Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью

Анализ «качества» прибыли дает возможность правильнойоценки тенденций формирования прибыли как показателя эффективности,источника финансирования потребностей расширенного воспроизводства ивыплаты доходов собственникам, что одновременно позволяет связать уровеньфинансовых результатов с качеством управления.

В большинстве случаев под«качеством» прибыли понимают содержание прибыли, характер ееформирования под воздействием различных внешних и внутренних факторов.Внешними факторами являются: политическая стабильность, состояние экономики страны, региона, темпы инфляции,конъюнктура рынка, банковский процент, размеры налогов,цены на экономические ресурсы, услуги сторонних организацийи др.К внутренним факторам относятся объемы хозяйственно-финансовой деятельности, ассортимент реализуемой продукции,себестоимость производства и реализации продукции, ценыреализации, наличие прочих доходов и расходов, обеспеченностьсобственными оборотными средствами, наличие долгосрочныхкредитов и займов, эффективность использования ресурсногопотенциала (основных и оборотных средств, персонала) и др.

Оценка качества прибыли позволяет решать следующие задачи:оценивать стабильности достигнутого уровня прибыли;выявлять тенденции формирования прибыли;оценивать степень использования ресурсов компании;выявлять резервы роста прибыли;прогнозировать способность компании получать прибыль в будущем,сохранять и повышать темпы ее роста;разрабатывать рекомендации по наиболее эффективномуформированию и использованию прибыли с учетом стратегических плановкомпании.

Показатели, характеризующие влияние стабильности и дохода на «качество»прибыли: абсолютные и относительныепоказатели динамики прибыли, среднюю прибыль за ряд лет, абсолютныепоказатели динамики рентабельности, среднюю рентабельность за ряд лет.

Показатели, характеризующие влияние структуры издержек обращения на«качество»: доля объемовсбыта по сниженным ценам, удельный вес непрофильных низкодоходных илиубыточных видов деятельности, рентабельность продаж определеннойтоварной группы при снижении цены, коэффициент валовой прибыли.

Показатели, характеризующие влияние структуры сбыта на «качество»прибыли: отношение постоянных издержек к полнымиздержкам, соотношение прироста прибыли от продаж и прироста выручки,отношение прибыли от продаж к постоянным издержкам, уровеньоперационного рычага, запас коммерческой надежности (кромка безопасности),производственный леверидж, уровень финансового рычага, дифференциалфинансового рычага.

Показатели, характеризующие влияние структуры оборотных средств на«качество»: доля дебиторской задолженности в общейвеличине оборотных активов, коэффициент оборачиваемости и периодпогашения дебиторской задолженности, доля безнадежных долгов в общейсумме дебиторской задолженности и в выручке, коэффициентплатежеспособности.

Показатели, характеризующие влияние трудового фактора на «качество» прибыли: соотношение фактическихобъемов продаж с прогнозными, коэффициенты текучести и постоянствакадров, кадровый риск, уровень квалификации на предприятии, чистая прибыль на одного работника и на одного работника управления, доля затратна оплату труда управленческого персонала в себестоимости реализованныхпродукции и услуг.

Показатели, характеризующие влияние прочих операций на «качество»: удельный вес прочих доходов в прибылидо налогообложения, соотношение результата от прочих операций с выручкойи с прибылью до налогообложения, удельный вес штрафных санкций в составепрочих операций, сопоставлении сумм уплаченных и полученных штрафовпредприятием, размер доходов от оприходования материальных ценностей порезультатам инвентаризации и их удельный вес в составе прочих доходов,соотношение прибыли до налогообложения и налогооблагаемой прибыли[9],[10].

Под управлением прибылью понимается процесс выработки и принятия решений по основным аспектам ее формирования, распределения и использования. Формированиеприбыли связано с управлением доходами, расходами, ресурсным потенциалом предприятия. Управление распределениеми использованием прибыли связано с выработкой налоговой,дивидендной, инвестиционной, социальной политики, а такжеполитики формирования капитала.

Ключевыми аспектами механизма управления прибылью является ее формирование, распределение и использование, что предусматривает создание на предприятии методического, организационного и информационно-аналитического обеспечения. Методическое обеспечение включает в себя систему методов анализа, планирования и контроля суммы прибыли. Организационное обеспечение в свою очередь включает общую правовую структуру управления предприятием, наличие взаимосвязей и взаимозависимостей между основными отделами и службами. Информационно-аналитическое пространство предполагает использование массива данных, необходимых для совершения мониторинга факторов влияния внешней и внутренней среды предприятия, выявления резервов увеличения прибыли и прибыльности предприятия в целом.

Целью управления прибылью является максимизация капитала собственников предприятия в конкретных условияхтекущего периода и в перспективе.

Исходя из этой цели управление прибылью призвано решать следующие задачи:1. Максимизация размера формируемой прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и рыночнойконъюнктурой. Эта задача реализуется на основе оптимизациисостава ресурсов предприятия и эффективного их использования в конкретных условиях.2. Оптимизация соотношения между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Между этимипоказателями существует прямая связь. С учетом отношенияменеджеров к хозяйственным и финансовым рискам определяется их допустимый уровень и соответственно политика осуществления тех или иных видов деятельности или проведенияхозяйственных операций. Исходя из заданного уровня риска,в процессе управления должен быть максимизирован соответствующий ему уровень прибыли.3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.В процессе формирования прибыли в первую очередь должны быть реализованы резервы ее роста за счет операционной(производственной) деятельности и реального инвестирования,обеспечивающие основу перспективного развития организации.В рамках операционной деятельности основное внимание должнобыть уделено обеспечению роста прибыли за счет интенсивныхфакторов увеличения объемов производства и реализации новыхтоваров (услуг).4. Обеспечение необходимого уровня прибыли на инвестируемый капитал собственникам предприятия. Этот уровеньпри успешной деятельности должен быть не ниже средней нормыприбыли на рынке капитала, возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельностипредприятия, а также инфляционные потери.5. Формирование достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль являетсяосновным внутренним источником формирования финансовыхресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальнуювозможность производственного развития.6. Постоянное возрастание рыночной стоимости предприятия. Эта задачи призвана обеспечить максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в значительной степени определяетсяуровнем и объемами капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. На каждом предприятии, исходяиз условий и задач хозяйственной деятельности, определяетсясистема критериев оптимизации распределения прибыли накапитализируемую и потребляемую части.7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников и наемныхработников организации, должны, с одной стороны, эффективностимулировать трудовой вклад работников в формированиеприбыли, а с другой — обеспечивать достаточно приемлемыйуровень их социальной защиты.

Основным в управлении прибылью предприятия являетсяувеличение ее общей суммы в процессе формирования и эффективное распределение полученной прибыли по отдельнымнаправлениям ее использования. Приоритетным является увеличение суммы прибыли, так как от достижения определенноймассы прибыли во многом зависят формы и пропорции распределения прибыли[11].

Механизм управления формированием суммы прибылиот реализации продукции (от продаж) строится с учетом теснойвзаимосвязи этого показателя с объемом производства и реализации продукции, доходов и расходов (издержек) предприятия.Система этой взаимосвязи, получившая название взаимосвязьиздержек, объема реализации и прибыли (CVP), позволяет выявить роль отдельныхфакторов в формировании прибыли от продаж и обеспечитьэффективное управление этим процессом.

Вотечественнойпрактикеприанализеприбылииспользуютфакторную модельтипа:Прибыль=(цена-себестоимость единицы продукции)*выпуск или объем реализации.

Приэтомисходятизпредположения,чтовсеприведенныефакторы изменяютсясами посебе,независимодруготдруга.Прибыльизменяется прямо пропорциональнообъёмуреализации,если реализуетсярентабельнаяпродукция. Еслипродукцияубыточна,топрибыльизменяетсяобратно пропорциональнообъёмупродаж.

В последнее время всё больший интереспроявляется к методике анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и сбытовых затратна переменные и постоянные и категории маржинального дохода.Затраты постоянные, не зависящие от объема работ: заработная плата административного персонала,амортизация при начислении линейным или одним изускоренных методов, расходы на охрану, ремонт, поддержание оборудования в рабочем состоянии.Затраты переменные, прямо пропорционально зависящие от объема работ: основные материальныезатраты, заработная плата производственных рабочих, амортизация при начислении пропорциональновыработанной продукции.

Дляанализаприбылипосистеме«директ-костинг»используетсяфакторнаямодель типа:Прибыль = (цена – переменные издержки) выпуск или объем реализации – постоянные издержки[12].

Использование системы директ-костинг в финансовом менеджменте отечественных промышленных предприятий дает возможность более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако этовозможно, только при условии организации, планирования и учета издержекпредприятия на основе деления их на постоянные и переменные[13].

Связь между объемом продаж и структурой издержек можнопредставить графически как на рисунке 1.3.

Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru

Рисунок1.3 – Графикбезубыточности

Предприятие может зарабатывать прибыль, если объем реализации его продукции будет превышать некоторый критический объем выручки.Точку пересечения кривой общих издержек с кривой выручкиот реализации принято называть точкой безубыточности, или точкойперегиба. Лишь при переходе этой точки наступает окупаемость всехиздержек и предприятие становится прибыльным.

Критический объем производства – натуральное выражение точки безубыточности, когда выручка равна сумме переменных и постоянных затрат: объем производства и реализации продукции, обеспечивающий безубыточность = Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru

Порог безубыточности или денежное выражение точки безубыточности: критический доход в точке безубыточности = цена за единицу продукции × объем производства и реализации продукции, обеспечивающий безубыточность.

Чем меньше безубыточный объем производства, тем левее точка безубыточности, тем лучше для предприятия, т.к. нужно выпустить меньше продукции, для того чтобы покрыть все издержки[14].

Разная степень влияния переменных и постоянных затрат на величину прибыли при изменении объемов производства обусловливаетэффект операционного рычага. Он состоит в том, что любое изменениеобъема продаж вызывает более сильное изменение прибыли.

Сила воздействия операционного рычага = Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru = Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru

Эффект производственного рычага показывает изменение прибыли на 1% ростаили снижения объема продукции при сложившейсяструктуре затрат на производство. Превышение темпов роста прибыли над темпами роста объема продажобусловлено тем, что прибыль находится в прямойфункциональной зависимости от изменения объемапродаж и в обратной – от изменения себестоимости.Поэтому любое изменение объема продаж вызываетеще большее изменение суммы прибыли.Сила воздействия производственного левериджа(рычага) на прибыль будет выше там, где существенную долю в себестоимости составляют постоянныезатраты. В случае снижения объема продаж возникаетриск того, что предприятие не сможет полностью покрыть свои постоянные затраты, а это неизбежно приведет к снижению прибыли и даже возникновениюубытков. Чем больше производственный леверидж,тем выше риск деятельности организации.

Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать онаращивании производственной мощи предприятия, отехническом перевооружении, повышении производительности труда, а также о реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Все эти факторы, несомненно, являющиеся положительными, проявляются в увеличении доли постоянных расходов и приводят к увеличению эффектапроизводственного левериджа.Эффект производственного левериджа (рычага)тем больше, чем выше значение производственноголевериджа, т.е. чем выше доля постоянных затрат вструктуре себестоимости. Большее значение эффектапроизводственного левериджа (рычага) позволяетпредприятию быстрее наращивать прибыль.

Данная методика анализа чувствительности прибыли к изменениюосновных определяющих ее величину факторов – объема производства,цен продукции и издержек – позволяет решать многие частные задачи вобласти ценообразования,организации производства (использованиепроизводственных мощностей), эффективности инвестиций.

Предел (маржа) безопасности — рассчитывается какразность между объемом производства продукции, обеспечивающим получение целевой прибыли, и критическим объемомпроизводства. Она показывает, насколько может сократиться объем реализации, преждечем компания понесет убыток.

Предел (маржа) безопасности = 1 - Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru (выражается и в относительной величине).

Запас финансовой прочности — рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, обеспечивающей получение целевой прибыли, и критической (пороговой)выручкой. Запас финансовой прочности по сути соответствуетпределу безопасности, но рассчитывается не в натуральных показателях, а в рублях.

Запас финансовой прочности характеризуют размер возможного снижения стоимостного объема реализации продукциипри неблагоприятной рыночной конъюнктуре, который позволяет работать безубыточно.

Предел безопасности и запас финансовой прочности могутбыть выражены относительными величинами, в виде коэффициентов безопасности.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности,характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Показатели рентабельности можно подразделить на следующиеосновные группы:рентабельность продукции;рентабельность продаж;рентабельность активов;рентабельность собственного капитала.

Рентабельность продукции показывает получение прибыли содного рубля затрат, определяется по формуле: рентабельность = Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru

Рентабельность продаж дает представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализованной продукции, показывает, какой процент прибыли получает предприятие с 1рубля реализации. Определяется по формуле: рентабельность = Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru

Рентабельность активов характеризует отдачу на 1 рубльактивов предприятия, определяется по формуле: рентабельность = Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru

Рентабельность собственного капитала характеризует отдачу с 1 рубля собственного капитала, определяется по формуле: рентабельность = Качество» прибыли и его показатели. Управление прибылью - student2.ru

Наибольшее распространение в аналитической работе внастоящее время имеют показатели рентабельности продаж ирентабельности активов (вложенного капитала)[15].

В зарубежной практике используется ряд показателей, позволяющих оценить уровень прибыльности от продажи продукции и степень использования средств: 1. ReturnonCommonEquity (RСE) илиReturnonEquity (ROE) – являетсяосновным показателем доходности и эквивалентенкоэффициенту рентабельности собственного (акционерного) капитала. Данный коэффициент рассчитывается как соотношение чистой прибыли к среднему значению собственного капитала. Основная смысловая нагрузка коэффициента ROE состоит в том, что он показывает долю прибыли в собственном капитале, вложенном в компанию ее владельцами (акционерами), то есть меру вознаграждения, получаемого за принятие на себя риска, связанного с помещением средств в рисковое предприятие.2. ReturnonAssets (ROA) илиReturnonTotalAssets (ROTA) — рентабельностьактивов, чащевсегорассчитывается как отношение чистой прибыли (или прибыли после выплаты процентов, но до уплаты налогов) к общей сумме активов компании. Данный коэффициент характеризует эффективность стратегии компании в целом, включая то, как построена структура ее финансирования, насколько эффективно размещены долгосрочная и краткосрочная задолженности и др.3. ReturnonCapitalEmployed (ROCE) — рентабельность рабочего капитала, рассчитываемая путем деления прибыли до выплаты процентов и налогов на разницу между общей суммой активов итекущимиобязательствамикомпании.4. ReturnonInvestment (ROI) илиReturnonInvestedCapital (ROIC) — рентабельностьинвестиций,рассчитывается как соотношение оперативного характерного результата деятельности компании ксреднему значению инвестированного капитала. Этот коэффициент характеризует в процентном отношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала (сумме основного и оборотного капитала) независимо от формы финансовых вложений предприятия. Он носит частичный характер, поскольку позволяет судить об экономической эффективности главного оперативного оборота(основного производства), но не отражает состояние других оперативных оборотов (например, финансовых вложений заемного капитала).5. ReturnonSales (ROS) или ProfitMargin (РМ) — часто переводится как «норма прибыли», однако соответствует коэффициенту рентабельности продаж (оборота) и рассчитывается как отношениеприбыли до уплаты налогов к чистой выручке от продаж. Этот показатель позволяет проводить непосредственные сравнения между компаниями одной и той же отрасли независимо от наличия у них задолженности по выплате налогов, использования ими налоговых скидок или кредитов. В практике хозяйствования западными компаниями чаще используется показатель ROS, рассчитываемый как соотношение чистой прибыли к чистым продажам. При этом чистый объем продажпонимается как стоимость продаж в течение определенного периода за вычетом косвенных налогови возврата реализованной продукции. Коэффициент ROS отражает ту часть денежных поступлений,которая реально остается в компании с каждой денежной единицы проданной продукции. Чем вышеего значение, тем большими возможностями располагает компания для финансирования своего развития за счет внутренних источников. В целом этот показатель характеризует прибыльность продаж,отражая существующие отношения между расходами и доходами и, следовательно, эффективностьпроизводства (использованные ресурсы по отношению к полученным результатам). 6. Assetsturnover(AT) — коэффициент оборачиваемости активов (или коэффициент использования активов, коэффициент трансформации) дает представление об эффективности менеджмента компании. Он рассчитывается как соотношение чистого объемапродаж к средней величине активов и показывает, сколько раз вложенный капитал возвращается вликвидной форме через продажи. Коэффициент AT служит инструментом контроля за расходованием средств на приобретение активов с позиции того, насколько оно способствует достижению главной цели компании — расширению рынка сбыта продукции и увеличению массы прибыли.Взаимосвязь между показателями AТ и ROS (их произведение) выражается посредством показателя RОІ. Таким образом, рентабельность вложенного капитала — это результирующая как эффективности производства (техники и процесса производства) и способности устанавливать определенные цены приобретения и продажи, выраженная коэффициентом ROS, так и способности менеджмента организовывать и координировать различные взаимосвязанные направления деятельности дляускорения ритма производственного цикла (отражаемой в показателе AТ)[16].

Наши рекомендации