Регулирование денежно-кредитной системы
Для эффективного функционирования денежно-кредитной системы необходимо её регулирование. Оно может осуществляться успешно лишь тогда, когда государство способно через Центральный банк воздействовать на масштабы и характер деятельности частных финансовых институтов в стране.
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской деятельности оказывает влияние на величину и структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процентов.
В условиях хронических бюджетных дефицитов важным направлением государственного регулирования является управление государственным долгом. Для этого Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом: покупает или продаёт государственные обязательства, изменяет цену облигаций и условия их продажи. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.
Регулирование объёма кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность и борьбы с инфляцией.
Методы денежно-кредитной политики и регулирования делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.
Общими методами и инструментами регулирования денежно-кредитной системы выступают:
1. Учетная (дисконтная) политика. Повышая ставку по кредитам (учетную, ставку дисконта), Центральный банк побуждает другие кредитные учреждения сокращать заимствования, и наоборот. Однако увеличение учетной ставки Центробанка ведет к затруднению получения межбанковских кредитов, а ее снижение – к росту банковского мультипликатора, способствующего к увеличению количества денег в обращении и к росту инфляции.
2. Проведение операций на открытом рынке, продажа или покупка Центральным банком у коммерческих банков государственных и других ценных бумаг, банковских акцептов и иных кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. Подобный метод отражается на состоянии активов банковской системы.
3. Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков. Эти резервы способствуют улучшению банковской ликвидности и выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежного кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и оказывает на нее большое воздействие. В России с 1 августа 1996 г. нормативы обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней составили 18 %, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней – 14 % и по срочным обязательствам свыше 91 дня – 10 %. С 1 января 2001 г. нормативы обязательных резервов по всем видам рублевых счетов и обязательств составили 11 %. Норматив резервирования по счетам в иностранной валюте был на уровне 2,5 %.
К селективным методам денежно-кредитной политики относятся:
1. Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку.
2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий. Риск банковской деятельности определяется через оценку финансового положения должников и анализ соотношения выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
Главными особенностями денежно-кредитного регулирования на основе неокейнсианской концепции являются: изменение официальной учетной ставки Центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курса и понижения цены государственного кредита.
Денежно-кредитное регулирование на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования совокупной денежной массы и ее отдельных агрегатов, изменения которых обусловливает изменение денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика имеет следующие цели:
- стабилизация и рост;
- полная занятость ресурсов;
- подавление (ограничение) инфляции.
Инструментами кредитно-денежной политики выступают:
1. Операции на открытом рынке:
1.1 Покупка Центробанком ценных бумаг | 1.2. Продажа Центробанком ценных бумаг |
- у коммерческих банков ЦБ ценных бумаг ® рост активов ® инвестиционной активности; - у населения (домохозяйств)® рост доходов ® рост расходов и сбережений | - коммерческим банкам ® уменьшение активов и инвестиций; - населению (домохозяйствам)® снижение доходов и спроса |
2. Регулирование резервной нормы в Центральном банке:
2.1 Увеличение ® уменьшение кредитных ресурсов и оборота банков | 2.2 Уменьшение ® увеличение кредитных ресурсов и оборота ® рост межбанковских кредитов |
3. Регулирование учетной ставки Центрального банка:
3.1 Рост ®затруднение получения межбанковских кредитов | 3.2 Снижение ® банковский мультипликатор |
Проводится кредитно-денежная политика:
Дешевых денег | Дорогих денег |
1. ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков. 2. Снижает резервную норму. 3. Снижает учетную ставку. Раст 4. Растут активы коммерческих банков. 5. Растет инвестиционная активность | 1. ЦБ продает ценные бумаги коммерческим банкам. 2. Увеличивает резервную норму. 3. Увеличивает учетную ставку. 4. Уменьшаются кредитные ресурсы и обороты, растет %. 5. Уменьшаются инвестиции и объемы производства |
Комбинированная кредитно-денежная политика включает:
Действия | Политика дешевых денег | Политика дорогих денег |
Проблемы | Безработица и спад | Инфляция |
Операции | Скупка ценных бумаг, снижение резервной нормы и учетной ставки | Продажа ценных бумаг, увеличение резервной нормы и учетной ставки |
Денежная масса | М2 и М3 растут | М2 и М3 уменьшаются |
Банковский процент | Снижается | Растет |
Инвестиционная активность | Инвестиции доступны, число проектов растет | Инвестиции невыгодны, число проектов снижается |
Реальный ВНП | Растет занятость ресурсов и отдача | Снижается спрос и возможность роста цен |
Другими важными направлениями и инструментами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются также:
ð отказ от прежней практики использования прямых кредитов Центрального банка РФ для финансирования бюджета;
ð предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитные аукционы, ломбардные кредиты и др.) с использованием для этого ставок рефинансирования Центробанка РФ;
ð повышение эффективности других имеющихся инструментов денежно - кредитного регулирования (например, обязательных резервов) в целях повышения их воздействия на динамику и структуру денежной массы.
Регулирование денежно-кредитной политики необходимо осуществлять в комплексе с корректировкой в России экономических реформ. Е.С. Строев правильно отмечает, что "корректировка экономической политики должна решить две основные задачи. Первая - восстановление целостности финансового хозяйства, снятие барьеров между финансовым сектором и материальным производством; вторая задача - возрождение производственной сферы на рыночной основе. Необходимо гарантировать направленную структурную перестройку народного хозяйства"[19] .