расходами до уплаты налогов. Валовая прибыль учитывает выручку от реализации основного капитала и другого имущества промышленного предприятия.
Валовая прибыль распределяется по двум направлениям: основная часть отчисляется в бюджет, оставшаяся часть используется предприятием для удовлетворения собственных потребностей, предусмотренных финансовым планом.
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике выделяют налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.
Чистая прибыль ¾ это часть прибыли, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей на предприятии. Она рассчитывается по формуле:
ЧП = ВП - (Нпр + НДС + Накц + Ним) - Кр,
где ВП ¾ валовая прибыль;
Нпр ¾ налог на прибыль, устанавливаемый исходя из скорректированной балансовой прибыли на ставку налога на прибыль;
НДС ¾ налог на добавленную стоимость;
Накц ¾ акцизы;
Ним ¾ налог на имущество;
Кр ¾ проценты за кредиты банка.
Между валовой и чистой прибылью существует значительное различие. Оно заключается в том, что в валовой прибыли не учитывается обесценение капитала. Чистая прибыль представляет собой валовую прибыль за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление потребленной за рассматриваемый период времени части капитала (износ оборудования).
Чистая прибыль используется предприятием самостоятельно на собственные хозяйственные цели, но формируется в соответствии с положениями, зафиксированными в учредительных документах, и на основании решения общего собрания учредителей.
К чистой прибыли можно отнести только ту часть прибыли, которая используется на строго определенные цели, такие, как:
· увеличение капиталовложений в объекты производственного и непроизводственного назначения;
· покрытие убытков прошлых лет;
· создание резервного фонда;
· выплата дивидендов акционерам и учредителям.
Прибыль предприятия, остающаяся после уплаты в бюджет налога на прибыль, называется прибылью, остающейся в распоряжении предприятия. Она используется, к примеру, на содержание объектов социальной сферы и коммунального хозяйства, на благотворительные цели в пределах 2% налогооблагаемой прибыли.
За счет чистой прибыли создается фонд потребления, размер которого устанавливается предприятием самостоятельно. Его средства используются согласно смете на финансирование мероприятий по социальному развитию предприятия, на материальное поощрение работников в виде дотаций на питание, приобретение проездных билетов и на другие мероприятия, которые не приводят к увеличению имущества предприятия.
Также за счет чистой прибыли образуется фонд накопления (по нормам, установленным предприятием, за счет взносов учредителей). Средства фонда могут быть использованы на развитие производства: на приобретение нового оборудования, проведение научно-исследовательских мероприятий, финансирование природоохранительных мероприятий и т. д.
За счет отчислений от чистой прибыли создается и фонд социальной сферы. Нормы отчислений в фонд социальной сферы определены собранием учредителей и зафиксированы в учредительных документах. Его средства предназначены для финансового обеспечения развития социальной сферы предприятия.
Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды (часть прибыли, которую необходимо распределить между акционерами и учредителями пропорционально их доле в уставном капитале в зависимости от количества акций), различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается прибыль использованная, или убыток, непокрытый деньгами.
На каждом предприятии предусматриваются плановые мероприятия по увеличению прибыли, такие, например, как:
· увеличение выпуска продукции;
· улучшение качества продукции;
· продажа лишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
· снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
· диверсификация производства;
· расширение рынка продаж.
Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставить результаты (прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.
Одним из основных показателей эффективности работы предприятия является рентабельность (от нем. rentabel ¾ доходный, прибыльный). Комплексно она отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Это доходность, прибыльность предприятия; показатель, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности.
Для принятия многих управленческих решений и оценки хозяйственной деятельности предприятия необходимо знать не только абсолютную сумму прибыли, но и степень доходности, или меру эффективности. Для этого вычисляется показатель рентабельности, в котором абсолютная величина прибыли соизмеряется с факторами, которые способствовали ее образованию. Поскольку таких факторов много, то на практике вычисляется несколько показателей рентабельности.
Один из них ¾ общая рентабельность предприятия.
Балансовая прибыль здесь соизмеряется со всем капиталом предприятия независимо от источников его привлечения.
Различают два основных вида рентабельности: рассчитанную на основе балансовой прибыли и рассчитанную на основе чистой прибыли.
При формировании цен на промышленную продукцию может использоваться рентабельность отдельных изделий, которая рассчитывается как отношение прибыли к себестоимости изделия.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств. На величину рентабельности, рассчитанную по балансовой прибыли, влияют три основных фактора:
1) прирост прибыли,
2) уровень использования основного капитала,
3) уровень использования нормируемых оборотных средств.
5.6. Экономическая эффективность и методы ее определения
Экономическая эффективность означает результативность производственной деятельности, соотношение между результатами и затратами живого и общественного труда, выражающими достигнутый уровень развития производительных сил и степень их использования. Следовательно, уровень эффективности определяется сопоставлением экономического эффекта и производственных затрат и ресурсов.
Показатели экономической эффективности дают представление о том, ценой каких затрат и ресурсов достигается экономический эффект.
Экономический эффект может быть выражен системой показателей, характеризующих объемные, конечные результаты.
Объемные (количественные) показатели отражают объем выпуска продукции, производственной работы. Это валовая, товарная продукция, нормативно чистая продукция, нормативная стоимость обработки, объем строительно-монтажных, ремонтных работ.
Конечные (качественные) показатели ¾ это прибыль, экономия от снижения себестоимости, качество продукции, сокращение потерь.
При определении экономической эффективности производства экономические результаты сопоставляются с затратами живого труда, материальными затратами, производственными фондами (основными и оборотными), фондами обращения, капитальными вложениями, природными ресурсами. При оценке эффективности немаловажное значение имеет фактор времени.
Затраты и ресурсы различаются по своей экономической природе, размерности. Так, затраты, учитываемые при определении эффективности, подразделяются на текущие и единовременные, т. е. разовые. Текущие производятся постоянно в течение года, характеризуют издержки производства. Единовременные затраты ¾ это авансируемые средства на содержание основных и прирост обратных фондов.
Экономическая эффективность предприятия определяется, во-первых, для оценки и выявления уровня использования отдельных видов затрат и ресурсов, экономической результативности производства в целом на различных уровнях управления, во-вторых ¾ для обоснования и отбора наиболее экономичных, оптимальных вариантов решения задач по внедрению новой техники, совершенствованию технологии и организации, воспроизводству основных фондов, размещению новых предприятий.
При анализе эффективности определяются основные дифференцированные и обобщающие показатели. Дифференцированные показатели характеризуют эффективность использования основных видов затрат и ресурсов в отдельности: затрат живого труда, материальных затрат, производственных фондов и капитальных вложений. Многие из них рассмотрены в предыдущих параграфах данной главы. К ним относятся трудоемкость, материалоемкость, фондоемкость.
В качестве обобщающих показателей применяются: затраты на рубль товарной продукции, рентабельность производства, рентабельность продукции.
Для оценки эффективности внедрения на предприятии новой техники и технологии, расширения предприятия используют простые и интегральные методы.
ГЛАВА 6. Организация собственного дела И ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
При организации собственного дела перед начинающим бизнесменом встает ряд задач.
1. Выбор вида деятельности, времени и места организации своего предприятия
Прежде чем начать свою рискованную деятельность, необходимо иметь достаточное представление об «окружающей среде», или «общем климате», предпринимательства, для чего следует поинтересоваться условиями и возможностями вложения денег в различных отраслях или регионах, изучив предварительно состояние рынка, т. е. предложения и спроса, в каждой из привлекающих вас отраслей и в каждом из интересующих вас регионов, определив степень развитости в них предпринимательской инициативы.
В это же время следует выяснить, с одной стороны, возможность предоставления вам льгот и привилегий, например, низких ставок налогов или полного освобождения от налогов в начальный период деятельности, получения займов на льготных условиях (под низкий процент и на длительный срок), пониженной платы за аренду помещений, землю или электроэнергию, с другой ¾ вероятность поджидающих вас препятствий и ограничений, таких, как нехватка или отсутствие сырья, ненадежный сбыт или социально-политическая неустойчивость региона.
Иными словами, необходимо представлять общие условия инвестирования денег, т. е. вложения денежных средств в предпринимательскую деятельность в данное время и в данном месте.
Информация об условиях бизнеса, как правило, доступна: она содержится в публикациях официальной статистики, в законодательных актах об условиях предпринимательской деятельности и инвестирования, в отчетах банков, страховых обществ, иных кредитных институтов, в специальной экономической литературе и периодической печати. Разумеется, самую важную информацию можно получить от профессионалов ¾ специалистов, экспертов.
2. Выбор рыночной ниши, специализации бизнеса
Из всего многообразия существующих или воображаемых товаров и услуг, множества вероятных рынков надо выбрать те, которые обеспечат конечный успех бизнеса. Выбирать можно на основе личного опыта, изучив практику других, ознакомившись с объективными обстоятельствами. Можно положиться на интуицию, а можно провести тщательный всесторонний анализ.
Осуществить такой анализ непросто. Возможны недочеты и ошибки, будут приблизительные оценки. Нельзя точно предсказать поведение потенциальных конкурентов или потребителей продукции предприятия. Рекомендации квалифицированных специалистов уберегут ваш бизнес, особенно если вы новичок, от многих необдуманных действий и просчетов.
Собственный анализ лучше всего начните с оценки будущих потребителей. Первоначально установите, кому может быть необходим продукт вашего бизнеса. Попытайтесь выявить предпочтения и вкусы ваших потребителей. Не ждите, что потребители придут к вам, хотя это и возможно, а старайтесь найти потребителей сами. Не определив потенциального потребителя, не пускайтесь в финансовые операции ¾ риск слишком велик.
Не забывайте, что в ваших потребителях заинтересованы конкуренты. Постарайтесь узнать о них как можно больше, после чего оцените свои шансы.
Но это не все. Надо еще учесть тот факт, что существуют так называемые товары-заменители и товары-аналоги. Именно те товары, которые своим наличием отрицают ваш будущий бизнес.
Подумайте, какой технологией вы собираетесь воспользоваться? Даст ли она конкурентоспособный продукт? И существуют ли альтернативные технологии?
Попробуйте оценить долю рынка, которую вы в состоянии освоить и удержать. Будет ли эта доля достаточной, чтобы обеспечить возмещение затрат и приток искомой прибыли?
Установите пределы спроса на свою продукцию, пределы жизненного цикла продукта, пределы технологии. Следует помнить, что в определенный момент спрос будет обязательно насыщен, а продукт устареет, что у потребителей проснутся новые потребности, что наступит момент, когда технологию уже невыгодно совершенствовать, ибо дополнительные затраты не будут окупаться, что производительность труда имеет свои границы, качество продукции и услуг не может улучшаться бесконечно. В этом случае, по достижении хотя бы одного из пределов, надо остановиться, а затем изменить принятый курс.
3. Выбор формы предпринимательства: индивидуальное или коллективное
Особенность индивидуального предпринимательства состоит в том, что бизнесмен действует на свой страх и риск, под полную личную ответственность. В случае неудачи индивидуал расплачивается собственным имуществом. Путь совсем не простой, но зато самый свободный. Есть шанс проиграть, но есть шанс и выйти на крупное дело. Перспективные идеи и высокая квалификация могут гарантировать коммерческий успех предпринимателю-индивидуалу.
Если же вы предпочитаете уменьшить риск, разделить ответственность, привлечь дополнительные ресурсы, то выбор нужно сделать в пользу предпринимательства коллективного. Постарайтесь определить, что у вас будет совместным с вашими партнерами по предприятию ¾ денежные средства, оборудование или же ведение дел в целом. В первом случае целесообразно товарищество, во втором ¾ договор о совместном производстве, в третьем ¾ общество с ограниченной ответственностью. Учтите, что коллективный бизнес, снижая степень личной ответственности и риска, создает трудности при принятии решений, согласовании интересов и выборе конкретных целей. Цивилизованный бизнес возможен во всех случаях, но партнер нередко ¾ и порой неожиданно ¾ превращается из товарища во врага.
Необходимо взвесить все «за» и «против» относительно каждой формы организации: учесть особенности сферы деятельности, специфику производства, наличие денежных и иных средств, возможности реализации продукта. Очень важно принять во внимание правовые, налоговые и иные условия предполагаемого бизнеса. Наконец, оцените свои личные стремления, пристрастия, свойства характера.
Самое простое решение ¾ индивидуальное предпринимательство. Более сложное ¾ общество с ограниченной ответственностью. У каждой формы свои плюсы и минусы. Существует и третья форма ¾ акционерное общество. Во многих случаях ее просто не избежать, например, при организации крупного дела, да еще и с подвижным составом участников. Акционерное общество ¾ сообщество не конкретных, хорошо друг другу известных пайщиков, а практически обезличенных владельцев, свободно обращающихся на рынке ценных бумаг ¾ акций. Отсюда слабая зависимость текущей жизни акционерного предприятия от собственников. Такие предприятия управляются не собственниками, а менеджерами. Функциональная свобода менеджеров иногда приводит к конфликтам с акционерами, а управленческие структуры крупных предприятий нередко становятся очень громоздкими, тяготеют к бюрократизму.
Выбор формы предприятия ¾ дело очень ответственное. Не полагайтесь только на себя и интуицию. Не пренебрегайте помощью юристов и экономистов. Ваше предприятие должно соответствовать не только вашим пристрастиям, но и правовой и хозяйственной среде, общественному порядку.
4. Определение стратегии и тактики ведения бизнеса ¾ атаки или обороны
Атаку ¾ завоевание рынка ¾ начните с «захвата плацдарма», т. е. привлеките своих первых потребителей. Сделайте хорошую рекламу. И ни в коем случае не затягивайте сроки атаки: противники могут распознать ваш маневр, внести соответствующие изменения в свои действия. Не суетитесь, но и не провоцируйте раньше времени контрудар противников.
Затем переходите к завоеванию рынка, сначала его сравнительно небольшой доли, а потом значительной части. Дальше возможно наступление по всему фронту. В этот момент самое время задаться вопросом, как удержать рынок, после чего надо переходить к обороне.
Залог успеха обороняющегося бизнесмена ¾ защита конкурентных преимуществ своего товара. Нельзя допускать, чтобы конкурент смог легко продублировать технические характеристики продукта, его качество, заметно снизить затраты и цену. С этого времени постоянной заботой становятся техническое совершенствование производственного процесса, улучшение качества продукции, продуманная сбытовая политика, активная рыночная позиция, маркетинг, экономия на затратах.
Активный бизнесмен обязан понимать, что удержать рынок можно, лишь обеспечивая обновление продукции, формируя новые потребности у покупателей, проникая в новые сферы применения продукта. Расширять объем своего рынка можно за счет конкурентов, но можно его расширить и вместе с ними. Культурная конкуренция хороша тем, что она, подстегивая всех, позволяет не только удержаться на рынке, но и увеличить его ¾ опять же для всех. Конкуренция может быть безжалостной и разорительной, в том числе и для победителей, но может быть и вполне добропорядочной и терпимой. Все зависит от состояния экономики, общего уровня хозяйственной культуры.
Хозяйственное знание предлагает на выбор различные стратегии поведения. Помимо стратегии завоевания рынка, расширения доли на нем, возможна и стратегия выжидания, когда рынок еще не определился. В рамках стратегии обновления можно предпочесть стратегию дифференциации (разнообразия) продукта, когда в центре внимания оказывается не принципиально новый продукт, а лишь его модификация (вариант). Возможны и другие стратегии.
5. Изыскание финансовых ресурсов
Для осуществления любого производства необходимы сырье, материалы, станки и инструменты, производственные и складские помещения, электроэнергия, рабочая сила и т. д. Иначе ни о каком производственном бизнесе не может быть и речи. Но для этого надо располагать деньгами.
Предположим, денег у вас и ваших компаньонов нет. Их можно получить, например, путем акционирования. Можно поступить и иначе: обратиться в банк за кредитом, попытаться достать деньги из какого-либо фонда, добиться государственной субсидии. Есть различные способы изыскания денег. Главное ¾ хорошо представлять себе свою задачу, все тщательно просчитать, уметь правильно преподнести распорядителям привлекаемых средств замысел предприятия, иметь хорошую репутацию.
Располагая достаточными финансовыми средствами, вы выходите на рынки средств производства и труда.
Как приобрести оборудование? Вы можете его купить, но можете и взять в аренду. Для покупки средств производства вам необходимо обратиться либо к торгово-посредническим фирмам, либо непосредственно к производителям соответствующих материалов или оборудования. Обращаться прямо к производителю особенно целесообразно, если Вы нуждаетесь в нестандартном оборудовании.
Потребность в работниках вы можете удовлетворить, помимо использования личных контактов и деловых рекомендаций, поместив объявление в прессе или обратившись с запросом на биржу труда. Вы м