Новый взгляд на стратегическое управление ресурсная теория
В настоящее время доминирующим взглядом на сущность бизнес-стратегии является ресурсная теория. Она основывается на концепции экономической ренты и взгляде на компанию как на коллекцию способностей. Такой подход к выстраиванию стратегии играет как связующую, так и интегрирующую роли, которые дают ему огромное преимущество по сравнению с другими механизмами стратегического принятия решений.
В отличие от модели входа/выхода (модель В/В) ресурсная модель основывается на утверждении, что внутрифирменная среда в виде ресурсов и способностей компании является более важной для определения стратегических действий, чем внешняя рыночная среда. Вместо того чтобы фокусироваться на сборе ресурсов, необходимых для реализации стратегии, диктуемой условиями и ограничениями внешней среды, как рекомендует модель В/В, ресурсная модель призывает строить стратегию с опорой на уникальные ресурсы и способности фирмы. Выбранная стратегия должна позволять фирме наилучшим образом эксплуатировать свои основные способности и преимущества для использования возможностей, возникающих во внешней бизнес-среде.
вития существующих ресурсов и способностей и создания новых в ответ на быстрые изменения ситуации на рынках.
ресурсы и способности
Ресурсы — это «исходные данные» для производственного процесса фирмы, такие как финансы, оборудование, умения индивидуальных сотрудников, патенты и талантливые менеджеры. Ресурсы могут быть разделены на три категории: физический капитал, человеческий капитал и организационный капитал.
Способность — это потенциальная пригодность интегрированного набора ресурсов для выполнения какой-либо деятельности или дерзкой задачи.
Устойчивое конкурентное преимущество:
В соответствии с ресурсной моделью конкурентное преимущество компании создается на основе ее способности собрать и использовать нужную комбинацию ресурсов. Устойчивое конкурентное преимущество достигается путем постоянного развития существующих ресурсов и способностей и создания новых в ответ на быстрые изменения ситуации на рынках.
Ресурсы и способности
Ресурсы — это «исходные данные» для производственного процесса фирмы, такие как финансы, оборудование, умения индивидуальных сотрудников, патенты и талантливые менеджеры. Ресурсы могут быть разделены на три категории: физический капитал, человеческий капитал и организационный капитал.
Способность — это потенциальная пригодность интегрированного набора ресурсов для выполнения какой-либо деятельности или дерзкой задачи.
Создание экономической ренты
Ресурсная модель стратегического управления обращает особое внимание на создание экономической ренты за счет отличительных способностей фирмы. Экономическая рента, или экономическая добавочная стоимость (ЭДС), — это то, что компании зарабатывают сверх стоимости капитала, использованного в их бизнесе. Это — мера конкурентного преимущества, а конкурентное преимущество, в свою очередь, — это единственное средство, с помощью которого компании могут заработать экономическую ренту на конкурентном рынке. Цель компании — увеличить экономическую ренту, а не прибыль. Компании, которые увеличивают свои прибыли, но не свою экономическую ренту (например, за счет инвестиций и приобретений, в которых прибыли не покрывают стоимости капитала), разрушают сами себя.
Что такое менеджмент на основе сознательности
Управление на основе сознательности — это действия, которые создают гармонию между людьми, ресурсами и методами для достижения целей, ведущих к развитию человека, расширению социальных благ и повышению глобального благосостояния.
Основные принципы
• Материальное богатство вторично, духовное совершенство первично.
• Этичный бизнес посвящает себя священной цели всеобщего благоденствия. Бизнес не бывает ни черным, ни белым. Бизнес священен! Все зависит от того, в каком духе он был создан и как ведется, от принципов, на которых он построен и на использование которых настроен.
• В гуманистическом подходе, отношении и поведении скрывается гораздо больше преимуществ, чем традиционные менеджеры могут себе представить в самых смелых мечтах.
• Ценности, ориентация на ценности и лидерство, основанное на ценностях, развиваются на основе опыта.
• Поскольку духовность абсолютна, борьба за ее реализацию — бесконечный процесс перемен.
Бизнес-кейс: Корпоративные стратегии развития сознательности, предлагаемые Hewlett Packard
Следующие стратегии предлагаются любой организации, желающей стать глобальным гражданином.
1. Возьми на себя обязательства. Высшее руководство, включая высшее руководство поставщиков, должно принимать в этом участие. Ожидания должны быть определены, и программа должна быть официально опубликована.
2. Сделай так, чтобы все узнали. Программа и ее цели должны стоять во главе угла, определяя базис для работы с сотрудниками и поставщиками. Создай вебсайт, сделай программу предметом постоянного обсуждения, чтобы люди всегда помнили о ней. Также важно делиться выгодами, получаемыми от программы, и пропагандировать их. Твои поставщики должны знать, что тот, кто примет участие в программе, получит больше контрактов.
3. Информируй и сотрудничай. Открытое информирование и активное участие гораздо важнее, чем любые политические акции. Информирование приводит к быстрому участию.
4. Создавай альянсы, чтобы добиться успеха. Партнерства могут создаваться на нескольких уровнях, включая: а) внутренних акционеров (особенно тех, кто работает с поставщиками); б) членов цепочки поставок; в) промышленные группы; г) правительственные учреждения; д) неправительственные организации.
P.S. Путешествие к социальной сознательности — дело непростое, но важно помнить, что это— путешествие. Главное — начать, с чего можешь. Если ждать, когда все условия и планы будут созданы, путешествие может никогда не начаться. Так что не жди. Начинай двигаться!
Человек, не обладающий информацией,
не может взять на себя ответственность.
Человек, которому предоставили
информацию, не может не взять на себя
ответственности.
Ян Карлсон