Основные функции управления человеческими ресурсами современной организации.
УЧР - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений систем управления персоналом, включающие разработку концепций и стратегий кадровой политики, принципов и методов управления.
УЧР – система взаимосвязанных организационно – экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на условие организации.
Функции:
- обучение персонала
- кадровое делопроизводство
- управление расходами на персонал
- увольнение
- оценка персонала
- мотивация
- обеспечение кадрами
- прогнозирование потребности в кадрах работающих;
- планирование количества и качественной структуры кадров в подразделениях предприятия;
- поиск квалифицированных кадров;
- проведение конкурсов на вакантные места;
- аттестация поступающих на работу;
- организация процесса адаптации новых сотрудников;
- выработка рекомендаций для повышения квалификации;
- организация переподготовки персонала;
- организация подготовки руководящих кадров
Система методов управления человеческими ресурсами: классификация, особенности применения.
Система методов состоит из 2 групп:
1 группа:
· Административные
· Социально-психологические
· Экономические
2 группа:
· Метод стимулирования
· М.информирования
· М убеждения
· М принуждения
Административные методыуправления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
Социально-психологические методыуправления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Но такое разделение достаточно условно. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Метод стимулирования.
Стимул - это внешнее побуждение к действию, причиной которого является интерес (материальный, моральный, личный или групповой). Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется стимулированием. Стимулирование выполняет на предприятии важную роль действенных мотиваторов или основных носителей интересов работников. Оно принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.
Мотивация и стимулирование персонала оказывают значительное влияние на развитие у работников таких важных характеристик их трудовой деятельности, как качество работы, результативность, старание, усердие, настойчивость, добросовестность и т.д.
Перечислим общие стимулы, побуждающие человека лучше работать:
- - деньги;
- - уважение;
- - самоутверждение;
- - чувство принадлежности к организации;
- - приятная рабочая обстановка;
- - похвала;
- - гибкий график работы;
- - осознание себя членом команды;
- - возможность внесения идей и предложений;
- - возможность учиться;
- - карьера;
- - товарищеские отношения;
- - признание заслуг;
- - вознаграждение;
- - возможность работать дома;
- - независимость;
- - премии;
- - творческая атмосфера;
- - благодарность за сверхурочную работу;
- - чувство уверенности в работе;
- - сотрудничество с другими людьми;
- - устоявшийся рабочий процесс;
- - доверие руководства.
Метод информирования.
Внутренняя информационная политика является важнейшим инструментом влияния на поведение персонала. Если люди, работающие в организации, плохо информированы по вопросам, имеющим для них первостепенное значение, это резко снижает их настрой на работу с высокой отдачей. Потребность в том, чтобы быть информированным, преодолеть состояние неопределенности, неясности в отношении наиболее значимых для себя вопросов, является одной из базовых потребностей человека. Информирование работников затрагивает не только технические, но и эмоциональные аспекты работы.
Основными требованиями к внутренней информационной политике организации являются следующие:
- сотрудники должны обладать самой свежей детальной и общей информацией по основным ключевым областям, в которых они работают
- к информации должны иметь доступ не только высшее руководство, но и менеджеры среднего звена, а также рядовые сотрудники компании (работники организации не должны ждать, когда им предоставят информацию, правда, при этом должна быть определена черта, разграничивающая доступ и защиту информации);
- информационные системы должны предоставлять персоналу динамичную, достоверную и полную информацию, а не статичные данные;
- сотрудники должны иметь возможность легко отслеживать все ключевые показатели, от которых зависит их эффективность и информированность.
Для построения эффективной системы информирования необходимы:
1) правильное определение содержания и объемов информации, которую надо доводить до персонала и получать от него;
2) правильное определение конкретных получателей информации;
3) время, сроки получения информации, периодичность;
4) адекватные методы донесения информации до конкретных исполнителей;
5) формы предоставления информации от сотрудников руководству, т.к. ошибки в их определении могут привести к потере и искажению информации.
Метод убеждения.
Методы убеждения являются ведущими среди методов организаторского воздействия. Убеждение — это, прежде всего, разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то проступка. Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди остальных способов организаторского воздействия. Ведущее место в этом процессе занимает аргументирование.
Метод принуждения.
Метод принуждения — это воздействие на человека с целью побудить его к строго определенному типу поведения, заставить его что-нибудь сделать. Тот, кого принуждают, поставлен перед необходимостью, подчиняясь установленным правилам, совершать конкретные действия и поступки. Метод принуждения – это метод воздействия, который имеет две модификации: морально – психологический и физический. Метод принуждения по своей сути похож на метод убеждения. Ведь в двух методах главная задача коммуникатора – это то, чтобы собеседник принял его точку зрения. Как при методе убеждения, так и при методе принуждения человек начинает обосновывать свою личную точку зрения с помощью различных доказательств. Поэтому метод убеждения и метод принуждения, считаются основными методами при психологическом воздействии на своего собеседника.