Новый взгляд на стратегическое управление ресурсная теория

В настоящее время доминирующим взглядом на сущ­ность бизнес-стратегии является ресурсная теория. Она ос­новывается на концепции экономической ренты и взгляде на компанию как на коллекцию способностей. Такой подход к выстраиванию стратегии играет как связующую, так и интег­рирующую роли, которые дают ему огромное преимущество по сравнению с другими механизмами стратегического при­нятия решений.

В отличие от модели входа/выхода (модель В/В) ресурс­ная модель основывается на утверждении, что внутрифир­менная среда в виде ресурсов и способностей компании яв­ляется более важной для определения стратегических дейст­вий, чем внешняя рыночная среда. Вместо того чтобы фоку­сироваться на сборе ресурсов, необходимых для реализации стратегии, диктуемой условиями и ограничениями внешней среды, как рекомендует модель В/В, ресурсная модель при­зывает строить стратегию с опорой на уникальные ресурсы и способности фирмы. Выбранная стратегия должна позволять фирме наилучшим образом эксплуатировать свои основные способности и преимущества для использования возможно­стей, возникающих во внешней бизнес-среде.

вития существующих ресурсов и способностей и создания но­вых в ответ на быстрые изменения ситуации на рынках.

ресурсы и способности

Ресурсы — это «исходные данные» для производственно­го процесса фирмы, такие как финансы, оборудование, уме­ния индивидуальных сотрудников, патенты и талантливые менеджеры. Ресурсы могут быть разделены на три категории: физический капитал, человеческий капитал и организацион­ный капитал.

Способность — это потенциальная пригодность интегри­рованного набора ресурсов для выполнения какой-либо дея­тельности или дерзкой задачи.

Устойчивое конкурентное преимущество:

В соответствии с ресурсной моделью конкурентное преиму­щество компании создается на основе ее способности собрать и использовать нужную комбинацию ресурсов. Устойчивое кон­курентное преимущество достигается путем постоянного развития существующих ресурсов и способностей и создания новых в ответ на быстрые изменения ситуации на рынках.

Ресурсы и способности

Ресурсы — это «исходные данные» для производственно­го процесса фирмы, такие как финансы, оборудование, уме­ния индивидуальных сотрудников, патенты и талантливые менеджеры. Ресурсы могут быть разделены на три категории: физический капитал, человеческий капитал и организацион­ный капитал.

Способность — это потенциальная пригодность интегри­рованного набора ресурсов для выполнения какой-либо дея­тельности или дерзкой задачи.

Создание экономической ренты

Ресурсная модель стратегического управления обращает особое внимание на создание экономической ренты за счет отличительных способностей фирмы. Экономическая рен­та, или экономическая добавочная стоимость (ЭДС), — это то, что компании зарабатывают сверх стоимости капитала, использованного в их бизнесе. Это — мера конкурентного преимущества, а конкурентное преимущество, в свою оче­редь, — это единственное средство, с помощью которого компании могут заработать экономическую ренту на кон­курентном рынке. Цель компании — увеличить экономиче­скую ренту, а не прибыль. Компании, которые увеличивают свои прибыли, но не свою экономическую ренту (например, за счет инвестиций и приобретений, в которых прибыли не покрывают стоимости капитала), разрушают сами себя.

Что такое менеджмент на основе сознательности

Управление на основе сознательности — это действия, которые создают гармонию между людьми, ресурсами и методами для достижения целей, ведущих к развитию че­ловека, расширению социальных благ и повышению гло­бального благосостояния.

Основные принципы

• Материальное богатство вторично, духовное совер­шенство первично.

• Этичный бизнес посвящает себя священной цели всеобщего благоденствия. Бизнес не бывает ни черным, ни белым. Бизнес священен! Все зависит от того, в ка­ком духе он был создан и как ведется, от принципов, на которых он построен и на использование которых на­строен.

• В гуманистическом подходе, отношении и поведе­нии скрывается гораздо больше преимуществ, чем тради­ционные менеджеры могут себе представить в самых сме­лых мечтах.

• Ценности, ориентация на ценности и лидерство, ос­нованное на ценностях, развиваются на основе опыта.

• Поскольку духовность абсолютна, борьба за ее реа­лизацию — бесконечный процесс перемен.

Бизнес-кейс: Корпоративные стратегии развития сознательности, предлагаемые Hewlett Packard

Следующие стратегии предлагаются любой организа­ции, желающей стать глобальным гражданином.

1. Возьми на себя обязательства. Высшее руководство, включая высшее руководство поставщиков, должно принимать в этом участие. Ожидания должны быть определены, и программа должна быть официально опубликована.

2. Сделай так, чтобы все узнали. Программа и ее цели должны стоять во главе угла, определяя базис для ра­боты с сотрудниками и поставщиками. Создай веб­сайт, сделай программу предметом постоянного об­суждения, чтобы люди всегда помнили о ней. Также важно делиться выгодами, получаемыми от програм­мы, и пропагандировать их. Твои поставщики должны знать, что тот, кто примет участие в программе, получит больше контрактов.

3. Информируй и сотрудничай. Открытое информиро­вание и активное участие гораздо важнее, чем любые политические акции. Информирование приводит к быстрому участию.

4. Создавай альянсы, чтобы добиться успеха. Партнер­ства могут создаваться на нескольких уровнях, вклю­чая: а) внутренних акционеров (особенно тех, кто ра­ботает с поставщиками); б) членов цепочки поставок; в) промышленные группы; г) правительственные уч­реждения; д) неправительственные организации.

P.S. Путешествие к социальной сознательности — дело непростое, но важно помнить, что это— путешествие. Главное — начать, с чего можешь. Если ждать, когда все условия и планы будут созданы, путешествие может ни­когда не начаться. Так что не жди. Начинай двигаться!

Человек, не обладающий информацией,

не может взять на себя ответственность.

Человек, которому предоставили

информацию, не может не взять на себя

ответственности.

Ян Карлсон

Наши рекомендации