Метод безубыточности производства
Затраты в этом методе классифицируют на постоянные (FC) и переменные (VC). Для анализа используют их средние величины (ATC, AFC, AVC). При этом сопоставляются совокупный доход и совокупные издержки, определяется целевая прибыль. Метод позволяет определить безубыточный объем, при котором фирма не получает прибыль и не несет убытков, а также объем, который соответствует желаемой прибыли.
|
Рис.5 Определение точки безубыточности
Цена на графике задана углом наклона ТR. Изменяя цену, можно варьировать выручкой. Объем товара, в которой фирма согласно прогнозам рынка может продать сверх объемов, обеспечивающих ей безубыточность, называется запасом финансовой прочности.
Показатели для анализа точки безубыточности:
1.Объем безубыточности:
Qб/у= ,
где FC – постоянные издержки;
P-AVC - средняя величина покрытия
2.Покрытие - это сумма для возмещения постоянных затрат полученная как разница между выручкой и переменными затратами
Покрытие=TR - VC
3.Коэффициент покрытия – это доля суммы покрытия в выручке.
Kпокр= =
4.Порог рентабельности по выручке (пороговая выручка) – это выручка, получаемая в точке безубыточности.
TR*=
5.Запас финансовой прочности (кромка безопасности)
ЗП = ×100% ,где
TR – фактически получаемая предприятием выручка
TR* - выручка, получаемая в точке безубыточности
ЗП показывает, на сколько больше, фирма надеется продать, сверх объема, обеспечивающего ей достижение безубыточности. Чем меньше запас прочности, тем рискованнее браться за производство и продажу данного товара.
6.Объем выпуска, обеспечивающий необходимую плановую прибыль.
QPF =
Анализ точки безубыточности позволяет выявить три типа цен с точки зрения возмещения издержек.
1. Предельная цена – цена равная AVC; та минимальная цена, которую может позволить себе фирма в краткосрочном периоде. P = AVC
2. Цена безубыточности – цена, равная ATC; цена, которая покрывает все издержки, но не приносит прибыль. P = AVC+AFC
3. Достаточная цена – цена, которая возмещает постоянные, переменные издержки и дает возможность получения прибыли. P = AVC+AFC+PF
Так как график безубыточности носит условный характер необходимо учитывать следующее:
1. Расчет точки безубыточности и построения графика – это лишь инструменты для дальнейшего анализа
2. График безубыточности построен исходя из линейного приращения объема продукции, без учета факторов, которые имеют место в реальной экономике.
3. При расчете безубыточности необходимо корректировка на степень загрузки производственных мощностей, так как в модели она предполагается 100%, реальная – 75-80%.
Методы определения цен с ориентацией на конкурентов
Если фирма действует на рынке одна, являясь монополистом, то ее ценовые решения могут строиться на анализе чувствительности покупателей к ценам и на оценке своих издержек.
В немонополизированных сферах рынка ценовая политика фирм строится с учетом действий конкурентов, реакции покупателей и границ государственного регулирования цен.
Предусмотрены следующие методы:
1. Метод формирования цены посредством ориентации на рыночные цены.
Каждый продавец устанавливает цены на свой товар, исходя из ценообразования и уровня цен, традиционно сложившихся на этом рынке. Применяется при определении цен на труднодиффренцированные товары (например, сахар или бетон). Цена определяется каждой фирмой самостоятельно в особой ценовой зоне.
2. Формирование цены за счет следования за фирмой лидером
Фирмы, следующие за лидером не конкурентны и по степени известности, и по степени признания покупателями их торговой марки по сравнению с лидером. Они вынуждены придерживаться его уровня цен, и не могут установить их выше.
3. В рамках престижного ценообразования предполагается установление цен, на так называемы люксовые товары, на более высоком уровне в сравнении с товарами конкурирующих фирм посредством использования престижа товарной марки и высокого имиджа фирмы. Если такого рода товары будут продаваться по низким ценам, они станут легкодоступными и потеряют свою привлекательность для престижных покупателей. Поэтому по таким товарам целесообразно проводить политику высоких цен и поддерживать имидж товара сверхвысокого класса.
4. Состязательный метод установления цен (аукционный).
Используется на оптовых рынках, рынке ценных бумаг. Существует две разновидности этого метода:
a. повышающий метод ведения аукциона
b. понижающий метод ведения аукциона
В первом варианте назначается самая низкая цена, после чего идет ее повышение. Товар достается тому, кто предложит максимальную цену.
Во втором случае в начале называется наиболее высокая цена, если покупатель по такой цене не находится, то цена снижается. Товар получает тот, кто первым согласится на пониженную цену.
5. Определение цен посредством конкурентных торгов.
Применяется в случае борьбы фирм за подряды в ходе торгов. Фирма отталкивается от ожидаемых ценовых решений конкурентов. Торги могут быть закрытыми и договорными. Закрытые торги происходят в определенное время, и награда ждет ту фирму, которая предложит минимальную цену. Конкурент не узнает цену других, пока не назовет свою. При договорных торгах переговоры ведутся до тех пор, пока контрагенты не добьются снижения цены. При определении цен таким методом нельзя забывать о том, что цена торгов не должна быть ниже затрат фирмы.
Методы ценообразования, основанные на оценке полезности товаров