Стратегические и оперативные показатели
Существует ряд показателей, используемых для стратегического управления производительностью бизнеса. Сюда входят:
• стратегические показатели: привлекательность рынка (структура отрасли, темпы роста, концентрация, инновации, покупательная способность, сложность логистики) и конкурентная сила (относительная доля рынка, относительное качество, интеллектуальная собственность, взаимодействие с покупателями);
• организационные показатели:корпоративная культура, стройность организации, система поощрений, структура, назначение, процессы и развитие человеческих ресурсов;
• оперативные меры:удовлетворение покупателя, совершенствование продукта или услуги, оптимизация использования мощностей, рост продуктивности, аутсорсинг.
В зависимости от относительной важности различных показателей для компании, ее система показателей может отслеживать как оперативные и фиксированные цели (например, 99% новых товаров на полках в магазинах Sainsbury), так и стратегические и гибкие (например, цель Microsoft стать законодателем стандартов в информационных сетях).
Две стороны стратегического достижения
1. Формулирование:определение самой лучшей стратегии.
2. Реализация:исполнение стратегии вплоть до достижения желаемого результата.
Хотя обе части необходимы для достижения компанией лучших результатов, именно в реализации стратегии кроются причины успеха или поражения.
Связь между созданием стратегического устремления и его реализацией
Стратегическое устремление должно развиваться на базе опыта, получаемого при его реализации. Если процесс создания стратегии с помощью плановиков или консультантов отделен от процесса ее реализации, это является барьером на пути эволюции успешной стратегии. Установление связи между построением и реализацией стратегии способствует неразрывной целостности процесса, в результате которого появляется и развивается динамичная стратегия (Peter Skat-Rordam, 2003).
Мобилизация компании
В организации, нацеленной на новые возможности, процесс создания и реализации динамичной стратегии идет как сверху вниз, так и снизу вверх. Развитие бизнеса на основе возможностей в значительной степени является результатом использования открывающихся возможностей сотрудниками на всех иерархических уровнях. Благодаря этому формируются «строительные блоки» для создания стратегии, которую на конечном этапе синтезируют руководители фирмы. Таким образом, мобилизация всей компании жизненно необходима.
Самая серьезная преграда на пути реализации стратегии
Самой серьезной преградой на пути реализации стратегии является традиционный функциональный менталитет многих топ-менеджеров. В основе функционального менталитета лежит направление взгляда «изнутри наружу», при котором самыми главными факторами являются концентрация на задачах отдела, отношения, основанные на формальной отчетности снизу вверх, и иерархия власти. Функциональная точка зрения также поддерживает традиционную оценку производительности на основании использования бюджета отделами и консервативный взгляд на технологии (Spanyi, 2003).
Подход, основанный на корпоративных возможностях
Организации, которые достигают высоких результатов в реализации стратегий, знают, как создать для своей фирмы устойчивую ценность в глазах покупателей и акционеров с помощью определения ключевых корпоративных способностей и применения сбалансированного подхода к бизнес-системам. В ресурсной модели, основанной на способностях, при оценке производительности используется не традиционная схема, базирующаяся на степени использования бюджета, а более сбалансированная модель, которая рассматривает также такие вопросы, как своевременность, качество и стоимость создания и доставки продуктов и услуг покупателю.
Что такое принцип «80/20»?
Принцип «80/20» (или принцип Парето) утверждает, что существует естественный дисбаланс между тем, что имеется на входе, и тем, что получается на выходе, между причинами и следствиями, между усилиями и результатами. Меньшая доля причин, ресурсов и усилий приводит к большинству результатов, продуктов и успехов. Небольшая часть вещей является наиболее важной, остальные не так важны.
Мышление «80/20»
Мышление «80/20», применяемое в повседневной жизни, способно помочь изменить стереотип поведения и сконцентрироваться на наиболее важных 20%. Действия, основанные на мышлении «80/20», помогут достичь большего с меньшими затратами. Чтобы начать мыслить по принципу «80/20», следует постоянно спрашивать самого себя: где те 20% на входе, которые приводят к 80% на выходе? Никогда не предполагай, что ответ тебе известен автоматически, а потрать некоторое время, чтобы творчески обдумать это. Каждый грамм прозрения, полученного в результате затрат некоторого количества времени, может привести за собой пуды прозрения, полученного на базе интуиции или воображения.