Принципы организации и системы оплаты труда
Организация оплаты труда на предприятиях должна базироваться на выполнении следующих принципов:
1. Самостоятельность и согласие в определении форм, систем и размеров оплаты труда между работником, предпринимателем и профсоюзом. Это право закреплено Гражданским кодексом и КЗОТ. Надо преодолеть синдром "послушничества", когда предприятия вынуждены были строго исполнять сотни инструкций по регулированию зарплаты. Сохраняется волюнтаристское вмешательство государства в политику зарплаты в ходе реформы. Достаточно назвать произвольное установление Правительством минимальной зарплаты. Осознав свои интересы в политике заработной платы, предприятия и профсоюзы будут вынуждены влиять и на государственную политику.
2. Эквивалентность цены труда фактическим расходам работника и его семьи на воспроизводство человеческого капитала. Прожиточный минимум может использоваться только как низшая граница оплаты труда. И то на время преодоления кризиса в экономике. Если преодолевается занижение цен на топливо, сырье, товары, то почему не надо преодолевать занижение цен на труд как главный фактор производства. Это - принцип и политика реформы оплаты труда. За него надо бороться.
3. Производительный характер заработной платы, т.к. труд есть производительный фактор, а зарплата - элемент себестоимости. Значит, с пересмотром зарплаты уточняется и себестоимость продукции, и ее цена. Снижение себестоимости за счет экономии зарплаты нельзя допускать, ибо эта позорная практика привела, в конце концов, к деградации качества человеческого капитала и качества работы. Целесообразнее и выгоднее ориентироваться в оплате труда на передовые фирмы в мире, где цена труда всегда есть первый и самый дорогой фактор производства. При достойной зарплате российские работники будут работать лучше японцев и американцев.
4. Учет экономических и социальных функций заработной платы, как средства регулирования экономических пропорций и социального согласия в обществе.
4.1. Компенсаторная роль зарплаты через доплаты работнику для возмещения повышенных расходов человеческого капитала в более тяжелых и опасных условиях труда, в вечернюю и ночную смену, в тяжелых природно-климатических условиях, в ситуациях риска и вредности.
4.2. Социальная роль зарплаты как источника средств для содержания детей и других иждивенцев семьи. Попытка решать проблемы здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и страхования только за счет госбюджета исторически себя не оправдала. Заработная плата всегда была и должна оставаться важнейшим источником семейных доходов и семейных расходов, в том числе на удовлетворение социальных запросов.
4.3. Мотивационно-стимулирующая роль зарплаты как главного стимула трудовой активности и качества работы. За достойный заработок можно и работать качественно. А предпринимателям и управленцам можно спрашивать с работника хорошей работы, когда платишь за нее хорошую зарплату. Если коммерческие доходы спекулянтов, комиссионные выплаты посредникам-биржевикам, дивиденды по акциям и далее будут в сотни раз превышать зарплату, то неизбежен подрыв мотивации к труду в материальном производстве у молодежи, у большинства работающих. Это преступление перед будущим экономики России. Пока зарплата есть один из основных источников жизнеобеспечения для большинства населения, всегда было и останется сравнение ее роли с другими видами доходов. Замалчивать эту связь просто глупо.
4.4. Статусное значение зарплаты как одного из важнейших показателей общественного положения человека, его жизненного успеха. Получать зарплату на уровне черты бедности стыдно. Предыдущие десятилетия такая политика оправдывалась элитой чиновников, планами будущего процветания. В 1992-1998 годах абсолютный уровень зарплаты у большинства работающих упал еще в 2-5 раз. Опять выдаются авансы на будущий "рыночный рай". Пока же недоплаты наемным работникам активно прибирают к рукам новые "хозяева жизни". Предстоит еще оценить законность и порядочность разрешенных Правительством Ельцина-Гайдара методов первоначального накопления капитала за счет обнищания народа. Допускать такие действия в начале XXI века, после двух веков социал-демократического и коммунистического движений, могут только невежественные политики при невежественном большинстве населения. Больно наблюдать, как от людей отнимают заработанные небольшие доходы ради обогащения кучки якобы новых капиталистов. И печально, что наши многотерпеливые, покорные россияне молчат и терпят эту преступную политику. Достойный заработок за достойную работу! - такое требование должно стать повседневным принципом каждого работника, всех профсоюзов. Этот принцип должны уважать и предприниматели, и администрация. Ибо в этом принципе, в системе его осуществления - одна из основ социального согласия, мира и разумного прогресса в обществе.
Названные принципы организации заработной платы призвана осуществить практически новая тарифная система оплаты труда. Постановлением Правительства России от 14.10.1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки" все учреждения, предприятия и организации, находящиеся на бюджетном финансировании, обязаны провести реформу оплаты труда. Переход к единой тарифной сетке (ЕТС), следует признать шагом вперед к нормальной политике оплаты труда. Коммерческие предприятия тоже могут использовать ЕТС для упорядочения оплаты труда на своем предприятии. Понятно, что возможны разумные отраслевые и региональные модификации ЕТС.
Указанным Постановлением Правительства рекомендована следующая ЕТС по оплате труда работников бюджетной сфер.
Таблица 14.2.
Единая тарифная сетка
Разряды оплаты труда | ||||||||||||||||||
Тарифные коэффициенты | 1,00 | 1,11 | 1,23 | 1,36 | 2,51 | 1,67 | 1,84 | 2,02 | 2,22 | 2,44 | 2,68 | 2,89 | 3,12 | 3,36 | 3,62 | 3,90 | 4,20 | 4,50 |
1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством РФ. Ставки (оклады) работников остальных разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
2. Профессия рабочих тарифицируется в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8 разряды ЕТС.
Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 - 12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами РФ и Минтрудом РФ.
3. Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя.
Таковы обязательные установки Правительства. Им же рекомендованы и должности работников и диапазон установления им разрядов по ЕТС.
Положительные следствия введения ЕТС нельзя недооценивать: возникает упорядоченность оплаты труда в межпрофессиональном и межотраслевом масштабах; упрощается тарификация работ и должностей; возникает возможность оценить образование и опыт, а значит, стимулировать стремление к качественному росту квалификации рабочих; наполняется реальным содержанием понятие карьеры или служебного роста с соответствующим вознаграждением. Есть и другие достоинства ЕТС при ее грамотном применении.
В то же время порядок утверждения и применения ЕТС страдает рядом принципиальных недостатков, рецидивов государственного капитализма прежних лет.
Во-первых, размер тарифной ставки (оклада) первого разряда должен устанавливаться в Генеральном соглашении между Правительством и профсоюзами, а в отраслях - в отраслевых тарифных соглашениях.
Во-вторых, требуется более детальная дифференциация профессий и должностей с утверждением интервалов устанавливаемых разрядов оплаты труда по ЕТС в отраслевых тарифных соглашениях и в коллективных договорах крупных фирм.
В-третьих, недостаточно обоснованы тарифные коэффициенты дифференциации оплаты труда. Почему предел дифференциации один к десяти? Почему выбрана такая зависимость нарастания тарифных коэффициентов по экспоненте? Эти вопросы требуют расшифровки, грамотного обоснования и, опять же, согласования в отраслевых тарифных соглашениях и коллективных договорах.
Работники и профсоюзы должны бороться за нормальную тарифную систему оплаты труда на следующих основах:
1. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливать пока на уровне бюджета прожиточного минимума, а в перспективе на уровне стоимости региональной потребительской корзины, согласованной в трехсторонних соглашениях. Тогда появляется объективная основа, уменьшаются возможности для произвола и волюнтаризма в программах так называемой финансовой стабилизации за счет работающих. Свобода действий работодателей и чиновников будет выражаться в согласовании самого состава потребительской корзины, ее постепенного качественного обновления и роста.
2. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС автоматически пересматривать в соответствии с индексом потребительских цен, включенных в состав корзины. Не надо ждать милости от власти. Уровень жизни и качество воспроизводства рабочей силы не должно зависеть от некомпетентности и политических амбиций депутатов и чиновников.
3. Необходимо установить размер тарифной ставки высшего разряда. Его объективной основой может быть утвержден бюджет достатка, в 6 раз превышающий, по нашим расчетам, бюджет прожиточного минимума.
4. Надо сохранить в ЕТС интервалы оценок сложности и квалификации работ, привести в соответствие с современными требованиями перечень профессий и должностей, стандарты качества при квалификационной и производственной аттестации работников.
В последние десятилетия во многих отраслях бизнеса применяются бестарифные системы оплаты труда. Так, в торговле оптовым и розничным продавцам устанавливается процент от товарооборота, по которому начисляется доход работника. Такая система напрямую стимулирует коммерческую активность персонала в поиске и качественном обслуживании клиентов. В строительстве применяются подрядные формы оплаты труда в виде заранее оговоренной суммы за сданный объект при должном качестве работ, стимулируется сокращение сроков строительства.
В науке и инновационном бизнесе применяется система авторского вознаграждения за разработку и широкое распространение инноваций, получившее название РОЯЛТИ. Внедрение продуктовых и технологических инноваций приносит фирмам дополнительную прибыль в течение 3-10 лет. По системе РОЯЛТИ договором определяется доля авторов-владельцев промышленной собственности на инновацию от дополнительной прибыли за все годы и по всем предприятиям, использующим данную инновацию.
Уровень заработной платы оценивается через сравнение с объективными пределами расходов на воспроизводство работоспособности, всего человеческого капитала. В таблице 14.3. приводятся конкретные данные об уровне заработной платы по отраслям производства в Орловской области в 1999 г.
Таблица 14.3.