Виды адм-прав норм и способы их реализ

По предмету прав регулир:

- мат – нормы, к-рые закреп юр статус управленч отнош, их непосредственно регулируют;

- процес – нормы, закрепл усл и порядок реализ мат адм-прав норм.

По функциям права:

- регулят – регулирующие позитивные управленч отнош;

- охранит – регулируют управленч отнош, связ с их защитой и вытеснением отнош, чуждых данному об-ву.

По методу прав регулир:

- императивные – содержат категорические требования в отнош варианта поведения в сфере управления;

- диспозитивные – дающие возможность участникам управленч отнош выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юр альтернативы;

- рекомендат – с помощью к-рых участникам управленч отнош предлаг наиболее эффективный вариант решения стоящих перед ними задач;

- поощрит – содерж меры поощрения, применяемые к участникам управленч отнош при наличии в их действии факта заслуги.

По содерж предпис:

- управомочивающие – нормы, в к-рых закрепляются субъектив права участников управленч отнош, выраж юр возможность адресата действовать по своему усмотрению;

- обязывающие – нормы, закрепл юр обяз участников управленч отнош, предписывающие опред варианты поведения;

- запрещающие – нормы, содерж юр запреты на соверш опред действий в сфере гос управ.

По тер-рии действия:

- фед;

- региональные (окружные);

- субъектов РФ;

- муницип;

- локальные.

По действию во времени:

- срочные – нормы, для к-рых определен срок действия;

- бессроч – нормы без указ срока действия, действ до момента факт или юр отмены;

- чрезвыч – нормы, вступающие в действие при наступл опред обстоятельств.

По кругу лиц:

- общие – регламентир деят-ть всех или большинства субъектов управленч отнош;

- спец – распространяющие действия на отд категории, группы субъектов

По юр силе:

- з-нодат – нормы, содерж в нормат-прав актах высшей юр силы;

- подз-нные – нормы, содерж в подз-ных нормат-прав актах.

По хар-ру юр защиты:

- охраняемые в суд порядке;

- охраняемые во внесуд порядке (адм) порядке.

Реализ АП норм – практич претворение предписаний АП нормы в правомер поведение участников управленч отнош.

Формы (виды) реализ:

Исполнение – форма реализ предпис АП норм, состоящ в реализ возложенных на субъектов управленч отнош юр обяз.

Соблюдение - форма реализ запрещающих АП норм, когда субъекты управленч отнош должны воздержаться от опред вариантов поведения под угрозой наказ.

Исполнение - форма реализ управомочивающих АП норм, когда субъекты управленч отнош своим активным поведением реализ имеющиеся у них субъектив права.

Применение – особая форма реализ АП норм, состоящая в разреш управомочивающим субъектом конкретного управленч дела с вынесением индивид юр актов.

Понятие и осн черты АПО

АпO – урегулир АП нормой управленч отнош, участники к-рого наделены субъективными правами и юр обяз, установл данной юр нормой.

Осн черты:

- урегулир нормами права;

- корреспонденция (соотв взаимных прав и обяз);

- регламентация правом поведения сторон;

- сфера возникновения правоотнош (мех функционирования ИВ);

- специфика АП регулир (императ метод, метод властных предпис);

- содержание юр базы (АП нормы).

Особ:

- это властные отнош, т.е. они обусловл неравенством участников отнош;

- для них хар-рен обяз субъект, наделенный полномочиями гос-властного хар-ра;

- могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие 2 стороны необяз;

- споры о праве разреш чаще всего во внесуд порядке (адм) порядке;

- при наруш треб АП нормы сторона отнош несет ответ-ть перед гос-вом;

- по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию совместной деят-ти людей и их коллективов.

Виды АПО

По содерж:

- мат – общ-ные отнош в сфере управл, урегулир мат нормами АП;

- процесс – управленч отнош, урегулир на основе адм-процес норм.

По целям:

- регулят – складывающиеся на основе регулят АП норм;

- охранит – складывающиеся на основе охранит АП норм.

По составу участников:

- отнош, участники к-рых принадлежат к гос аппарату (гос органы и их должн лица);

- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и гос предприятиями, учрежд, организациями;

- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и общ-ными организациями, труд коллективами;

- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и негос коммерч организациями;

- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и гр-нами.

По направл деят-ти:

- OИВ (местной адм-ции) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеят-ти на соот тер-рии;

- ИВ отраслевой компетенции в отнош субъектов управл, наход в их ведении;

- органов межотрасл компетенции надведомственного хар-ра по реш спец вопросов, осущ контрольно-надзорных и координац полномочий;

- внутриорганизац отнош, затрагивающие деят-ть аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящ в его непосредственном подчинении.

По хар-ру связей м\у участниками правоотнош:

- вертик – отнош «власть-подчиненный»;

- горизонт – отнош м\у несоподчиненными субъектами АП.

Еще выделяют:

- внутриаппаратные (внутриорганиз) правоотнош, т.е. отнош, складыв в процессе организ и функционирования публич управл (создание системы органов управл, их стр-ного установл, при поступлении на гос службу и ее прохождение);

- функциональные внутриорганиз правоотнош, т.е. отнош, в рамках к-рых реализ прав статус субъектов управл и гр-н (осущ права и свободы гр-н, полномочия должн лиц и компетенция органов управл, устанавл обяз субъектов права, привлек к ответ-ти лица, наруш прав нормы).

Ученые выделяют:

- субординац (отнош в системе гос службы, складыв м\у должн лицами);

- координац (м\у ФОИВ – мин-вами, гос комитетами и пр., а также в рамках деят-ти самих этих органов);

- реординац (обращ гр-н в органы публич власти)

Спец адм-прав статусы гр-н

Спец адм-прав статус – отражает особен прав полож отд категорий гр-н в сфере гос управл (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, в/служ и т.д.).

Основу спец статуса составл общий статус. Наличие спец статуса может огран общий или увеличить его, в завис от вида. Конкретный субъект может обладать только общим статусом + 1 или несколько спец.

Основаниями для приобретения спец адм-прав статуса м\б: демографич обстоят-ва, техногенные и экологич катастрофы, проживание на тер-рии ЗАТО, член адм. Коллектива.

ФЗ от 19.02.1993г. «О беженцах»; ФЗ от 19.02.1993г. «О вынужд переселенцах».

Виды:

- члены адм. коллективов (студенты, в/служ);

- субъекты адм. опеки (сироты, безработ, беженцы и т.д.);

- жители тер-рий с особыми адм-прав режимами;

- субъекты разрешит системы (водители, лицензиаты, допущ к гос тайне и т.д.);

- гос и муницип служащие;

- индивид предприниматели;

- лица, совершившие правонаруш (в т.ч. преступления).

Наши рекомендации