Виды адм-прав норм и способы их реализ
По предмету прав регулир:
- мат – нормы, к-рые закреп юр статус управленч отнош, их непосредственно регулируют;
- процес – нормы, закрепл усл и порядок реализ мат адм-прав норм.
По функциям права:
- регулят – регулирующие позитивные управленч отнош;
- охранит – регулируют управленч отнош, связ с их защитой и вытеснением отнош, чуждых данному об-ву.
По методу прав регулир:
- императивные – содержат категорические требования в отнош варианта поведения в сфере управления;
- диспозитивные – дающие возможность участникам управленч отнош выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юр альтернативы;
- рекомендат – с помощью к-рых участникам управленч отнош предлаг наиболее эффективный вариант решения стоящих перед ними задач;
- поощрит – содерж меры поощрения, применяемые к участникам управленч отнош при наличии в их действии факта заслуги.
По содерж предпис:
- управомочивающие – нормы, в к-рых закрепляются субъектив права участников управленч отнош, выраж юр возможность адресата действовать по своему усмотрению;
- обязывающие – нормы, закрепл юр обяз участников управленч отнош, предписывающие опред варианты поведения;
- запрещающие – нормы, содерж юр запреты на соверш опред действий в сфере гос управ.
По тер-рии действия:
- фед;
- региональные (окружные);
- субъектов РФ;
- муницип;
- локальные.
По действию во времени:
- срочные – нормы, для к-рых определен срок действия;
- бессроч – нормы без указ срока действия, действ до момента факт или юр отмены;
- чрезвыч – нормы, вступающие в действие при наступл опред обстоятельств.
По кругу лиц:
- общие – регламентир деят-ть всех или большинства субъектов управленч отнош;
- спец – распространяющие действия на отд категории, группы субъектов
По юр силе:
- з-нодат – нормы, содерж в нормат-прав актах высшей юр силы;
- подз-нные – нормы, содерж в подз-ных нормат-прав актах.
По хар-ру юр защиты:
- охраняемые в суд порядке;
- охраняемые во внесуд порядке (адм) порядке.
Реализ АП норм – практич претворение предписаний АП нормы в правомер поведение участников управленч отнош.
Формы (виды) реализ:
Исполнение – форма реализ предпис АП норм, состоящ в реализ возложенных на субъектов управленч отнош юр обяз.
Соблюдение - форма реализ запрещающих АП норм, когда субъекты управленч отнош должны воздержаться от опред вариантов поведения под угрозой наказ.
Исполнение - форма реализ управомочивающих АП норм, когда субъекты управленч отнош своим активным поведением реализ имеющиеся у них субъектив права.
Применение – особая форма реализ АП норм, состоящая в разреш управомочивающим субъектом конкретного управленч дела с вынесением индивид юр актов.
Понятие и осн черты АПО
АпO – урегулир АП нормой управленч отнош, участники к-рого наделены субъективными правами и юр обяз, установл данной юр нормой.
Осн черты:
- урегулир нормами права;
- корреспонденция (соотв взаимных прав и обяз);
- регламентация правом поведения сторон;
- сфера возникновения правоотнош (мех функционирования ИВ);
- специфика АП регулир (императ метод, метод властных предпис);
- содержание юр базы (АП нормы).
Особ:
- это властные отнош, т.е. они обусловл неравенством участников отнош;
- для них хар-рен обяз субъект, наделенный полномочиями гос-властного хар-ра;
- могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие 2 стороны необяз;
- споры о праве разреш чаще всего во внесуд порядке (адм) порядке;
- при наруш треб АП нормы сторона отнош несет ответ-ть перед гос-вом;
- по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию совместной деят-ти людей и их коллективов.
Виды АПО
По содерж:
- мат – общ-ные отнош в сфере управл, урегулир мат нормами АП;
- процесс – управленч отнош, урегулир на основе адм-процес норм.
По целям:
- регулят – складывающиеся на основе регулят АП норм;
- охранит – складывающиеся на основе охранит АП норм.
По составу участников:
- отнош, участники к-рых принадлежат к гос аппарату (гос органы и их должн лица);
- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и гос предприятиями, учрежд, организациями;
- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и общ-ными организациями, труд коллективами;
- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и негос коммерч организациями;
- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и гр-нами.
По направл деят-ти:
- OИВ (местной адм-ции) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеят-ти на соот тер-рии;
- ИВ отраслевой компетенции в отнош субъектов управл, наход в их ведении;
- органов межотрасл компетенции надведомственного хар-ра по реш спец вопросов, осущ контрольно-надзорных и координац полномочий;
- внутриорганизац отнош, затрагивающие деят-ть аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящ в его непосредственном подчинении.
По хар-ру связей м\у участниками правоотнош:
- вертик – отнош «власть-подчиненный»;
- горизонт – отнош м\у несоподчиненными субъектами АП.
Еще выделяют:
- внутриаппаратные (внутриорганиз) правоотнош, т.е. отнош, складыв в процессе организ и функционирования публич управл (создание системы органов управл, их стр-ного установл, при поступлении на гос службу и ее прохождение);
- функциональные внутриорганиз правоотнош, т.е. отнош, в рамках к-рых реализ прав статус субъектов управл и гр-н (осущ права и свободы гр-н, полномочия должн лиц и компетенция органов управл, устанавл обяз субъектов права, привлек к ответ-ти лица, наруш прав нормы).
Ученые выделяют:
- субординац (отнош в системе гос службы, складыв м\у должн лицами);
- координац (м\у ФОИВ – мин-вами, гос комитетами и пр., а также в рамках деят-ти самих этих органов);
- реординац (обращ гр-н в органы публич власти)
Спец адм-прав статусы гр-н
Спец адм-прав статус – отражает особен прав полож отд категорий гр-н в сфере гос управл (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, в/служ и т.д.).
Основу спец статуса составл общий статус. Наличие спец статуса может огран общий или увеличить его, в завис от вида. Конкретный субъект может обладать только общим статусом + 1 или несколько спец.
Основаниями для приобретения спец адм-прав статуса м\б: демографич обстоят-ва, техногенные и экологич катастрофы, проживание на тер-рии ЗАТО, член адм. Коллектива.
ФЗ от 19.02.1993г. «О беженцах»; ФЗ от 19.02.1993г. «О вынужд переселенцах».
Виды:
- члены адм. коллективов (студенты, в/служ);
- субъекты адм. опеки (сироты, безработ, беженцы и т.д.);
- жители тер-рий с особыми адм-прав режимами;
- субъекты разрешит системы (водители, лицензиаты, допущ к гос тайне и т.д.);
- гос и муницип служащие;
- индивид предприниматели;
- лица, совершившие правонаруш (в т.ч. преступления).