Анализ маржинального дохода ООО «Меркурий» за 2014-2016 гг.
Показатели | Абсолютное изменение (+/-) | Темп роста, % | |||||
2015 от 2014 | 2016 от 2015 | 2015 к 2014 | 2016 к 2015 | ||||
1. Выручка | 133,6 | 101,7 | |||||
2. Суммарные затраты, тыс. руб. | 133,7 | 102,1 |
Окончание табл. 2.11
3. Переменные затраты | 136,8 | 100,7 | |||||
4. Постоянные затраты | 129,2 | 104,2 | |||||
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. | -2900 | 132,8 | 94,0 | ||||
6. Безубыточный объем продаж, тыс. руб. (стр.4/ (1 - стр.3/стр.1)) | 133,1 | 102,9 | |||||
7. Запас критической надежности, % (стр.1 - стр.6) / стр.1 *100% | 12,42 | 12,72 | 11,62 | 0,30 | -1,10 | 102,4 | 91,3 |
8. Уровень операционного рычага (стр.1 - стр.3) / стр.5 | 8,05 | 7,86 | 8,61 | -0,19 | 0,74 | 97,6 | 109,5 |
9. Маржинальный доход | 129,6 | 102,9 |
Проведенные расчеты свидетельствуют о положительной тенденции маржинального дохода за период 2014-2016 гг., что свидетельствует о постоянном спросе на товары ООО «Меркурий».
Динамика маржинального дохода представлена на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8. Динамика маржинального дохода и выручки ООО «Меркурий» за 2014-2016 гг., тыс.руб.
Анализ критического объема продажи (точки безубыточности) позволяет оценить степень надежности организации, то есть ее устойчивость к снижению спроса и соответственно объема продаж. Проведенные расчеты показали, что безубыточный объем продажи увеличился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 194518 тыс. руб. (на 33 %), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом - на 194518 тыс. руб. (на 3 %).
Запас критической надежности составил в 2014 году 12,4 %, в 2015 – 12,7%, а в 2016 году – 11,6 %. Такая динамика свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия.
Очень важное значение имеет расчет показателя операционного рычага - это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения структуры затрат и объема реализации. Уровень операционного рычага снизился в 2015 году на 0,19 относительных единиц, а в 2016 году вырос на 0,74 относительных единицы, что свидетельствует о снижении рискованности деятельности организации.
По результатам анализа ООО «Меркурий» можно судить о низкой устойчивости деятельности данной фирмы в целом к различным угрозам. Прибыль компании нельзя назвать защищенной от разнообразных возможных негативных событий: падения спроса, повышения цен коммунальных служб и т.д.
Оценить правильность работы и эффективность применяемых методов менеджмента можно с помощью некоторых параметров. Один из наиболее оптимальных и информативных – это рентабельность предприятия. Для любого предпринимателя понимание этого экономического показателя – возможность оценить правильность расхода ресурсов на предприятии и скорректировать дальнейшие действия во всех направлениях.
При расчете всех показателей очень важно обратить внимание на такое понятие, как порог рентабельности. Данный показатель или если сказать точнее, точка, фактически стоит на разделении убыточного и эффективного состояния компании. Она служит для сравнения с точкой безубыточности, отражая, в какой момент убыточный бизнес стал эффективным. Чтобы проанализировать эффективность работы компании, необходимо сравнить фактические показатели доходности с плановыми. Кроме этого, в сравнении применяют данные за прошлые периоды и показатели компаний конкурентов.
Во многих случаях финансовая рентабельность предприятия становится ключевым показателем анализа деятельности бизнес-проекта, который помогает понять насколько хорошо окупаются вложенные в него средства. Правильно рассчитанные показатели по нескольким факторам и статьям используются при ценообразовании на услуги или товары, для общего анализа на рабочем этапе. Они высчитываются в процентах или используются в форме числового коэффициента: чем больше число, тем выше рентабельность работы предприятия.
Кроме этого, рассчитывать коэффициенты рентабельности предприятия необходимо в следующих производственных ситуациях:
- для прогноза возможной прибыли, которую предприятие сможет получить в следующем периоде;
- для сравнительного анализа с конкурентами на рынке;
- для обоснования больших инвестиционных вложений, помогая потенциальному участнику сделки определить прогнозируемую отдачу от будущего проекта;
- при определении реальной рыночной стоимости фирмы во время предпродажной подготовки.
Для проведения правильных расчетов и прогнозирования показателей в дальнейшей деятельности необходимо знать и понимать факторы, в разной степени влияющие на рентабельность. Специалисты делят их на экзогенные и эндогенные.
Среди экзогенных выделяют:
- налоговую политику в государстве;
- общую конъюнктуру рынка продаж;
- географическое расположение предприятия;
- уровень конкуренции на рынке;
- особенности политической ситуации в стране.
Во многих ситуациях на рентабельность и показатели прибыли предприятия влияет его географическое положение, близость к источникам сырья или клиентам-потребителям. Огромное воздействие оказывает ситуация на фондовом рынке и колебания валютных курсов.
Эндогенные или внутренние производственные факторы, которые сильно влияют на рентабельность:
- хорошие условия труда для персонала любого уровня (что обязательно сказывается положительно на качестве продукции);
-эффективность логистики и маркетинговой политики фирмы;
- общая финансовая и управленческая политика руководства.
Учет таких тонкостей помогает опытному экономисту сделать уровень рентабельности максимально верным и реалистичным.
Анализ показателей рентабельности ООО «Меркурий» представлен в таблице 2.12.
Таблица 2.12