Необходимость и возможность АКУ
Термин «АКУ» возник недавно, с началом реформирования экономики России и постепенным вхождением страны в состояние К.
АКУ – такой вид управления, при котором развитые механизмы предвидения и мониторинга К, анализа его природы, вероятности, признаков, применение методов снижения отрицательных последствий К и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Все проблемы АКУ можно распределить на 4 группы:
1 гр. проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
2 гр. связана с методологическими проблемами жизнедеятельности организации и включает комплекс проблем финансово экономического характера.
3 гр. проблемы мониторинга К и разработки прогнозов развития социально-экономических систем и проблемы разработки УР.
4 гр. включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисную ситуацию.
Общая схема механизма У в кризисной ситуации.
Технологическую схему АКУ можно представить в виде 8 блоков:
1 блок. Создание специальной рабочей группы. Она может состоять из персонала организации и из работников, приглашенных со стороны только на время кризисной ситуации. При этом специалисты должны глубоко знать теорию кризисов, прогнозирование, конфликтологию, исследование систем управления, макроэкономику, микроэкономику и разработку УР. Руководители должны владеть искусством управления именно в условиях К и практическими навыками эффективного управления в условиях риска и неопределенности, понимать специфику кризисного предприятия и т.д.
2 блок. Предполагается проверка целесообразности и своевременности проведения мероприятий по АКУ. При нецелесообразности происходит возвращение к исходной ситуации, а именно к поиску новых целей и планированию по ним специальных мероприятий.
3 блок. Создаются АК управленческие решения.
Важным этапом является получение необходимой информации о ситуации в организации, определение необходимых ресурсов, определение путей вывода организации из кризисной ситуации и проверка возможности достижения поставленных целей.
Признаки и особенности АКУ
Сущность АК менеджмента определяют следующие характеристики:
1) К можно предвидеть, ожидать и вызывать
2) К можно ускорять, предварять и отодвигать
3) к К можно и необходимо готовиться
4) К можно смягчать
5) У в условиях К требует особых методов, опыта и специальных знаний
6) К можно управлять
7) У процессами выхода из К способно ускорять эти процессы и ликвидировать их последствия
В зависимости от разновидности К будут различаться и механизмы У. приоритетными средствами АКУ должны являться:
1 – мотивирование, ориентированное на АК меры
2 – поддержание оптимизма и уверенности у персонала
3 – интеграция по ценностям профессионализма
4 – развитие инициативы в решении проблем развития
5 – корпоративность
6 – поддержка инноваций
Стиль АКУ характеризуется целеустремленностью, профессиональным доверием, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией и принятием ответственности.
Выделяют 6 функций АК менеджмента. Среди них:
1) предкризисное У
2) У в условиях К
3) У процессами выхода из К
4) стабилизация неустойчивых ситуаций
5) минимизация потерь и упущений возможностей
6) своевременное принятие решений
Для АКУ особое значение имеет перспективность. Возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. Существуют следующие стратегии АКУ:
1 – стратегия предупреждения К и подготовка к его появлению
2 – ожидание зрелости К для его преодоления
3 – противодействие кризисным явлениям и замедление его процессов
4 – стабилизация ситуации посредством использования резервов и дополнительных ресурсов
5 – последовательный вывод из К
6 – предвидение и создание условий устранения последствий К.
Эффективность АКУ
Эффективность АКУ характеризуется соотношением эффекта, а именно степени достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования К и затраченных ресурсов.
Факторы, влияющие на эффективность АКУ:
1) профессионализм АКУ и специальная подготовка. В настоящее время в стране создана система обучения АК управляющих, которые способны с наименьшими потерями выводить предприятие из К.
2) искусство управления. Данное от природы и приобретенное в процессе специальной подготовки.
3) методология разработки рискованных решений. Данная методика определяет такие качества УР, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость.
4) полученный анализ обстановки и прогнозирование тенденций. Это позволяет постоянно осуществлять мониторинг предвидевшегося К.
5) корпоративность. Позволяет среди коллектива людей выработать энтузиазм, внутренний патриотизм, самоотверженно работать для достижения целей.
6) лидерство. Определяется не только личностью менеджеров, но и стилем работы, структурой персонала управления, авторитетом власти, уверенности и проч.
7) оперативность и гибкость У. Изменение У в соответствии с изменением ситуации.
8) стратегия и качество АК программ.
9) человеческий фактор. Обязательное наличие АК команды, которые могут пользоваться доверием АК менеджера.
10) система мониторинга кризисных ситуаций. Организованные действия по непрерывному определению вероятности и реальности наступления К для его своевременного обнаружения.