Стимулирование и мотивация труда: сущность, взаимосвязь, роль в управлении персоналом
Мотивация – процесс побуждения работников к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Мотивационная деятельность организации – целенаправленное регулирование поведения персонала, основанное на применении совокупности средств и методов воздействия на мотивацию работников, обеспечивающих достижение целей предприятия.
Главное назначение мотивационной деятельности – создать импульсдля достижения намеченной цели, следовательно, основные трудности в рабочей среде могут возникнуть при попытке согласовать «желанную» цельработника или группы работников с интересами организации.
Объекты мотивационной деятельности организации:
1. Эффективность труда – совокупность результатов работы, характеризующих конструктивность поведения работника в прошедшем и текущем периоде. Позитивное отношение к труду, ответственность и дисциплинированность – условия высокой эффективности труда.
2. Удовлетворенность трудом – это комплекс благоприятных чувств и эмоций, возникающих у работника в процессе труда и при оценке его результатов. Удовлетворенные сотрудники, как правило, трудятся более производительно и не испытывают желания уйти из организации.
3. Вовлечение в процесс труда – активность сотрудника, определяемая значимостью для него работы. Вовлеченные работники стремятся не только к выполнению плановых показателей, они заботятся об улучшении своей работы, повышению компетентности, готовы жертвовать личным временем и интересами для достижения высоких результатов.
4. Лояльность персонала по отношению к организации – лояльные работники стремятся сохранить трудовые отношения с данной организацией и готовы переживать временные трудности вместе со своим предприятием. Доверие к руководству, справедливость кадровых решений, гарантии занятости ведут к возникновению обязательств, больших, чем предусмотрено трудовым договором. Ни один контракт не предписывает таких условий, как инициатива и саморазвитие, однако работники стараются быть не только надежными и исполнительными, но и нередко выступают с предложениями по улучшению работы, тратят личное время на участие в корпоративных мероприятиях и т.д.
Рассмотрим элементы процесса мотивации:
1. Потребности(иерархия потребностей А. Маслоу). Поведение индивида определяется наличием неудовлетворенной потребности. При этом большинство потребностей человека удовлетворяется в труде. Он может реализовать свои первичные потребности, получая заработную плату и другие компенсационные выплаты, либо путем прямого удовлетворения в виде различных социальных услуг (питание, спецодежда).
2. Постановка цели(теория целеполагания Дж. Латама и Э. Локке,двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга и др.). В условиях организации цели устанавливаются руководством, при этом важно учитывать, что их достижение должно быть связано с интересами работников в улучшении материального благосостояния, получения признания за хорошо выполненную работу, уважения и одобрения со стороны коллег.
3. Действия по достижению цели(теория ожидания В. Врума, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга и др.) предполагают выбор линии поведения, наиболее соответствующий установкам работника в отношении усилий и результатов.
4. Достижение цели(теория целеполагания Дж. Латама и Э. Локке, теория подкрепления К. Халла, теория социального обучения А.Бандуры, двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга и др.). Сам факт достижения цели является мощным мотиватором и сопровождается положительными эмоциями. Это состояние приводит к чувству удовлетворенности работой и само по себе является внутренним вознаграждением.
5. Вознаграждение(теория справедливости Дж. Адамса) является источником удовлетворения потребностей работника. Заработная плата и премии позволяют ему иметь средства для поддержания своей жизнедеятельности и обеспечения семьи.