Анализ динамики расходов на продажу по статьям калькуляции ООО «Меркурий» в 2014-2016 гг., тыс.руб.
Статья затрат | Абсолютное изменение (+/-) | Темп роста, % | |||||
2015 от 2014 | 2016 от 2015 | 2015 к 2014 | 2016 к 2015 | ||||
Товары для перепродажи | 368864,00 | 505696,18 | 507776,25 | 136832,18 | 2080,07 | 137,10 | 100,41 |
Амортизация основных средств | 22668,00 | 45398,00 | 38893,50 | 22730,00 | -6504,50 | 200,27 | 85,67 |
Заработная плата | 9348,00 | 11088,00 | 17820,00 | 1740,00 | 6732,00 | 118,61 | 160,71 |
Отчисления на соц.нужды | 3365,28 | 3769,92 | 5346,00 | 404,64 | 1576,08 | 112,02 | 141,81 |
Общехозяйственные расходы | 133014,00 | 211650,00 | 239408,34 | 78636,00 | 27758,34 | 159,12 | 113,12 |
Коммунальные расходы | 76008,00 | 118524,00 | 127049,34 | 42516,00 | 8525,34 | 155,94 | 107,19 |
Транспортные расходы | 31670,00 | 50796,00 | 69144,00 | 19126,00 | 18348,00 | 160,39 | 136,12 |
Расходы по аренде и содержанию помещений для хранения и продажи товаров | 25336,00 | 42330,00 | 43215,00 | 16994,00 | 885,00 | 167,07 | 102,09 |
Коммерческие расходы | 96140,72 | 68997,90 | 55055,91 | -27142,82 | -13941,99 | 71,77 | 79,79 |
Расходы на тару и упаковку | 26334,00 | 19048,50 | 17286,00 | -7285,50 | -1762,50 | 72,33 | 90,75 |
Расходы на комиссионные сборы посредническим организациям | 32169,00 | 25398,00 | 10112,31 | -6771,00 | -15285,69 | 78,95 | 39,82 |
Расходы на рекламу | 29002,00 | 16932,00 | 17286,00 | -12070,00 | 354,00 | 58,38 | 102,09 |
Прочие | 8635,72 | 7619,40 | 10371,60 | -1016,32 | 2752,20 | 88,23 | 136,12 |
Итого | 213200,00 | 17700,00 | 133,66 | 102,09 |
Наглядно динамика расходов на продажу за 2014 – 2016 гг. представлена на рис. 2.6.
Рисунок 2.6. Динамика расходов на продажу по статьям калькуляции ООО «Меркурий» в 2014-2016 гг., тыс.руб.
По данным таблицы 2.7 прослеживается положительная динамика полной себестоимости товаров в ООО «Меркурий» за 2014 – 2016 гг. В 2015 году общие затраты организации выросли 213200 тыс. руб. (на 34 %), а в 2016 году – на 2 %.
В 2015 году наибольшее увеличение произошло по следующим статьям:
- амортизация основных средств – более, чем в 2 раза;
- общехозяйственные расходы – на 60 %;
В 2016 году общая сумма расходов на продажу ООО «Меркурий» выросла незначительно, в основном за счет увеличения заработной платы работникам.
Таким образом, основной рост стоимости товаров за исследуемый период произошел в результате увеличения товарооборота и общехозяйственных расходов, поэтому мероприятия по снижению затрат должны быть направлены на снижение общехозяйственных расходов.
Анализ прибыли и рентабельности как основных показателей доходности бизнеса
Согласно методике, приведенной в п. 1.2 настоящей работы, первым этапом анализа прибыли предприятия является изучение объема, состава, структуры и динамики прибыли до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования, которыми являются прибыль от продаж и прибыль от прочей деятельности.
Анализ прибыли до налогообложения ООО «Меркурий» за 2014-2016 гг. на основании отчета о финансовых результатах компании (приложение 4) представлен в таблице 2.8.
Таблица 2.8
Анализ прибыли до налогообложения ООО «Меркурий» за 2014-2016 гг.
Показатель | Изменение | ||||||||||
2015 от 2014 | 2016 от 2015 | ||||||||||
Сумма, тыс.руб. | Уд.вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд.вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд.вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд.вес, % | Сумма, тыс.руб. | Уд.вес, % | ||
1. Прибыль от продаж | 24 600 | 107,9 | 22 600 | 116,5 | 18 367 | 104,0 | -2000 | 8,6 | -4233,3 | -12,5 | |
2. Прибыль от прочей деятельности | -1800 | -7,9 | -3200 | -16,5 | -700 | -4,0 | -1400 | -8,6 | 12,5 | ||
3. Прибыль до налогообложения | 17 667 | -3400 | 0,00 | -1733,3 | 0,00 |
По данным таблицы 2.8 можно сделать вывод, что в 2015 по сравнению с 2014 годом величина прибыли до налогообложения снизилась на 3400 тыс. руб. в основном за счет сокращения прибыли от продаж. Аналогичный вывод можно сделать и по изменениям прибыли в 2016 году, поэтому далее целесообразно провести анализ основных источников формирования прибыли в отдельности.
Анализ прибыли от продаж ООО «Меркурий» приведен в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Анализ динамики прибыли от продаж ООО «Меркурий» за 2014-2016 гг., тыс.руб.
Показатели | Абсолютное изменение (+/-) | Темп роста, % | |||||
2015 от 2014 | 2016 от 2015 | 2015 к 2014 | 2016 к 2015 | ||||
Выручка | 670 000 | 895 200 | 910 000 | 225200,0 | 133,61 | 101,65 | |
Себестоимость продаж | 633 400 | 846 600 | 864 300 | 213200,0 | 133,66 | 102,09 | |
Валовая прибыль | 36 600 | 48 600 | 45 700 | 12000,0 | -2900 | 132,79 | 94,03 |
Коммерческие расходы | 14000,0 | 216,67 | 105,13 | ||||
Прибыль от продаж | 24 600 | 22 600 | 18 367 | -2000,0 | -4233 | 91,87 | 81,27 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 17 667 | -3400,0 | -1733 | 85,09 | 91,07 | ||
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | -4000,0 | -9300 | 77,78 | 33,57 |
Согласно данным таблицы 2.9 все показатели прибыли сети магазинов ООО «Меркурий» в 2016 году сократились по сравнению с аналогичными показателями прошлых лет. Наглядно соотношение показателей прибыли компании представлено на рис. 2.7.
Рисунок 2.7. Динамика показателей прибыли ООО «Меркурий» за 2014-2016 гг., тыс.руб.
В таблице 2.10 проведен анализ прибыли ООО «Меркурий» по товарным группам.
Таблица 2.10