Предмет адм –прав регулирования.

Предмет адм –прав регулирования.

АП – отрасль рос права, система юр норм, регулирующая общ-ные отнош, складывающиеся в процессе реализ задач и функций органов гос власти, м\с при осущ исполнит-распорядит деят-ти, а также отнош внутриорганизац хар-ра на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Предметом АП явл группа общ-ных отнош, к-рые в таком регулировании нуждаются.

Отнош:

1) Гос-управленческие

- возникают в аппарате гос администрации (OИВ);

- регулир на з-нодат и подз-ном уровнях;

- не в полной мере защищаются в суд порядке;

- часто связаны с организационной и функциональной завис одного органа от дh.

Такие отнош связаны с формированием органов, а также с определением их компетенции (компетенция: полномочия (права и обяз); сфера реализ властных полномочий соотв субъектом ИВ). Также они связаны с прохождением гос служб в органах.

2) Адм-процедурные

Связаны с реализ гр-нами их прав.

- возникают по инициативе не властной стороны;

- подробно регламентированы на з-нодат уровне;

- в полном объеме защищ в суд порядке.

Виды: получение лицензии на осущ деят-ти, получение водит прав и т.д.

3) Контрольно-надзорные

Возникают по инициативе властной стороны (ГИБДД, органы санитарного контроля, пожарный инспектор и т.д.).

Контроль и надзор м\б: текущий, предварит и последующий.

4) Адм-деликтные

- явл охранит, факт основанием их возникнов явл совершение адм правонаруш;

- подробно регламентированы з-нодательно;

- возникают и прекращ со стороны власти;

- связаны с привлечением виновных к адм ответ-ти, применение к ним мер принужд.

5) Адм-судопроизводственные

На сегодня КоАП предусма 9 адм наказ, 6 из к-рых могут применяться исключит в суд порядке, т.е. есть такие категории дел, к-рые рассм в суд порядке.

6) Адм-дисциплинарные

В АП есть субъекты, к-рые наз членами адм коллектива (студенты, в/служ, сотрудники милиции и др. – их статус опред уставами о дисциплине), к-рые привлек к ответ-ти.

3. Метод АП.

Метод – совокупность прав приемов, средств, способов воздействия на отнош, составл предмет АП регулирования.

Признаки:

- метод властных предписаний, т.е. возможность властной стороны давать юр-обязат предписания др. стороне;

- императивный, т.е. означ невозможность сторон адм-прав регулирования по своему усм изменить хар-р адм правоотнош;

- метод неравенства сторон связывают с наличием у одной стороны гос-властных полномочий (метод «власть-подчинение»).

Помимо этого, наряду со своими методами прав регулир, применяются методы заимствованные из др. отраслей.

Система АП.

Система – внутренне строение АП как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных прав институтов и норм.

Система АП делится:

1) Общая часть

Вкл общие для гос администрации регулят и охранит нормы и нормы, регулир адм. судопроизводство. Делится на общерегулят и общеохранит нормы.

Институты

1 группа регулирует:

- адм-прав статусы гр-н (индивид субъектов права);

- адм-прав статусы органов и служ публич власти;

- адм-прав статусы гос и муницип организаций;

- адм-прав статусы частных организаций;

- формы и методы воздействия гос и муницип исполнит органов.

2 группа регулирует:

- обеспечение з-ности в деят-ти OИВ, муницип исполнит органов, их должн лиц;

- принуждение по АП;

- адм. судопроизводство.

2) Особенная часть

Состоит из спец регулят и охранит норм права, к-рые действуют в отд сферах функционирования публич ИВ.

4 подотрасли, объединяющие институты:

- адм-полит деят-ть по обеспеч безопасности граждан;

- организац-хоз деят-ть гос и муницип ИВ;

- социально-культурную деят-ть, осуществл соц программ гос и муницип МВ;

- деят-ть гос и муницип OИВ по организации и осущ полит, экологич и иных связей с др странами (внешних связей).

Источники АП

Источник (формы) АП – внешнее выражение и закрепление содержания норм АП.

Виды юр источников:

- нормат-прав акт – вид юр акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содерж нормы АП;

- адм-прав договор нормат содержания – двустороннее или многостороннее соглашение м\у субъектами правотворчества, содерж нормы АП;

- в России акты правосудия не считаются прав прецедентами:

а) акты судов общей компетенции (в т.ч. и военных) и арбитр судов, к-рые могут признать подз-ные акты не соотв з-ну или решениям вышестоящих органов;

б) постановления КС РФ;

- прав обычай – санкционированное гос-вом истор сложившееся правило поведения в сфере управления;

- адм-прав наука – науч труды по вопросам АП, на основ к-рых вырабатывают новые адм-прав нормы и принимаются реш по конкретным управленч делам.

Основополаг источник АП – нормат-прав акт. Виды: К. РФ, ФКЗ и ФЗ, Законы СССР и РСФСР (не противореч рос з-нодат), указы Пр-та, постановл Пр-ва РФ, постановл ГД и СФ, нормат-прав акты ФОИВ, K. и уставы субъектов РФ, з-ны и др. нормат-прав акты представит (з-нодат) органов субъектов РФ, нормат-прав акты OИВ субъектов РФ, нормат-прав акты ИВ органов м/с, локальные нормат-прав акты (предприятии, учреждения, организации).

Понятие и осн черты АПО

АпO – урегулир АП нормой управленч отнош, участники к-рого наделены субъективными правами и юр обяз, установл данной юр нормой.

Осн черты:

- урегулир нормами права;

- корреспонденция (соотв взаимных прав и обяз);

- регламентация правом поведения сторон;

- сфера возникновения правоотнош (мех функционирования ИВ);

- специфика АП регулир (императ метод, метод властных предпис);

- содержание юр базы (АП нормы).

Особ:

- это властные отнош, т.е. они обусловл неравенством участников отнош;

- для них хар-рен обяз субъект, наделенный полномочиями гос-властного хар-ра;

- могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие 2 стороны необяз;

- споры о праве разреш чаще всего во внесуд порядке (адм) порядке;

- при наруш треб АП нормы сторона отнош несет ответ-ть перед гос-вом;

- по своей сути – организационные, т.е. направлены на организацию совместной деят-ти людей и их коллективов.

Виды АПО

По содерж:

- мат – общ-ные отнош в сфере управл, урегулир мат нормами АП;

- процесс – управленч отнош, урегулир на основе адм-процес норм.

По целям:

- регулят – складывающиеся на основе регулят АП норм;

- охранит – складывающиеся на основе охранит АП норм.

По составу участников:

- отнош, участники к-рых принадлежат к гос аппарату (гос органы и их должн лица);

- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и гос предприятиями, учрежд, организациями;

- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и общ-ными организациями, труд коллективами;

- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и негос коммерч организациями;

- отнош м\у OИВ (местной адм-цией) и гр-нами.

По направл деят-ти:

- OИВ (местной адм-ции) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеят-ти на соот тер-рии;

- ИВ отраслевой компетенции в отнош субъектов управл, наход в их ведении;

- органов межотрасл компетенции надведомственного хар-ра по реш спец вопросов, осущ контрольно-надзорных и координац полномочий;

- внутриорганизац отнош, затрагивающие деят-ть аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящ в его непосредственном подчинении.

По хар-ру связей м\у участниками правоотнош:

- вертик – отнош «власть-подчиненный»;

- горизонт – отнош м\у несоподчиненными субъектами АП.

Еще выделяют:

- внутриаппаратные (внутриорганиз) правоотнош, т.е. отнош, складыв в процессе организ и функционирования публич управл (создание системы органов управл, их стр-ного установл, при поступлении на гос службу и ее прохождение);

- функциональные внутриорганиз правоотнош, т.е. отнош, в рамках к-рых реализ прав статус субъектов управл и гр-н (осущ права и свободы гр-н, полномочия должн лиц и компетенция органов управл, устанавл обяз субъектов права, привлек к ответ-ти лица, наруш прав нормы).

Ученые выделяют:

- субординац (отнош в системе гос службы, складыв м\у должн лицами);

- координац (м\у ФОИВ – мин-вами, гос комитетами и пр., а также в рамках деят-ти самих этих органов);

- реординац (обращ гр-н в органы публич власти)

Спец адм-прав статусы гр-н

Спец адм-прав статус – отражает особен прав полож отд категорий гр-н в сфере гос управл (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, в/служ и т.д.).

Основу спец статуса составл общий статус. Наличие спец статуса может огран общий или увеличить его, в завис от вида. Конкретный субъект может обладать только общим статусом + 1 или несколько спец.

Основаниями для приобретения спец адм-прав статуса м\б: демографич обстоят-ва, техногенные и экологич катастрофы, проживание на тер-рии ЗАТО, член адм. Коллектива.

ФЗ от 19.02.1993г. «О беженцах»; ФЗ от 19.02.1993г. «О вынужд переселенцах».

Виды:

- члены адм. коллективов (студенты, в/служ);

- субъекты адм. опеки (сироты, безработ, беженцы и т.д.);

- жители тер-рий с особыми адм-прав режимами;

- субъекты разрешит системы (водители, лицензиаты, допущ к гос тайне и т.д.);

- гос и муницип служащие;

- индивид предприниматели;

- лица, совершившие правонаруш (в т.ч. преступления).

Понятие и система ИВ.

Исполнит власть – ветвь гос власти, деят-ть по управл делами гос-ва и общ-ва, осущ системой гос органов, наделяемых исполнит-распорядит полномочиями, контрольными органами з-нодат и суд власти.

Признаки:

- явл самостоят ветвью единой гос власти;

- выступает подз-ной по отнош к представит (з-нодат) власти;

- осущ OИВ, к-рые явл органами гос управл;

- обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

- обладает единством, т.е. осущ на всей тер-рии РФ;

- организ и осущ на началах федерализма при разгран предметов ведения и полномоч м\у РФ и субъектами РФ;

- ее деят-ть носит исполнит-распорядит хар-р;

- носит универс хар-р, т.е. осущ постоянно и непрерывно;

- имеет в своем распоряж опред средства (ресурсы), принудительность.

Элементы системы:

- уровни (фед и субъектов);

- звенья: Пр-во РФ, ФОИВ, Тер-ные органы ФОИВ, Высшие исполнит органы Субъекта РФ, Иные органы ИВ субъекта РФ, Тер-ные органы ИВ субъекта РФ.

- виды: фед мин-ва, службы, агентства; управл, представит-ва (посольства) и т.д.

Указ Пр-та РФ от 9.05.2004г. «О системе и стр-ре фед органов»

Система – совокупность взаимосвяз м\у собой элементов.

В систему входят:

- Пр-во РФ;

- Мин-ва;

- Службы;

- Агентства.

Стр-ра – кол-во единиц (органов), вход в каждый элемент системы:

- Фед мин-ва, службы, агентства, рук-во к-рых осущ Пр-т;

- Фед мин-ва, службы, агентства, рук-во к-рых осущ Пр-во.

Мин-во – фед OИВ, осущ функции по выработке гос политики и нормат-прав регулир в установл актами Пр-та и Пр-ва сфере деят-ти. Возглавл, вход в состав Пр-ва РФ министр.

Фед служба – фед OИВ, осущ функции по контролю и надзору в установл сфере деят-ти, а также спец функции в обл обороны, гос безопасности, защиты и ораны гос границы РФ, борьбы с преступностью, общ безопасности. Возглавляет директор.

Фед агентство - фед OИВ, осущ в установл сфере деят-ти функции по оказ гос услуг, по управл гос имуществом и правоприменит функции по контролю и надзору. Возглавл директор.

Понятие и система ИВ.

ИВ – ветвь гос власти, деят-ть по управлению делами гос-ва и об-ва, осущ системой гос органов, наделяемых исполнит-распорядит полном-ми, контрольн органами з-нодат и суд власти.

Признаки: явл самост ветвью единой гос власти; выступает подз-ной по отнош к з-нодат власти; осущ ОИВ, к-рые явл органами гос управления; обладает предметно-функцион самост-ю; обладает единством, т.е. осущ на всей тер-рии РФ; организуется и осущ на началах федерализма при разгран предметов ведения и полномочий м/у РФ и субъектами РФ; ее деят-ть носит исполнит-распорядит хар-р; носит универс хар-р, т.е. осущес постоянно и непрерывно; имеет в своем распоряж опред средства (ресурсы), принудительность. Элементы системы:уровни (фед и субъектов);звенья: Пр-во РФ, ФОИВ, Тер-ные органы ФОИВ, Высшие исполнит органы Субъекта РФ, Иные ОИВ субъекта РФ, Тер-ные органы ИВ субъекта РФ; виды: фед мин-ва, службы, агентства; управления, представительства (посольства) и т.д.

Субъект адм. правонарушения

Субъект – лицо, совершившее общ-но опасное деяние и способное нести адм. ответственность. Виды: индивид субъекты – физ лица, достигшие 16-лет-го возраста и облад вменяемостью; коллективные субъекты – юр. лица, совершившие адм. правонаруш.

Предмет адм –прав регулирования.

АП – отрасль рос права, система юр норм, регулирующая общ-ные отнош, складывающиеся в процессе реализ задач и функций органов гос власти, м\с при осущ исполнит-распорядит деят-ти, а также отнош внутриорганизац хар-ра на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Предметом АП явл группа общ-ных отнош, к-рые в таком регулировании нуждаются.

Отнош:

1) Гос-управленческие

- возникают в аппарате гос администрации (OИВ);

- регулир на з-нодат и подз-ном уровнях;

- не в полной мере защищаются в суд порядке;

- часто связаны с организационной и функциональной завис одного органа от дh.

Такие отнош связаны с формированием органов, а также с определением их компетенции (компетенция: полномочия (права и обяз); сфера реализ властных полномочий соотв субъектом ИВ). Также они связаны с прохождением гос служб в органах.

2) Адм-процедурные

Связаны с реализ гр-нами их прав.

- возникают по инициативе не властной стороны;

- подробно регламентированы на з-нодат уровне;

- в полном объеме защищ в суд порядке.

Виды: получение лицензии на осущ деят-ти, получение водит прав и т.д.

3) Контрольно-надзорные

Возникают по инициативе властной стороны (ГИБДД, органы санитарного контроля, пожарный инспектор и т.д.).

Контроль и надзор м\б: текущий, предварит и последующий.

4) Адм-деликтные

- явл охранит, факт основанием их возникнов явл совершение адм правонаруш;

- подробно регламентированы з-нодательно;

- возникают и прекращ со стороны власти;

- связаны с привлечением виновных к адм ответ-ти, применение к ним мер принужд.

5) Адм-судопроизводственные

На сегодня КоАП предусма 9 адм наказ, 6 из к-рых могут применяться исключит в суд порядке, т.е. есть такие категории дел, к-рые рассм в суд порядке.

6) Адм-дисциплинарные

В АП есть субъекты, к-рые наз членами адм коллектива (студенты, в/служ, сотрудники милиции и др. – их статус опред уставами о дисциплине), к-рые привлек к ответ-ти.

3. Метод АП.

Метод – совокупность прав приемов, средств, способов воздействия на отнош, составл предмет АП регулирования.

Признаки:

- метод властных предписаний, т.е. возможность властной стороны давать юр-обязат предписания др. стороне;

- императивный, т.е. означ невозможность сторон адм-прав регулирования по своему усм изменить хар-р адм правоотнош;

- метод неравенства сторон связывают с наличием у одной стороны гос-властных полномочий (метод «власть-подчинение»).

Помимо этого, наряду со своими методами прав регулир, применяются методы заимствованные из др. отраслей.

Система АП.

Система – внутренне строение АП как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных прав институтов и норм.

Система АП делится:

1) Общая часть

Вкл общие для гос администрации регулят и охранит нормы и нормы, регулир адм. судопроизводство. Делится на общерегулят и общеохранит нормы.

Институты

1 группа регулирует:

- адм-прав статусы гр-н (индивид субъектов права);

- адм-прав статусы органов и служ публич власти;

- адм-прав статусы гос и муницип организаций;

- адм-прав статусы частных организаций;

- формы и методы воздействия гос и муницип исполнит органов.

2 группа регулирует:

- обеспечение з-ности в деят-ти OИВ, муницип исполнит органов, их должн лиц;

- принуждение по АП;

- адм. судопроизводство.

2) Особенная часть

Состоит из спец регулят и охранит норм права, к-рые действуют в отд сферах функционирования публич ИВ.

4 подотрасли, объединяющие институты:

- адм-полит деят-ть по обеспеч безопасности граждан;

- организац-хоз деят-ть гос и муницип ИВ;

- социально-культурную деят-ть, осуществл соц программ гос и муницип МВ;

- деят-ть гос и муницип OИВ по организации и осущ полит, экологич и иных связей с др странами (внешних связей).

Источники АП

Источник (формы) АП – внешнее выражение и закрепление содержания норм АП.

Виды юр источников:

- нормат-прав акт – вид юр акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содерж нормы АП;

- адм-прав договор нормат содержания – двустороннее или многостороннее соглашение м\у субъектами правотворчества, содерж нормы АП;

- в России акты правосудия не считаются прав прецедентами:

а) акты судов общей компетенции (в т.ч. и военных) и арбитр судов, к-рые могут признать подз-ные акты не соотв з-ну или решениям вышестоящих органов;

б) постановления КС РФ;

- прав обычай – санкционированное гос-вом истор сложившееся правило поведения в сфере управления;

- адм-прав наука – науч труды по вопросам АП, на основ к-рых вырабатывают новые адм-прав нормы и принимаются реш по конкретным управленч делам.

Основополаг источник АП – нормат-прав акт. Виды: К. РФ, ФКЗ и ФЗ, Законы СССР и РСФСР (не противореч рос з-нодат), указы Пр-та, постановл Пр-ва РФ, постановл ГД и СФ, нормат-прав акты ФОИВ, K. и уставы субъектов РФ, з-ны и др. нормат-прав акты представит (з-нодат) органов субъектов РФ, нормат-прав акты OИВ субъектов РФ, нормат-прав акты ИВ органов м/с, локальные нормат-прав акты (предприятии, учреждения, организации).

Наши рекомендации