ТЕМА 6. Внешняя торговля и цены

1. Особенности цен мирового рынка.

2. Виды цен мирового рынка.

3. Методология расчета экспортных и импортных цен.

4. Внешнеторговая политика государства.

Мировые цены – это цены, по которым производятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли.

Мировыми считаются цены, если:

· Это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;

· Это цены сделок, носящих регулярный характер;

· Это цены сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте;

Эти цены отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Они являются ориентиром при проектировании вариантов сотрудничества российских предприятий с зарубежными. Внешняя торговля стала в последнее время важной движущей силой экономического развития.

Преимущества международной торговли известны. Выделим некоторые особенности мирового торгового рынка:

1. Совершаются крупномасштабные сделки;

2. Имеет место взаимная несвязанность экспортных и импортных операций;

3. Осуществление сделок происходит в конвертируемой валюте;

4. Наличие тарифных и нетарифных барьеров между национальными рынками и мировыми;

5. Поставки на мировой рынок осуществляют наиболее конкурентоспособные производители;

6. Состояние мирового рынка и внутреннего определяется различными характеристиками;

7. Разная бюджетно-финансовая политика, порождающая систему экспортных субсидий, пошлин и ограничений на импорт;

8. Разная степень политического вмешательства и контроля;

Динамика развития мировой экономики определяется не только экономическим состоянием стран, но и их политическими условиями, общественными структурами и влиянием культурных факторов, которые определяют направление и интенсивность внешнеторговых потоков.

Экономический рост, конъюнктурное состояние, налоговая политика и политика валютного регулирования – важнейшие факторы, влияющие на экспортные возможности страны.

Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продаётся товар, указания способа определения цены данного товара.

Многообразие связей мирового рынка порождает множество цен в международной торговле. Все цены мирового рынка объединены в 2-е группы:

1. цены на продукцию обрабатывающей промышленности (на готовую продукцию);

2. цены на сырьевые блага.

При установлении мировых цен на первую группу товаров существенное влияние оказывают ведущие фирмы-производители. База экспортных цен является цены на внутреннем рынке. Для мирового рынка готовой продукции характерны различия в ценах. Это может быть обусловлено:

- различием в издержках у производителей-экспортёров;

- различием в стадиях жизненного цикла товаров на внутреннем и на внешнем рынке

- взаимосвязью мировой торговли с инвестиционными процессами в странах импортёрах

- различием в транспортных расходах.

Таки образом, мировые цены обрабатывающей промышленности имеют множественный характер, а понятие единого уровня мировой цены является условным.

Во второй группе, в соответствии с классификацией статистического бюро ООН включаются нефть, уголь, газ, сельскохозяйственная продукция, удобрения, цветные металлы.

Особенности этих цен:

- уровень таких цен определяется соотношением спроса и предложеня на мировом рынке данного товара;

- в качестве мировых цен используется сочетание цен основных производителей-экспортёров и биржевых котировок

- часто в формировании цен на мировых рынках сырьевых товаров особую роль играют государства или группы государств, которые пытаются влиять на уровень мировых цен в выгодном для себя направлении.

Отличительные особенности свидетельствуют о множестве цен и на сырьевые товары, хотя эти цены относительно более устойчивые и однородны, чем цены первой группы.

Как правило, внутренние и мировые цены не совпадает в силу различных причин. Несовпадение может быть разного рода, мировые больше внутренних и наоборот. Мировые цены не распространяются на следующие виды сделок:

- сделки, которые осуществляются на основе товарного кредита, предоставляемого правительствами других стран.

- сделки и платежи, которые осуществляются за счёт займов, предоставляемым правительством экспортируемой страны

- предоставление товаров в качестве дара

- закупки в рамках государственных программ

В международной торговле применяются различные виды цен. Это справочные цены, прейскурантные, цены каталога, биржевые, цены аукционных торгов, цены предложения, расчетные и цены фактических сделок.

При установлении цены товара в контракте купли продаже определяется единица измерении цены, базис цены, валюта, способ фиксации цены и её уровень.

Единица измерения зависит от характера товара и от практики торговли для данным товаром. Цена может быть установлена в контракте за:

- определённую количественную единицу товара, указанную в определённых единицах измерения (вес, длина, площадь и.т.д или в счётных единицах – сотни, дюжины).

- весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для руды, концентратов, химикатов.)

- весовую единицу в зависимости от колебаний натурного веса, содержания посторонних примесей и влажности (брутто, нетто, стоимость тары и упаковки).

Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские, и др. расходы по доставке товара в цену.

Валюта цены– цена в контракте. Она может быть выражена в валюте страны экспортера, или в валюте «третьей страны». (Большое значение имеют торговые обычаи, например, на каучук, цветные металлы цены могут быть выражены в фунтах стерлингах, нефть – в долларах).

Способ фиксации цены. Применяются, как и на внутреннем рынке, твердые, подвижные, скользящие и с последующей фиксацией цены.

Покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой. Например, какими источниками информации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цены. Так, при сделках на биржевые товары оговаривается, по котировкам какой биржи и по какой рубрике котировального бюллетеня будет определяться цена, а также срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в контракте. Такие сделки называются «онкольные».

Цены на экспортные продукты могут быть определены следующим образом:

- На базе издержек производства

- Исходя из уровня спроса

- Ориентируясь на уровень цен конкурентов

Преимущество первого метода – его простота. Основой цены являются валовые издержки на единицу продукции. Формально схема калькуляции экспортных цен мало отличается от схемы, используемой при расчете внутренних цен. Основное отличие заключается в дополнительных расходах по сбыту, а именно:

- Комиссионное вознаграждение продавцов и представителей

- Импортные таможенные расходы в стране покупателя

- Транспортные издержки

- Затраты на финансирование

- Расходы по страхованию товара

- Расходы по упаковке

- Резервы для покрытия непредвиденных рисков

- Расходы по составлению контракта, оформлению сертификатов и прочих бумаг.

Согласно второму методу (исходя из уровня спроса) цена определяется исходя только из спроса, т.е. из того, сколько покупатель хочет и может заплатить за предлагаемый товар. Затраты рассматриваются как ограничительный фактор. Этот метод применяется, в основном, если есть взаимозаменяемые товары на рынке, позволяющие покупателю проводить сравнения товаров.

Расчет экспортных цен с ориентацией на конкурентов производится следующим образом:

- Из имеющейся базы данных делают выборку наиболее свежих сведений на цены на товары конкурентов, аналогичные (сопоставимые) тем, которые мы желаем экспортировать.

- Заносят в заранее приготовленную таблицу основные технико-экономические показатели того и другого товара, включая условия поставки и цены.

- С помощью поправок цену экспортируемого товара приводят к условиям реализации на выбранном рынке.

Так как конкурентных товаров несколько, получают усредненную цену относительно всех упомянутых товаров. Эта цена и является базой для переговоров с покупателями.

Цены на импортируемую продукцию рассчитываются на основании конкурентных материалов в следующей последовательности:

1) Поступившие от различных фирм производителей коммерческие предложения анализируются на предмет их приемлемости для импортера, выбирается цена предложения.

2) Данная цена анализируется с точки зрения соответствия ее величины качественным характеристикам предлагаемых к импорту товаров путем проведения технико-экономического сопоставления цен и параметров данной продукции.

3) Выбранный товар должен быть оценен с точки зрения экономической эффективности его использования.

К цене предложения, как правило, применяют поправки, которые бывают двух видов: коммерческие и технико-экономические. В общем виде, цена импортируемого товара с учетом поправок:

ТЕМА 6. Внешняя торговля и цены - student2.ru

Р – цена конкурентного материала

n – сумма поправок в абсолютном стоимостном выражении

К – поправки в виде коэффициентов

К ценам на экспортируемую и импортируемую продукцию предусматриваются следующие виды поправок:

1. Поправка на условия продажи (оптом и в розницу). В случае приобретения товара оптом фирма поставщик обычно предоставляет значительные скидки для импортера, т.е. делает поправку на размер оптовой скидки к цене конкурентного материала.

2. Поправка на уменьшение издержек производства и рост производительности труда (ПТ). Цена раскладывается на составляющиеся части: материальные затраты, доля трудовых затрат, неизменная часть цены (прибыль, накладные расходы т. д.). Далее находятся поправочные коэффициенты:

ТЕМА 6. Внешняя торговля и цены - student2.ru

ТЕМА 6. Внешняя торговля и цены - student2.ru

3. Поправка на серийность, применяемая в двух случаях:

- если импортер увеличивает объем закупок у фирмы производителя, вследствие этого товар становится серийным для данной фирмы.

- если имеется конкурентный материал-контракт, заключенный с поставщиком, для которого предмет контракта является серийной продукцией. Расчет цены ведется для импортной сделки, где в качестве поставщика выступает производитель, выпускающей аналогичную продукцию как единичную или мелкосерийную.

4. Поправки на комплектацию.

Данная поправка определяется следующим образом - из цены, имеющейся в конкурентном материале, вычитаются цены тех комплектующих изделий, которые импортер рассчитывает получить иным путем, либо в которых не нуждается. Если он нуждается в дополнительной комплектации, то цены этих изделии прибавляются к цене конкретного материала.

5. Поправки на валюту предстоящей сделки. Цены товара по конкурентным материалам в иностранной валюте пересчитываются на единицу измерения товара в соответствии с исходными условиями рассчитываемой цены. Затем цены товаров по конкурентным предложениям, контрактам и другим материалом в иностранной валюте переводятся в рубли по курсу ЦБ на дату расчета. Пересчет ведется по курсу рубля к валюте конкурентного материала на момент его действия. На товары, импортируемые из развитых стран, цены устанавливается в местной валюте стран поставщика, а из развивающихся стран – в валюте третьей страны. При импорте из стран, валюта которых имеет тенденцию к росту, выгоднее фиксировать цену в долларах или евро, а платить в национальной валюте.

6. Поправка на срок предстоящей сделки. Эти поправки вносятся в целях учета изменения цен, изменения курса валют и в тех случаях, когда не хватает современных конкурентных материалов. Эти поправки имеют цель привести цены предложений, относящиеся к разным датам, к их уровню на период расчета цены предстоящей сделки.

7. Поправка на условия платежа. Цена сделки может существенно колебаться в зависимости от различных условий платежа. Как известно, существуют две основные формы оплаты – наличная и в кредит. При импортно-экспортных операциях предпочтительнее первая форма оплаты. Таким образом, в зависимости от условий оплаты применяют коэффициенты кредитного влияния, которые уменьшают цену при оплате наличными, и увеличивают ее при оплате в кредит.

8. Поправка на дополнительные условия контракта – это корректировка рассчитываемой цены импортного контракта на величину добавленных или недостающих составляющих контракта, которые входят в состав цены, по сравнению с конкурентным материалом (например, стажировка специалистов у фирмы-поставщика, услуги посредников, дополнительные гарантии поставщика).

9. Поправки на уторговывание – это скидка с первоначальной цены предложения, которая бывает, как правило, завышена. Определяется субъективно, исходя из практики работы с поставщиком.

10. Поправки на разницу в технико-экономических параметрах. Технико-экономические сопоставления продукции функционально однородной, но предлагаемой разными фирмами, сводится к сопоставлению основных характеристик товара, цена которого рассчитывается, с характеристиками товаров ведущих производителей (суммарная величина поправок не должна превышать 30-40%).

Под внешнеэкономической политикой государства понимается деятельность, направленная на регулирование экономических отношений с другими странами. Набор средств различен, но общим является одно – государство защищает свою национальную экономику, экономические интересы экспортеров, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми процессами, которые происходят за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику.

В современной внешнеторговой политике взаимодействуют либерализм и протекционизм. Протекционизм – меры, направленные на защиту внутреннего рынка от конкуренции, либерализация – на уменьшение возможных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы – перечень таможенных пошлин на импортные товары.

Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого при пересечении товарами таможенной границы, которая увеличивает цену товара и оказывает влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Таможенные пошлины призваны выполнять следующие функции: фискальную, протекционистскую, балансировочную.

Таможенные пошлины по видам классифицируются на:

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу товара.

- Комбинированные.

по объекту обложения на:

- Импортные

- Экспортные

- Транзитные

по характеру:

- Сезонные

- Антидемпинговые

- Компенсационные

- и другие виды.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара. Таможенная стоимость – нормальная, складывающаяся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем цена товара, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Для определения таможенной стоимости принимают следующие методы:

- По цене сделки с ввозимыми товарами

- По цене сделки с идентичными товарами

- По цене сделки с однородными товарами

- На основе вычитания стоимости

- На основе сложения стоимости

- Резервный метод

При определении таможенной стоимости в нее не включаются расходы на транспортировку ввозимых товаров до места таможенного оформления, стоимость упаковки, стоимость сырья, которые были предоставлены покупателе бесплатно или по сниженной цене, платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, величина части прямого ил косвенного дохода продавца.

Принимая решения об использовании тех или иных инструментов торговой политики, правительство страны оценивает их совокупное воздействие на экономику государства. При этом определяется экономический выигрыш для или фирмы, доходы или расходы бюджета, влияние на внутренние цены и потребление, на степень конкурентности рынка и др.

В настоящее время практически все страны мира вовлечены в международную торговлю, образуя международный маркетинг. Регулированием отношений между странами в области международной торговли занимается Всемирная торговая организация (ВТО).

Мировой рынок возник на основе международного разделения труда и международной кооперации. Будучи сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает определенное влияние на цены и производство внутреннего рынка.

Цены мирового товарного рынка определяются по соотношению спроса и предложения. Сегодня наблюдается тенденция сближения внутренних и мировых цен. Однако, на цены некоторых товаров до сих пор значительное влияние оказывают отдельные страны или группы стран.

В условиях определенного выравнивания цен реализации в международной торговле уровень прибыльности будет зависеть от уровня затрат на производство продукции. Поэтому, чем ниже уровень издержек производства производителей, тем больше резерв, который имеет экспортер для снижения цены на свою продукцию в целях сохранения и укрепления своих конкурентных позиций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бирюков Е.С. Цены и ценообразование: учебное пособие. – Челябинск: ЧелГУ, 2006. – 71 с.

2. Бутакова М.М. Практикум по ценообразованию: Учебное пособие/ М.М. Бутакова, Ю.Г. Алгазина, В.В. Беляев, Е.Е. Порошина; Под ред. М.М. Бутаковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2008. – 296 с.

3. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс : учеб. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2003. - 594 с.

4. Маслова Т.Д. Маркетинг: учеб. для вузов / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

5. Покрытан П. О регулировании монопольных тарифов / П. Покрытан // Экономист. - 2006. - № 2. - С. 9-14.

6. Сюзева Т.А. Финансовые аспекты регулирования цен на продукцию естественных монополий / Т.А. Сюзева // Финансы. - 2005. - № 8. - С. 37-41.

7. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия: учеб. для вузов / Под общ. ред. Г.Л. Багиева; СПб. гос. ун-т экономики и финансов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 288 с.

8. Федотов М. Конкурентное ценообразование на предприятии / М. Федотов // Маркетинг. - 2005. - № 2. - С. 49-55.

9. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./ Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.

10. Чудаков А.Д. Цены и ценообразование : учеб. для вузов. - М.: РДЛ, 2003. - 376 с.

11. Экономика предприятия: учеб. для вузов / Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2003. - 608 с.

12. Экономика предприятия: учеб. для вузов / Под ред. С.Г. Фалько. - М.: Дрофа, 2003. - 368 с.

ГЛОССАРИЙ

Активное ценообразование — установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности операций.

Валюта цены — денежная единица, в которой выражена цена товара во внешнеторговом контракте; называется также валютой сделки (контракта).

Величина спроса — количество единиц товара, которое может быть приобретено на рынке в определенный период времени при некотором уровне цены и неизменных прочих факторах.

Гиперинфляция — исключительно быстрый рост товарных цен и денежной массы в обращении, ведущий к резкому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и нарушению нормальных хозяйственных связей. Гиперинфляция оказывает крайне отрицательное влияние на состояние экономики — усиливает диспропорциональность развития, порождает чрезвычайный спрос на реальные ценности (недвижимость, благородные металлы), развивает спекуляцию, форсирует "бегство капиталов". Особенно остро эти явления проявляются в периоды, когда покупательная способность денег начинает катастрофически падать. Важным фактором развертывания гиперинфляции является усиленный выпуск денег в обращение. На определенной стадии гиперинфляция приобретает черты самоподдерживающегося процесса: рост цен требует дополнительной эмиссии денег, а их обесценение вызывает новую волну роста цен.

Дефляция — 1) искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы, проводимое правительством страны с целью снижения темпов инфляции посредством увеличения налогов, повышения учетной ставки, продажи государственных денежных бумаг и т.д.; 2) спад. Замедленное падение или замедленный рост цен на денежно-кредитном рынке, сопровождается снижением выпуска продукции и ростом безработицы.

Дисконт — 1) разница между ценой, по которой ценная бумага продается на фондовой бирже в данный момент, ее текущим биржевым курсом, с одной стороны, и номиналом ценной бумаги или ценой, по которой ценная бумага продается при ее погашении; 2) разница между форвардным курсом валюты (курсом, зафиксированным в момент заключения сделки, но с оплатой по нему в будущие сроки) и курсом при немедленной уплате; 3) разница между ценами на товар, обусловленная разными сроками его поставки; 4) снижение (скидка) цены на товар вследствие несоответствия его качества условиям стандарта либо договора; 5) учет векселей банком или частным лицом с вычетом процентов за неистекшее до срока платежа время: 6) скидка с цены с учетом состояния рынка; 7) специальная банковская кредитная операция на основании учета банком ценной бумаги с расчетом процентов и расходов. Дисконтированием называются также вычисления по формуле сложных процентов. применяемые для определения стоимости денежных средств при расчетах по вкладам, займам, страхованию, амортизации, оценке прибыльности финансовых сделок и т.п.

Дисконт векселя — 1) покупка векселя до истечения срока его действия по цене ниже номинала; 2) в банковской практике: учетный процент, взимаемый банками при покупке (учете) векселей.

Дисконтная (учетная) ставка –процентная ставка, которую центральный банк взимает при учете правительственных ценных бумаг или при предоставлении кредита против обеспечения в виде этих бумаг.

Затратный подход к ценообразованию— метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров.

Зонтик цен — формирование лидирующими фирмами в определенном сегменте рынка цен с повышенной рентабельностью.

Инфляционная оговорка — оговорка в контрактах, соглашениях, договорах, предусматривающая изменение оплаты, стоимости в связи с инфляционным ростом цен.

Инфляция— обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленные повышением их качества. Инфляция связана прежде всего с переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарного предложения. Различают следующие формы и виды проявления инфляции: административная инфляция — инфляция, порожденная "административно" управляемыми ценами; галопирующая инфляция — инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция — инфляция с очень высоким темпом роста цен; инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ним и цены на выпускаемую продукцию; импортируемая инфляция — инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например, чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен; кредитная инфляция — инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция — уровень инфляция, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период; ожидаемая инфляция — предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода; открытая инфляция — инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов; подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. Обычно исчезают товары на открытых рынках и появляются на теневых, где цены растут; ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен. Для борьбы с инфляцией проводят политику дефляции, т. е. ограничения массы денег в обращении. Она осуществляется через повышение процентных ставок, лимитирование кредитов, уменьшение дефицита государственного бюджета, замораживание заработной платы, ужесточение внешнего экономического регулирования и другими методами.

Котировка — установление курсов иностранных валют, ценных бумаг или цен товаров на биржах. Котировку осуществляет уполномоченные государственные учреждения, специальные органы на валютных, фондовых и товарных биржах, крупные компании и банки — на неорганизованном рынке. На фондовой бирже термин «котировка» означает также привилегию — предоставленное Советом биржи данной ценной бумаге право официально обращаться на бирже. Полная котировка включает курс покупателя и курс продавца, по которым котирующая организация купит или продаст ценные бумаги, валюту или товар. Разница между курсами покупателя и продавца представляет источник дохода для котирующей организацией. Котировка бывает твердой, т. е. обязывающей котирующую организацию совершить сделку в соответствии с ней, или номинальной, т. е. необязательной для котирующей организации. Полная котировка фиксирует установление цен, предлагаемых продавцами и покупателями. Выделяют: котировка акций — установление рыночной цены акций на фондовой бирже; котировка валюты — установление рыночного валютного курса, либо курса, определяемого центральным банком и нормативно-правовыми актами правительства страны; котировка курсов — официальная регистрация на определенный период курса иностранной валюты или ценных бумаг на основе рыночных курсов; котировка облигаций — установление курсовой цены облигаций, продаваемых и покупаемых на фондовой бирже; котировка официальная — единый курс валюты и ценных бумаг на определенный день, используемый для внебиржевых расчетов; котировка твердая — котировка отдельных видов ценных бумаг, осуществляемая вне биржи наиболее важными участниками биржевого рынка; котировка товарная — цены биржевых товаров, регистрируемые и публикуемые котировальной комиссией биржи.

Кривая безубыточных продаж — линия, описывающая изменения объемов продаж, при которых изменения цен не ведет к сокращению объемов прибыли, получаемой фирмой при прежнем уровне цены.

Кривая вероятности покупок — график, показывающий, какая доля генеральной совокупности покупателей согласится приобрести товар при том или ином уровне цены.

Кумулятивные скидки за объем закупок — мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет за определенный период времени объем товара свыше договорного предела, и распространяется на объем товара сверх этого предела.

Курс облигаций — цена, по которой продаются и покупаются облигации государственных займов. При выпуске государственного займа устанавливается номинальная цена облигаций, удостоверяющая, что облигация представляет определенный капитал, временно используемый государством. Эта сумма включается в государственный долг и выплачивается держателями облигаций при погашении. Государство устанавливает также цену, по которой облигации продаются банкам. Рыночной является цена, по которой продаются и покупаются облигации на рынке ссудных капиталов. Установление курса на бирже регулируется действующими нормами и сложившейся практикой, зависит от номинального процента, от величины ссудного процента и от общей конъюнктуры.

Курс ценных бумаг — цена, по которой продаются и покупаются ценные бумаги. Представляет по сути капитализированный доход; равняется сумме денег, которая при предоставлении ее в кредит приносит в вше процента доход, равный доходу от ценных бумаг. Этот курс прямо пропорционален норме доходности ценных бумаг — приносимому ими дивиденду и обратно пропорционален существующему уровню ссудного процента. Рыночный курс формируется под влиянием соотношения спроса и предложения ценных бумаг. На него оказывают также влияние политические факторы, прогнозы перспектив развития экономики, состояние рынка ссудных капиталов и т.д. Определение курса (котировка) осуществляется на фондовой бирже.

Минимально значимое различие в ценах — абсолютная разница в уровнях цен на один и тот же товар, способная существенно изменить величину спроса на него.

Надбавка к цене — устанавливается в зависимости от особых требований покупателя, в частности при выполнении специального, индивидуального заказа, за повышенное качество товара, предоставление дополнительных услуг и т.д.

Нейтральная стратегия ценообразования — установление цен исходя из того соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.

Относительный выигрыш фирмы — доля цены, которая обеспечивает увеличение чистой прибыли фирмы или сокращения ее убытков.

Отправная цена — наибольшая цена, по которой покупатель согласен приобрести конкретный товар или минимальная цена, по которой продавец предлагает свой товар для реализации на аукционе.

Параметрическое ценообразование — установление цен на параметрический ряд товаров в соответствии с формализованной моделью зависимости цены от значений основных потребительских параметров этих изделий.

Паритетная цена — цена на продукты сельского хозяйства, позволяющая их производителю за неизменный объем продукции иметь денежный доход, достаточный для приобретения "потребительской корзины" — стабильного набора потребительских благ и услуг.

Пассивное ценообразование — установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов.

Политика фиксированных цен — продажа товаров согласно утвержденному руководством фирмы сборнику цен (прейскуранту).

Политика цен — система стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров фирмы.

Прейскурант — сборник цен на продукцию, утвержденный руководством фирмы.

Премиальная цена — цена, превышающая среднюю рыночную на величину премии за репутацию.

Премия за репутацию — надбавка, которую покупатели готовы оплатить за то, что товары данной фирмы давно завоевали хорошую репутацию своим качеством и надежностью.

Престижные товары — товары, которые приобретаются несмотря на высокие цены, так как факт покупки позволяет продемонстрировать окружающим высокий уровень благосостояния и жизненный успех владельца такого товара.

Расчет цены — 1) процесс ценообразования, в котором учитывают производственные и другие издержки; 2) документ, в котором произведена калькуляция цены.

Расчет цены по методу "прямые издержки плюс прибыль" — начисление стандартной наценки, нормативной прибыли на себестоимость товара и определение цены в виде суммы себестоимости и прибыли.

Расчет цены по экспорту – составляется на предприятии для обоснования эффективности намечаемой экспортной операции. В нем определяются основные показатели качества данного товара в сравнении с предложениями конкурентов, выявляется уровень экспортной цены в инвалюте с конкретным базисом поставки на основе реальных иен внешнего рынка в сопоставлении с внутренней ценой плюс транспортные и иные расходы в рублях (исходя из установленных валютных коэффициентов),

Расчеты по разницам в ценах – используются в расчетах с поставщиками и потребителями продукции и для формирования результатов финансовой деятельности.

Розничная цена — цена продажи потребительских товаров конечному покупателю.

Сезонные цены — изменяющиеся в зависимости от времени года (на сельскохозяйственную продукцию, одежду, обувь и т.п.), сезонные колебания цен.

Скидка при комплексной закупке товаров — мера снижения стандартной продажной иены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет данный товар вместе с другими дополняющими товарами этой фирмы.

Скидка для поощрения продаж — мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется торговым посредникам, если они берут для реализации новые товары, продвижение которых на рынок требует повышенных расходов на рекламу и услуги торговых агентов.

Скидка за большой объем закупок — мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он разово приобретет партию товара с объемом, большим определенной величины.

Скидка за внесезонную покупку — мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет товары сезонного спроса вне периода года, для которого они предназначены.

Скидка за ускорение оплаты — мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он произведет оплату приобретенной партии товара ранее установленного контрактом срока.

Скользящая цена — устанавливаемая на продукцию с длительным циклом изготовления, в течение которого могут существенно измениться затраты на производство. Цена изменяется в соответствии с изменениями издержек производства, расходов на протяжении периода времени изготовления продукции.

Стабильность цен— положение, когда темпы инфляции минимальны и не воздействуют на процесс принятия экономических решений.

Стоп-цена — цена, зафиксированная в указании брокеру, по достижению которой следует покупать или продавать товар.

Стратегия ступенчатых премий — установление иен с дискретно снижающейся величиной премиальной надбавки к цене, что позволяет обеспечивать продажи в сегментах рынка со все возрастающей чувствительностью к уровню цены.

Стратегия премиального ценообразования, или «снятия сливок» — установление цен на уровне более высоком, чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить товар с данной экономической ценностью, и получение выгоды от высокой прибыльности продаж в узком сегменте рынка.

Стратегия ценового прорыва — установление цен на уровне более низком, чем по мнению большинства покупателей, заслуживает товар с данной экономической ценностью, и получение большой массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка.

Тактика ценообразования — набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию фирмы, которые используются для решения поставленных перед ценовиками задач.

Твердая контрактная цена - зафиксированная на конкретном уровне и привязанная к определенному сроку, указанному в контракте, цена.

Торговая надбавка (наценка) — сумма, на которую продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого.

Торговая скидка— доля цены конечной продажи, право на получение которой имеет организация, обеспечившая эту продажу.

Управляемые цены— устанавливаемые государством для конкретных товаров и услуг, обычно специального назначения, цены.

Уровень цен— средневзвешенная цена на готовые товары и услуги в конкретный момент времени.

Устойчивость цен— показатель их подвижности в бир

Наши рекомендации